Есть вопросы?

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Мне с Вами не интересно.
Чтож Вы так себя выпячиваете? Испугались диалога о духе и Духе?
Нужно цитаты не выхватывать, а полностью изучать текст, в котором они находятся.
ТИПВ
«Итак, Слово Божие соединилось с плотью при помощи ума, посредствовавшего между чистотою Божиею и грубостью плоти. Ибо ум, с одной стороны, есть руководящее начало как души, так и плоти. С другой стороны, ум есть чистейшая часть души; а Бог – руководящее начало и ума; и когда ум Христов получает позволение со стороны стоящего выше, то он показывает свою верховную власть. Но он побеждается и следует стоящему выше, и совершает то, что желает Божественная воля.
Далее, ум сделался местом ипостасно соединенного с ним Божества, подобно тому как, без сомнения, и плоть;...».
В данном тексте речь идет не о том, что только ум может принимать благодать, а о том-
что все Божеское естество в Одной из Своих Ипостасей соединено со всем человеческим естеством, а не часть с частью.

Смотрим догматическое богословие.


"Дух приходит в «мир сей» не как подчиненная или безличностная сила. Будучи Самоипостасным и равночестным Первым Двум Ипостасям, посылаемый Ими, Он, по выражению святителя Григория Паламы, «Сам от Себя приходит» (т. е. по Своей воле) и становится видимым в огненных языках Пятидесятницы. Таким образом, явление Святого Духа в мир есть общее дело Святой Троицы [25].

Со дня Пятидесятницы Утешитель пребывает в Церкви. Прежде всего Он, а никто другой, соединяет нас со Святой Троицей посредством благодати. Он является Освятителем твари. В стяжании благодати Святого Духа состоит цель христианской жизни. Конечно, благодать свойственна Божественной Природе, а значит, всем Трем Лицам, но Дух Святой есть Тот, Кто сообщает благодать. Нет никакого дара, который нисходил бы на творение без Духа Святого, учит святитель Василий Великий."

" Апостол Павел предупреждает, что между естественным философским знанием и благодатным христианским ведением Бога существует глубокая пропасть:
«Смотрите, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 8-9).

Богословие основывается на откровении, а философия — на ряде отвлеченных идей или постулатов. Богословие исходит из факта — из Откровения, полнота которого дана во Христе, ибо Бог… в эти дни последние говорил нам в Сыне (Евр. 1, 1-2). Философия же, рассуждающая о Боге, исходит не из факта явления Живого Бога, а из отвлеченной идеи Божества. Для философов Бог — удобная для построения философской системы идея. Для богослова же Бог есть Тот, Кто ему открывается и Кого невозможно познать рассудочно, вне Откровения.

Евангельская заповедь: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8) — ясно указывает на прямую зависимость способности к боговидению или богопознанию от нравственного состояния человека.

Средствами для стяжания благодати служат пост, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро, но более всего молитва. Молитва — непосредственное и личное предстояние перед Богом. Именно молитва помогает собиранию воедино сил души в духовном центре человека, именуемом в Писании сердцем. Из сердца исходят помышления добрые и злые (Мф. 12, 34—35; 15, 19; Мк. 7, 21). И все аскетическое предание христианского Востока утверждает, что сердце «есть средоточие человеческого существа, корень деятельных способностей, интеллекта и воли, точка, из которой исходит и к которой возвращается вся духовная жизнь.
Благодать сердцем проходит во все человеческое естество».
Далее уже следует за сердцем душа.
За движениями сердца должен следить ум — высший элемент человеческого естества, являющийся той созерцательной способностью души, которой человек устремляется к Богу. На высоких ступенях молитвенного делания благодать Божия возвращает ум подвижника и другие силы его души из состояния рассеяния и соеди к безмолвному предстоянию души перед Богом.

Высшее ведение Бога открывается, когда человек достигает любви к Богу и ближним, ибо всякий любящий рожден от Бога и знает Бога… потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 7—8). Любовь, согласно учению святого Исаака Сирина, есть плод молитвы. «Любовь есть вместилище духовного и водворяется в чистоте души. Когда ум станет в области любви, тогда действует благодать, ум приемлет духовное созерцание и делается зрителем сокровенного».

В такой последовательности молитвенной жизни, без ненужной и излишней экзальтации философских позиций, человек движется к своему спасению.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Ученик. Что значит место сердечное, о котором говорят святые Симеон, Новый Богослов, Никифор монашествующий и другие Отцы ?

Старец. Это – словесная сила или дух человека, присутствующий в верхней части сердца, против левого сосца, подобно тому как ум присутствует в головном мозге. При молитве нужно, чтоб дух соединился с умом и вместе с ним произносил молитву, причем ум действует словами, произносимыми одною мыслию или и с участием голоса, а дух действует чувством умиления или плача. Соединение даруется в свое время Божественною благодатию, а для новоначального достаточно, если дух будет сочувствовать и содействовать уму. При сохранении внимания умом, дух непременно ощутит умиление. «Дух» обыкновенно называется «сердцем», как и вместо слова «ум» употребляется слово «голова». Аскетические опыты Брянчанинов

Какие бы определения не имели понятие УМ и СЕРДЦЕ все равно это разное. Впрочем некоторые Отцы отождествляют....с этим не спорю
Митрополит Иерофей (Влахос).

Ум и сердце

Умом зовется и сущность души, то есть сердце. Это отождествление ума и сердца встречается во многих местах Священного Писания и святоотеческих сочинений, так что термины «ум» и «сердце» заменяют друг друга. Господь называет блаженными чистых сердцем: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). Бог открывается в сердце, и там познает Его человек. Апостол Павел пишет, что в сердце совершается и просвещение от Бога: «...озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2Кор.4:6). Тот же апостол молится, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения, к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали... (Еф.1:17–18). Таким образом, сердце принимает откровение познания Бога. В других случаях слово «сердце» заменяется словом «ум». После Своего воскресения Господь, явившись среди Своих учеников, отверз им ум к уразумению Писаний (Лк.24:45). Поскольку человек познает Бога через отверзение сердечных очей и очищение сердца, выражение «отверз ум» равнозначно выражению «отверз сердце». Кроме того, я уверен, что слова «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» соотносятся с апостольским высказыванием: «... преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим.12:2).
Следовательно, ум в этом смысле называется и сердцем, так что оба термина взаимозаменяемы. Преподобный Максим Исповедник говорит, что слово Христа «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто» (Лк.11:41) сказано «уже не занимающимся вещами, до тела касающимися, а старающимся очистить от ненависти и невоздержания ум свой, который Господь называет сердцем. Ибо все оное, оскверняющее ум, не дает ему видеть живущего в нем Христа благодатию святого крещения» (Добр. Т.3. С.224). Итак, умом называется и сущность души, то есть сердце. В этом значении ум и сердце отождествляются, поскольку в уме обитает Христос.
azbyka.ru
Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души, 2. Связь между душой, умом, сердцем и мыслью (разумом) - митрополит Иерофей (Влахос) - читать, скачать
Труд митрополита Иерофея (Влахоса) «Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души». Большинство творений и сочинений нашей Библиотеки можно скачать в форматах EPUB, FB2, PDF.
azbyka.ru azbyka.ru
 
Православный христианин
Митрополит Иерофей (Влахос).

Ум и сердце

Умом зовется и сущность души, то есть сердце. Это отождествление ума и сердца встречается во многих местах Священного Писания и святоотеческих сочинений, так что термины «ум» и «сердце» заменяют друг друга. Господь называет блаженными чистых сердцем: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). Бог открывается в сердце, и там познает Его человек. Апостол Павел пишет, что в сердце совершается и просвещение от Бога: «...озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2Кор.4:6). Тот же апостол молится, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения, к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали... (Еф.1:17–18). Таким образом, сердце принимает откровение познания Бога. В других случаях слово «сердце» заменяется словом «ум». После Своего воскресения Господь, явившись среди Своих учеников, отверз им ум к уразумению Писаний (Лк.24:45). Поскольку человек познает Бога через отверзение сердечных очей и очищение сердца, выражение «отверз ум» равнозначно выражению «отверз сердце». Кроме того, я уверен, что слова «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» соотносятся с апостольским высказыванием: «... преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим.12:2).
Следовательно, ум в этом смысле называется и сердцем, так что оба термина взаимозаменяемы. Преподобный Максим Исповедник говорит, что слово Христа «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто» (Лк.11:41) сказано «уже не занимающимся вещами, до тела касающимися, а старающимся очистить от ненависти и невоздержания ум свой, который Господь называет сердцем. Ибо все оное, оскверняющее ум, не дает ему видеть живущего в нем Христа благодатию святого крещения» (Добр. Т.3. С.224). Итак, умом называется и сущность души, то есть сердце. В этом значении ум и сердце отождествляются, поскольку в уме обитает Христос.
azbyka.ru
Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души, 2. Связь между душой, умом, сердцем и мыслью (разумом) - митрополит Иерофей (Влахос) - читать, скачать
Труд митрополита Иерофея (Влахоса) «Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души». Большинство творений и сочинений нашей Библиотеки можно скачать в форматах EPUB, FB2, PDF.
azbyka.ru azbyka.ru
Ну я же написал что у одних Отцов ум отождествляется с сердцем у других раздельны понятия, что вы меня Влахосами давите?... Это зависит какой смысл вкладывают в определение.... Это как душа двухсоставна или трехсоставна...Есть единая точка зрения? Конечно нет.... Или все спасутся или только православные? Да кто это знает.... Мы здесь опереруем земными категориями и понятиями....Читали Канта о вещи в себе?
 
Крещён в Православии
Ну я же написал что у одних Отцов ум отождествляется с сердцем у других раздельны понятия, что вы меня Влахосами давите?... Это зависит какой смысл вкладывают в определение.... Это как душа двухсоставна или трехсоставна...Есть единая точка зрения? Конечно нет.... Или все спасутся или только православные? Да кто это знает.... Мы здесь опереруем земными категориями и понятиями....Читали Канта о вещи в себе?
У всех отцов отождествляется.

Интересно Вы как аскет составность души в чем определяете?
 
Православный христианин
Интересно Вы как аскет составность души в чем определяете
Что значит в чем? в килограммах? в километрах? Разум , воля и чувства.....это про силы души но они не отвечают на вопрос в ЧЕМ......
Душа в теле, в душе – ум, в уме – слово, коими созерцаемый и прославляемый Бог обессмертивает душу, даруя ей нетление и наслаждение вечное (прп. Антоний Великий, 89, 82)
 
Крещён в Православии
Что значит в чем? в килограммах? в километрах? Разум , воля и чувства.....это про силы души но они не отвечают на вопрос в ЧЕМ......
Душа в теле, в душе – ум, в уме – слово, коими созерцаемый и прославляемый Бог обессмертивает душу, даруя ей нетление и наслаждение вечное (прп. Антоний Великий, 89, 82)
Почему Вы находитесь в постоянном раздражении? Вы же аскет, должны ко всему относится спокойно.

Вопрос: В чем? Например в отдельных частях.

Душа по своей сущности простая. Она имеет энергию, которая разделяется на три силы. Разумную, волевую и чувственную. Поэтому, когда начинают писать о составности души, где термин «душа» указывает на сущность, всегда возникает вопрос, в той формулировке, которую я использовал. Необходимо говорить о силах души, которые не разделяют саму душу на некий состав.
 
Православный христианин
Почему Вы находитесь в постоянном раздражении?
.То что у нас разные взгляды это не значит что я к вам испытываю раздражение или неприязнь
У всех отцов отождествляется.
И что это официальная позиция Церкви? или все таки мнение, хоть большинства Отцов?
Необходимо говорить о силах души, которые не разделяют саму душу на некий состав
Душу нет. А человека да, на дух душу и тело или душу и тело.... Мнение о Духе в человека это часть души или отдельная высшая сила
 
Крещён в Православии
1. .То что у нас разные взгляды это не значит что я к вам испытываю раздражение или неприязнь

2. И что это официальная позиция Церкви? или все таки мнение, хоть большинства Отцов?

3. Душу нет. А человека да, на дух душу и тело или душу и тело.... Мнение о Духе в человека это часть души или отдельная высшая сила
1. Давайте будем вести диалог в спокойной манере.

2. Я не понимаю таких фраз, типа: «официальная позиция Церкви». Что надо под этим понимать? В чем выражается и как выражается позиция Церкви?

3. Человек создан двух природным. Само понятие «человек» как видовой вид всегда один. Поэтому «человек» всегда один, а его ипостаси всегда двухприродные. Дух же есть или благодать, данная для способа благобытия, либо разумная сила души. Но в любом случае человек всегда двухприродный.
 
Православный христианин
В чем выражается и как выражается позиция Церкви?
В соборном определении
Поэтому «человек» всегда один, а его ипостаси всегда двухприродные
Вы опять таки начинаете оперировать философско-богословскими терминами....Ну двухприродно ну трехприродна, что это вам дает в деле вашего спасения? Вы видите в этом добродетель? А я в этом ничего не вижу... Бесы точнее нас знают сколько у нас природ и ипостасей....Я же вам говорю вы делаете уклон на эту схоластику....Аристотелевский томизм.........Впрочем мне интересно сможете вы меня убедить о влиянии на духовно-практическую жизнь христианина философско-познавательного дискурса об абстрактных богословских понятиях..... Вот, ипостась, ведь оно наделяется смыслом только тем которым мы его наделяем в рамках нашей земной категории...Грубо говоря, здесь, в материальном мире, мы мыслим и даем определения предметам ограниченным нашим умом и познаниями.... Например, допустим я слепой.....Опишите мне красный цвет. Можете? Вот как вы мне красный цвет описали так я и буду думать о нем Так вот мы в материальном мире слепы еще, как апостол сказал зрим как в тусклое стекло , гадательно......Что такое Ипостась, Что такое Душа? Что такое Совесть? Кант "вещь в себе", очень рекомендую...
 
Россия
Православный христианин
Помню, у Максима Исповедника или у кого-то из отцов была та мысль, что силен тот, кто созерцание сочетает с деятельностью, потому что деятельность без созерцания слаба, а созерцание без деятельности бесплодно.

Схоластика бесплодна именно по причине недостатка опытного богопознания. Это созерцание, оторвавшееся от деятельности, и потому ставшее бесплодным.

Нельзя дать определение таким простым понятиям как Бог, человеческий дух, совесть, красный цвет, но можно указать последовательность действий, при выполнении которой другой человек уяснит их смысл.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
В соборном определении

Вы опять таки начинаете оперировать философско-богословскими терминами....Ну двухприродно ну трехприродна, что это вам дает в деле вашего спасения? Вы видите в этом добродетель? А я в этом ничего не вижу... Бесы точнее нас знают сколько у нас природ и ипостасей....Я же вам говорю вы делаете уклон на эту схоластику....Аристотелевский томизм.........Впрочем мне интересно сможете вы меня убедить о влиянии на духовно-практическую жизнь христианина философско-познавательного дискурса об абстрактных богословских понятиях..... Вот, ипостась, ведь оно наделяется смыслом только тем которым мы его наделяем в рамках нашей земной категории...Грубо говоря, здесь, в материальном мире, мы мыслим и даем определения предметам ограниченным нашим умом и познаниями.... Например, допустим я слепой.....Опишите мне красный цвет. Можете? Вот как вы мне красный цвет описали так я и буду думать о нем Так вот мы в материальном мире слепы еще, как апостол сказал зрим как в тусклое стекло , гадательно......Что такое Ипостась, Что такое Душа? Что такое Совесть? Кант "вещь в себе", очень рекомендую...
1. Почему я не должен оперировать этими терминами для познания истины? Надо знать, понимать и уметь применять библейские смыслы, ибо мы наделены умом и разумом. Уметь применять свои правильные знания о мире и человеке есть добродетель, а добродетель всегда благодатная. Люди спасаются благодатью через веру. Правильно верить, значит, привлекать к себе благодать и иметь спасение.
Ссылается на знание бесов неразумно. Они пусть знают своё, но мы знаем необходимое посредством Божественной благодати, которой спасёмся.
Сама фраза «что даёт это вам в деле вашего спасения» является манипуляцией. Даёт спасающую благодать и спасительную правильную веру.
2. Почему не желаете прозреть?
Определения ипостась, сущность и природа даны в ФГ для понимания веры, эти понятия и нужно использовать. Причем здесь Кант? Он не нужен. Нужны святоотеческих определения терминов, в которых исповедуется вера Церкви.
Слепой не может увидеть цвет, но может умозрительно понять, что разные цвета различаются между собой.
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Нельзя дать определение таким простым понятиям как Бог, человеческий дух, совесть, красный цвет, н
Просто Вы не желаете эти понятия знать. Они есть. Человек мыслит понятиями и определениями.

Что Вы понимаете под термином «схоластика»?
 
Православный христианин
Почему я не должен оперировать этими терминами для познания истины?
Я есмь путь и истина и жизнь Ин 14-6 Какую еще вы истину хотите познать? Открывайте Евангелие - там истина....
Определения ипостась, сущность и природа даны в ФГ для понимания веры, эти понятия и нужно использовать. Причем здесь Кант? Он не нужен.
Кант не дает определение этим понятием... Он , умничка, показывает отличие существование предметов самих по себе от того как мы эти предметы воспринимаем... А сюда входят и все определения которые указаны в ФГ))) Например, что такое душа??? Мы ее можем описать и дать ей категории только в рамках нашего мышления . А мышление в рамках нашего познавательного процесса, ограниченного нашим материальным пространством... А какое существует восприятие в рамках духовного мира, не связанного временными и другими категориями, мы не можем дать определения.
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло,
гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я
отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. Ап Павел
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Митрополит Иерофей (Влахос).
Представитель так называемого «неоправославия», или иначе «политического исихазма»
Чего только не дерзнешь противопоставить Св.Отцам,.Василию Великому, Исааку Сирину, Серафиму Саровскому, православному догматическому богословию в конце концов, дабы защитить-своё.
 
Крещён в Православии
Что значит быть единственным по сути и множественным по сути? Прошу пояснить.
Практически это из области математики. Любое единичное число лежит в области множественного поля, за исключением бесконечности и собственно начальной единицы. Начало и конец есть простая единица. Имя(символ, знак) есть как раз выделение единичного объекта-субъекта из множественного поля составленных из таких же единичных сущностей(упрощенно).
 
Православный христианин
Человек мыслит понятиями и определениями.
Мысль предшествует определению. Дав чему-то определение, мы, по сути, переходим к некому модельному восприятию, вынося за скобки всё, что под это определение не относится.
Правильно верить, значит, привлекать к себе благодать и иметь спасение.
Это верно, если под "правильно верить" понимать исполнение Христовых заповедей, а не то или иное "определение терминов".
 
Крещён в Православии
Я не спорю о статусности человеческой сущности - это величайшее творение Всевышнего! Но я категорически не согласен с Вами, что имя "человек" единственное по сути. Единственный по сути это Всевышний, а всё Его творение может претендовать на "эксклюзив" только по статусности. Не из-за это ли вражда между демонами и людьми?
Единичный предмет - сущность с именем человек. Человек всегда один и имя человек - одно.
Но данная сущность «человек» разделяется на множество ипостасей. Ипостаси имеют собственные имена: Пётр, Павел, Вячеслав и тд. Ипостаси принимают имя своей сущности, поэтому Пётр есть человеки и Вячеслав есть человек, при этом не два человека, а один человек, но две ипостаси с именами Пётр и Вячеслав.
Ваш ответ очень похож на гармонический ряд в математике.
 
Православный христианин
Практически это из области математики. Любое единичное число лежит в области множественного поля, за исключением бесконечности и собственно начальной единицы. Начало и конец есть простая единица. Имя(символ, знак) есть как раз выделение единичного объекта-субъекта из множественного поля составленных из таких же единичных сущностей(упрощенно).
Ну почему нельзя просто с доверием открыть Евангелие и почитать........ Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника и др
Зачем сумбур-то такой в голове закручивать?
 
Крещён в Православии
Чего только не дерзнешь противопоставить Св.Отцам,.Василию Великому, Исааку Сирину, Серафиму Саровскому, православному догматическому богословию в конце концов, дабы защитить-своё.
С чего Вы решили, что у митрополита Иерофея (Влахоса) есть противопоставления святым отцам Церкви?
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху