Не соглашусь с предыдущим оратором. Думаю, весь человек целиком принимает божественную благодать. Таинства Церкви действуют на всего человека, на тело и душу.
Здесь интересно копнуть глубже, но, возможно, не поймете. Дело в том, что Божественная благодать по разному усваивается разными людьми и даже одним человеком в разные моменты его жизни. Кем-то она может овладеть так, что перейдет и на тело и на одежду. Для кого-то – коснется только ума. Но постепенно, по мере труда в исполнении Божественных заповедей, благодать будет овладевать все новыми и новыми силами души, пока вся душа не станет ею проникнута.
Если благодать коснулась только вашего ума, это не означает, что только ум способен ее воспринимать. Не только ум, но другие силы души и само тело и внешние предметы (вода, одежда).
Именно, что Вы так думаете от своего царя в голове.
А надо думать так, как учат святые отцы.
«77. Образ действия благодати Божией в душе.
Благодать, как я сказал, с самого того момента, как приемлем крещение, сокровенно начинает пребывать в самой глубине ума (духа), утаивая присутствие свое от самого чувства его. Когда же начнет кто любить Бога от всего произволения (сердца) своего; тогда она неизреченным неким словом беседует к душе чрез чувство ума, часть некую благ своих сообщая ей. Вследствие сего, кто восхочет навсегда крепко удержать в себе сие обретение, тот приходит к желанию отрещись с великой радостью от всех настоящих благ, чтоб совсем приобрести то поле, на коем нашел он сокрытым сокровище жизни
(Мф. 12, 44). Ибо когда кто отречется от всего житейского богатства. тогда обретает в себе то место, в коем укрылась благодать Божия. За тем, по мере преуспеяния души, и божественный дар (благодати) обнаруживает в уме свою благостыню (благотворность); но тогда же и бесам попущает Господь более беспокоить душу, чтобы и научить ее рассудительному различению добра и зла, и сделать смиреннейшей, по той причине, что, когда подвергается она таким искушениям, тогда великим покрывается стыдом от срамоты бесовских помыслов».
«79. Благодать действует чрез чувство ума, а сатана чрез плотские чувства и влечения.
Сатана, как сказал я, святым крещением извергается из души; но ему попускается, по указанным выше причинам действовать на нее чрез тело. Благодать Божия вселяется в самую глубину души, т.е. в ум. Ибо, как говорится, «вся слава дщере царевы внутрь», невидимая для бесов
(Пс. 44, 14). Почему, когда тепле воспоминаем о Боге, то чувствуем, что божественная любовь как бы потоком исторгается из самой глубины сердца нашего; духи же злые на чувства телесные нападают и в них гнездятся, удобно действуя, чрез подручную им плоть, на тех, кои младенчествуют еще душой. Таким образом, ум наш, по божественному Апостолу, всегда соуслаждается закону Духа; чувства же плотские охотно увлекаются сластолюбивыми склонностями (Рим, 7, 18). От того в тех, кои ревностно преуспевают в ведении, благодать чрез чувства ума и самое тело обвеселяет радованием неизреченным; когда же нерадиво и беспечно течем путем благочестия, то бесы, находя нас такими, пленяют душу нашу чрез чувства телесные насильственно влеча ее к тому, чего она не хочет, убийцы».
Глава 3. Труд «Добротолюбие. Том III». Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
azbyka.ru