- Православный христианин
Был насажен только Эдемский сад.Юлия , у меня ещё один вопрос , уж извените , надоел наверно... отличался ли Эдемский сад природой от всего остального мира? Имею ввиду законами физики , биологическими законами и прочим? Было ли существенное отличие?
Сотворив первого человека, Бог не оставляет его на произвол судьбы, а промышляет о нем; это прежде всего и выражается в том, что Он водворяет его в особо приготовленном, лучшем пункте земли, «в саду Едемском» gan Eden по-еврейски), или в «раю сладости» по греческому и славянскому текстам. Такая разница произошла от того, что LXX еврейское слово Eden , означающее собственное имя страны, приняли за созвучное с ним нарицательное, которое и перевели словом «удовольствие или сладость». Равным образом и еврейское слово: gan , что значит место, огороженное решеткой, оттуда «сад» (Втор. 11:10; Ис.51:3; Иер. 31:12), LXX заменили греческим словом παράδεισος, взятым в свою очередь из персидского языка и означающим земляной или каменный вал, окружающий место прогулки, оттуда и самое это место, т. е. «сад или парк». В других местах Библии рай называется «садом Божиим» (Быт. 13:10; Иез. 28:13; Иез.31:8), или «садом Едема» (Быт. 2:15, 3:23-24; Иоиль. 2:3), или же, наконец, — просто«Едем» (Иез. 31и др.).
на востоке,
Некоторые из библейских переводов это географическое указание заменяют хронологическим, переводя еврейский термин: миккедем (miqqedem) словом «в начале» (Вульгата, Акита, Симмах, Феодотион). Но греческий, сирийский и оба наших перевода правильнее передают — «на востоке», ибо и в других местах Библии данный термин обычно обозначает собою место, а не время (Быт. 3:24, 4:16). Страна Едем, которую, по указанию других священных книг (Ис. 37:12; Иез.27:23), должно искать вблизи Месопотамии в бассейне Тигра и Евфрата, действительно лежала на востоке от Палестины, место, в котором жил и действовал автор Пятикнижия, где он записал и это божественное откровение о рае. (Толковая Библия Лопухина)
Первое местопребывание человека (Едемский сад)
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека, (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт. 2: 8-15).
Иеромонах Серафим (Роуз) ("Православное понимание книги Бытия"), ссылаясь на свт. Амвросия Медиоланского, пишет, что Рай (Едемский сад) имеет таинственную природу, поэтому мы должны с осторожностью исследовать этот вопрос. В Раю побывал еще при жизни апостол Павел, который не знал даже, в теле ли он там был или только душою, и слышал слова, которые ему было запрещено открывать (2 Кор. 12: 2-4). В первое время Рай был на земле. Вот как учит свт. Амвросий Медиоланский ("Paradise"): "Заметь, что Бог поместил человека (в Раю), не в отношении образа Божия, но в отношении тела человека. Бестелесный не существует в каком-либо месте. Он поместил человека в Рай, точно так же, как Он поместил солнце в небесах". Аналогично о земном местоположении Рая говорит и свт. Иоанн Златоуст ("Беседы на книгу Бытия"): "...и насади Бог рай во Едеме на востоцех, ипостави тамо человека, егоже созда. Для этого блаженный Моисей записал и имя этого места, чтобы любящие пустословить не могли обольщать простых слушателей и говорить, что рай был не на земле, а на небе, и бредить подобными мифологиями". И далее: "И как услышишь, возлюбленный, что насади Бог рай во Едеме на востоцех, то слово: насади понимай о Боге богоприлично, то есть, что Он повелел; а касательно последующих слов веруй, что рай точно был сотворен и на том самом месте, где назначило Писание" (там же). Свт. Филарет (Дроздов) пишет ("Толкование на Книгу Бытия"): "По сказанию Моисееву, рай должно искать на земле, ибо в нем находятся древа, произращенные Богом из земли (9), звери и птицы (19), созданные из земли (19), реки, частью известные (14)". И далее: "Не вся земля была раем, но рай был как бы столицею ее, ибо Адам после падения изгнан из рая возделывать землю (III. 23)" (там же). И далее: "Нельзя утверждать, что следы рая совершенно изглажены потопом или другим образом, ибо подробности, в которые входит Моисей о его местоположении, показывают противное" (там же). И далее: "Он полагает рай в Едеме, стране, которой, по указанию других книг священных (Ис. XXXVII, 12. Иез. XXVII, 23), с вероятностью можно искать около Месопотамии, Сирии или Армении, на востоке в отношении к стране, в которой он пишет, или к земле обетованной, которую имеет в мыслях" (там же).
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
Рассматривая этот текст, мы не должны предполагать, что райские деревья были созданы после человека, и усматривать здесь противоречие с Шестодневом, согласно которому деревья и зелень были созданы до человека на третий день творения. Шестодневный порядок творения не отменяется. Здесь лишь подчеркивается, что в Раю были произращены плодовитые деревья. Так прп. Ефрем Сирин ("Толкование на книгу Бытия") утверждает, что растительность Рая была создана на третий день творения. А вот что о райских растениях поведал нам прп. Григорий Синаит, однажды восхищенный в Рай подобно апостолу Павлу: "Едем, место, в коем Богом насаждены всякого рода благовонные растения. Он ни совершенно нетленен, ни совсем тленен. Поставленный посреде тления и нетления, он всегда и обилен плодами и цветущь цветами, и зрелыми и незрелыми. Падающие дерева и плоды зрелые превращаются в землю благовонную, не издающую запаха тления, как дерева мира сего. Это - от изобилия благодати освящения, всегда там разливающейся" ("Главы о заповедях и догматах, 10, Добротолюбие, т.5"). Иеромонах Серафим (Роуз) ("Православное понимание книги Бытия") пишет: "Таким образом, Рай, будучи изначально земной реальностью, сродни естеству мира до грехопадения человека, состоит из "материи", отличной от материи мира, каким мы его знаем теперь, помещенный между тлением и нетлением. Это в точности соответствует естеству человека до грехопадения - ибо "ризы кожаны", в которые он облекся, изгнанный из Рая, (как мы увидим) символически означают грубую плоть, в которую он облекся. С того времени человек, в своем более грубом состоянии, уже более не способен даже видеть Рай до тех пор, пока не отверзутся его духовные очи, и он не будет "восхищен", как апостол Павел. Нынешнее оставшееся неизменным в своем существе "место" Рая - в высшем Царстве..."
Об особых деревьях, произращенных в Раю - о древе жизни и древе познания добра и зла мы еще поговорим ниже.
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
Здесь мы видим указание на конкретное местоположение Рая на земле. Свт. Иоанн Златоуст ("Беседы на книгу Бытия") учит, что здесь речь действительно идет о четырех реках, а не преподносится какая то аллегория: "Может быть, любящие говорить от своей мудрости, и здесь не допускают ни того, что реки - действительно реки, ни того, что, воды - точно воды, но внушают решающимся слушать их, чтобы они (под именем рек и вод) представляли нечто другое. Но мы, прошу, не станем внимать этим людям, заградим для них слух наш, а будем верить божественному Писанию, и следуя тому, что в нем сказано, будем стараться хранить в душах своих здравые догматы, а вместе с тем и вести правильную жизнь, чтобы и жизнь свидетельствовала о догматах, и догматы сообщали жизни твердость". В другом трактате ("О творении мира, V, 5. Творения, ч. 6, СПб, 1900") этот св. отец пишет: "Отсюда узнай, что Рай был не маленьким садом, имевшем незначительное пространство. Его орошает такая река, что от полноты ее выходят четыре реки". Иеромонах Серафим (Роуз) ("Православное понимание книги Бытия") находит у св.отцов утверждение, что названные четыре реки - это Тигр, Евфрат, Нил и Дунай (или Ганг); тогда местоположение земного Рая - это колыбель древней цивилизации, как это понимается во всемирной истории. Впрочем, мир до грехопадения людей, и даже допотопный мир сильно отличается от мира современного, поэтому вряд ли возможно точное решение географической задачи о положении Рая.
И взял Господь Бог человека, (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
Свт. Иоанн Златоуст пишет: "Так как жизнь райская доставляла человеку полное наслаждение, сообщая и удовольствие от созерцания и приятность от вкушения, то, чтобы человек от чрезмернаго покоя не развратился (мнозей бо злобе, сказано, научила праздность. Сир. XXXIII, 28), (Бог) повелел ему делати и хранити рай. Что же, скажут, рай нуждался в возделывании со стороны человека? Не говорю этого, но Бог хотел, чтобы человек имел, хотя малое и умеренное, попечение о хранении и возделывании его. Если бы он был совершенно свободен от труда, то, пользуясь совершенным покоем, тотчас бы предался безпечности; но теперь, занимаясь трудом безболезненным, чуждым страданий, мог быть целомудреннее. Притом, слово хранити употреблено не без причины, но по приспособлению речи, чтобы он, то есть, знал о себе ясно, что подчинен Владыке, Который дал ему такое наслаждение, но, вместе с наслаждением, поручил и хранение рая. Бог все предпринимает и делает для нашей пользы, но, вместе с тем, дает нам и наслаждение и покой" ("Беседы на книгу Бытия"). Так что же понимали св.отцы под возделыванием и хранением Рая? Свт. Иоанн Златоуст и прп. Ефрем Сирин под возделыванием и хранением Рая понимали хранение заповеди Бога, соблюдение Его заповеди. Прп. Нил Синайский и прп. Нил Сорский под возделыванием и хранением Рая понимали молитвенный труд. А свт. Григорий Богослов ("Второе слово на Пасху, VIII") учит: "Сего человека... Бог поставил в Раю... делателем бессмертных растений - может быть, Божественных помыслов, как простых, так и более совершенных". Блаж. Паисий (Величковский), комментируя свт. Григория Богослова, прп. Нила Синайского, прп. Нила Сорского, пишет: "Из этих свидетельств явствует, что Бог, создав человека по образу Своему и по подобию, ввел его в Рай сладости, делать сады бессмертные, то есть, мысли Божественные, чистейшие, высочайшие и совершенные, по святому Григорию Богослову. И это есть не что иное, как только то, чтобы он, как чистый душою и сердцем, пребывал в зрительной, одним умом священнодействуемой, благодатной молитве, то есть в сладчайшем видении Бога, и мужественно как зеницу ока, хранил ее, как дело райское, чтобы она никогда в душе и сердце не умалялась. Велика поэтому слава священной и Божественной умной молитвы, которой край и верх, то есть начало и совершенство, даны Богом человеку в Раю: оттуда она имеет свое и начало" ("Об умной или внутренней молитве, М., 1902"). Вслед за этими св.отцами иеромонах Серафим (Роуз) ("Православное понимание книги Бытия") пишет: "До грехопадения не было нужды в физическом возделывании и взращивании Рая; это относится к духовному состоянию Адама". А свт. Филарет (Дроздов) так интерпретирует данный текст книги Бытия ("Толкование на Книгу Бытия"): "Кажется, что человек сотворен вне рая и потом введен в него или ангелом, или непосредственным внушением от Бога. Таковое вступление в оный давало ему чувствовать, что он не есть естественный владыка своего блаженного жилища, но пресельник, введенный в него благодатью и долженствующий чрез него прийти к славе" (там же). И далее: "Человек введен в рай возделывать его (15). Хотя неповрежденная природа, конечно, была богата и без пособия искусства и хотя человек всего менее долженствовал служить своему телу; однако Бог назначает ему простой земледельческий труд, дабы он испытанием вещей умножал естественные свои познания, дабы сколько можно далее отстоял от опасности чувствования самодовольства и независимости и дабы видимое совершенствование земных произведений посредством труда приводило ему на мысль возможность и долг возделывать собственное сердце для принесения Богу совершеннейших плодов преподобия и правды" (там же). И далее: "Ему поручено было также хранить рай не столько от тварей, подчиненных ему, сколько от собственного своего невоздержания и предусмотренного Всеведущим искусителя" (там же).