И мысли о апокастасисе не принял.Всё остальное нормально.
Постоянно всплывающий вопрос, преимущественно у людей малодушных.Тем наверно пять навскидку, где всё подробно о любви и связи её со свободой воли.
Почему Вы теологуменом именуете догмат?
Вы что уже святее Христа? Тогда Вам к протестантам.
Вне временная проблема.Двери Церкви всегда открыты, никто никого насильно не держит.Можно когда хочешь войти (через покаяние) и можешь когда хочешь уйти (через абсолютизацию своего, гномического).
По теологуменам в отличие от догматов допустимо разномыслие (вот она, свобода!) и Слава Богу не все в РПЦ идут по лёгкому пути запугивания паствы вечными муками. Вот, что пишет в частности бывший
Епископ Венский и Австрийский Иларион, ставший митрополитом и главою ОВЦС РПЦ https://www.blagogon.ru/biblio/751
"...В своем богословском поиске
Исаак Сирин, безусловно, зашел дальше, чем это позволяет традиционная христианская догматика, и заглянул туда, куда доступ человеческому разуму закрыт. Но Исаак был не единственным, кто верил во всеобщее спасение – среди его предшественников, помимо упомянутых выше учителей Сирийской Церкви, был святитель
Григорий Нисский, который говорил: «Наконец, после длинных периодов, зло исчезнет, и ничего не останется вне добра. Напротив, и теми, кто в преисподней, единогласно исповедано будет господство Христа». Учение
Григория Нисского о спасении всех людей и демонов, как известно, не было осуждено ни одним Вселенским или Поместным Собором. Напротив, VI Вселенский Собор включил имя Григория в число «святых и блаженных отцов», а VII Вселенский Собор назвал его «отцом отцов». Что же касается Константинопольского Собора 543 года и V Вселенского Собора, на которых был осужден оригенизм, то весьма показательно, что, хотя учение
Григория Нисского о всеобщем спасении было хорошо известно Отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом. Отцы Соборов сознавали, что существует еретическое понимание всеобщего спасения (оригенистический апокатастасис, «находящийся в связи» с идеей предсуществования душ), но существует и его православное понимание, основанное на 1 Кор. 15:24–28. Свою трактовку учения
Григория Нисского о всеобщем спасении предложил преподобный
Максим Исповедник. Из других древних Отцов Церкви идею всеобщего спасения, по-видимому, не исключал святитель
Григорий Богослов, который, имплицитно ссылаясь на учение
Григория Нисского об апокатастасисе, говорил о возможности толковать посмертное наказание грешников «более человеколюбиво и сообразно с достоинством Наказующего». В другом месте
Григорий Богослов прямо говорит о том, что «Бог будет все во всем во время восстановления (апокатастасиса)… когда мы сделаемся всецело богоподобными, вмещающими всецелого Бога и только Его»".