Антон, как-то спорили с Марией относительно т.н. сил тьмы и т.п. Затрудняюсь найти соотв. тему. Помню, говорил, они есть представления ума, омраченного, т.е. формы мысли, не самостоятельные личности.
Аргументы использовал такие: напр., сравн. т.н. бесы блуда, гнева и
https://azbyka.org/dusha "вожделевательная сила души, раздражительная". В ссылке: без второго клика, 11 абзац, черный шрифт.
Полагаю, идея т.н. апокастасиса
Оригена, Евагрия основывается на том, чтоб исправить т.н. падшее естество без мракобесия, а именно и, напр.,
https://ru.wikipedia.org/wiki/Евагрий_Понтийский "На
Евагрия Понтийского оказал влияние другой известный христианский мистик и богослов,
Ориген. В частности, Евагрий широко применяет его аллегорический метод толкования. Так
ад он именует "тьмой неведения"". И т.п.
Пользуясь терминами, из приведенной статьи азбуки, падшее естество удерживается от падения силами души. Вместо беса блуда, похоти, - жажда Бога, правды, милости и т.п. Вместо гнева - кротость и мир. Заправляет тем ум, по подстрочнику преп. Исаака и "1тому", просветленный.
Как видите и логически: в таком просветленном уме нет места тьме, силам тьмы и т.п. Вместе с тем обратите внимание: просветлевает ум силами души, которые теперь никакие не демоны (гнева, блуда).
Не читал документов Вселенских, поместных соборов и сгоревших книг. М.б. найдутся трудолюбивые люди, которые укажут соотв. адреса соборных решений, обсуждений решений и т.п. Самостоятельно лезть туда желания нет. Дополнительно отталкивают от таких занятий слова святителя
Григория Богослова. О том соборе, в котором участвовал он, о проблемах высшего духовенства. Мягко говоря, ему ни то, ни другое не понравилось, не нравится и мне.