<span class=bg_bpub_book_author>мученик Евгений Поселянин</span> <br>Русская Церковь и русские подвижники XVIII века

мученик Евгений Поселянин
Русская Церковь и русские подвижники XVIII века

(13 голосов4.9 из 5)
Оглавление

Предисловие

В тесных рамках настоящей книги мы рассмотрим выдающиеся события в русской духовной жизни ΧVIIΙ века и помянем труды тех деятелей веры и просвещения духовного, чьи руки спасли Россию от великой, угрожавшей ей опасности умаления в ней праотеческой веры, и вывели из бурь корабль Русской Церкви с нерастраченным Ее сокровищем — всей полнотой и истиной православия.

В этот же труд включены и жизнеописания славнейших подвижников благочестия за 18-й век, соответствующие по содержанию моей книге «Русские подвижники 19-го века».

Кроме жизнеописаний подвижников, главнейшими пособиями при составлении этой книги послужили труды гг. Чистовича Феофан Прокопович и его время, Шляпкина Св. Димитрий Ростовский и Знаменского, о Русской Церкви в эпоху Екатерины II.

Весь почти восемнадцатый век представляет собою одну из самых сложных эпох русской истории.

То был век полного переустройства решительно почти во всех областях этой жизни. Как часто болезнен бывает чрезмерно быстрый рост организма, так же болезненно было многое в тех коренных внезапных преобразованиях, которыми точно желали искоренить все старое, даже если оно было хорошо, искоренить только лишь оттого, что оно было старое, а на месте этого старого насадить новое, не всегда удачное.

В этой погоне за нововведениями было немало неудачного и преувеличенного. Желали освежить религиозную жизнь народа — и ударились в протестантизм; желали усовершенствовать монашество — и чуть было не разрушили его.

Но, славу Богу, время и жизнь — жизнь, мудрый, осторожный врач исторических заблуждений и ошибок — исправили все, что непрочного, скороспелого было в реформах ХVIII века.

И, если мы сравним время Феофана — эту эпоху доносов, судов над архиереями, погибавшими в ссылках и казематах, — с эпохой Платона, стоящего на рубеже ΧVΙΙΙ и XIX веков: несмотря на то, что и при нем были недочеты в положении церкви, — мы будем удивлены чрезвычайной разницей между настроениями и, так сказать, колоритами обеих эпох. В первой — общая смятенность, подавленность, страх; во второй — тишина и спокойствие.

Е. Поселянин

С.-Петербург.
Декабрь, 1904 г.

Комментировать