<span class=bg_bpub_book_author>протоиерей Александр Ильяшенко</span> <br>О духовном помрачении, или Какому духу доверился принц

протоиерей Александр Ильяшенко
О духовном помрачении, или Какому духу доверился принц

(7 голосов4.9 из 5)

К Гамлету, принцу датскому, заглавному герою трагедии У. Шекспира, мы относимся как к страдающей личности, жертве преступления. Но такое понимание этого литературного персонажа верно лишь отчасти. Попытаемся взглянуть на Гамлета с духовной точки зрения.

Друзья принца, Горацио и Марцелл, стоя ночью на страже, видят привидение — духа, имеющего обличье его отца. Они говорят об этом Гамлету, и он сам хочет увидеть призрака, чтобы понять,

Благой ли дух ты, или ангел зла,
Дыханье рая, ада ль дуновенье…

Но способность различать духов — добрые они или злые, только притворяющиеся добрыми, — дана лишь кроткому и смиренному сердцу. Горделивый же заранее обречен в этом деле на неудачу. А Гамлет — очень умный, но и очень гордый человек.

Сделаем небольшое отступление. Наш, по словам И.С. Тургенева, «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» очень неполно и односторонне передает некоторые сложные, многогранные понятия. Таких случаев совсем немного, но все же они есть. Возьмем, например, слово «гордость». Можно справедливо гордиться своей Я Родиной, ее историей, ее великими людьми и т. п., но вот в церковном понимании гордость — это страшнейший порок падшей человеческой природы, «медная стена» между Богом и человеком, воздвигнутая в его душе грехами. Итак, когда перед ним появляется бесплотный дух, Гамлет взывает к святым: «Святители небесные, спасите!» Но тем не менее, вопреки вполне естественным сомнениям, он вступает в общение с призраком. Сомнения затихают, и больше о святых принц не вспоминает. Более того, когда Горацио и Марцелл пытаются его остановить, он, вырываясь из их рук, с угрозой восклицает:

Я в духов превращу вас, только троньте!
Прочь, сказано!

Гамлет следует за призраком. Он безоговорочно доверяется духу, хотя тот честно сообщает, что пребывает во аде. Шекспир отмечает: явление призрака состоялось в полночь и продолжалось до первых петухов. Для людей шекспировской эпохи это уточнение имело очень важный смысл. Общение с духом произвело на Гамлета страшное, разрушительное воздействие. Вот как он сам говорит о состоянии своей души:

Теперь пора ночного колдовства.
Скрипят гроба, и дышит ад заразой.
Сейчас я мог бы пить живую кровь
И на дела способен, от которых
Я утром отшатнусь.

Очевидно, что грех — а доверие духу зла есть тяжкий грех полностью захватил душу Гамлета. И если он и не пил в дальнейшем «живую кровь», то неоднократно ее проливал. Принц оказался не в состоянии уберечься от злых поступков, которые он впоследствии совершил.

Гамлет притворяется, будто у него поврежден разум, но его поведение слова, отношение к людям показывают крайний цинизм его души при очень остром уме и своеобразном чувстве юмора. Король спрашивает Гамлета, где Полоний, и получает ответ:

Гамлет. На ужине.

Король. На ужине? На каком?

Гамлет. На таком, где ужинает не он, а едят его самого. Сейчас за него уселся синклит червей со всей земли. Червь, что ни говори, единственный столп всякого истинного порядка. Мы откармливаем всякую живность себе в пищу и откармливаем себя в пищу червям. Возьмете ли толстяка-короля или худобу-горемыку — это только два блюла к столу, два кушанья, а суть одна…

Король. Где Полоний?

Гамлет. На небе. Пошлите посмотреть. Если посланный не вернется, поищите сами. Во всяком случае, если он не сыщется раньше месяца, вы носом почуете его у входа на галерею.

Король (чинам свиты). Подите поищите его там его там.

Ha могиле Офелии, вместо того чтобы сострадать ее скорбящему брату Лаэрту, разделить его горе, Гамлет начинает странное соревнование, кто больше любит Офелию:

Я любил
Офелию, и сорок тысяч братьев
И вся любовь их — не чета моей.
Скажи, на что ты в честь ее способен?
Я знать хочу, на что бы ты решился?
Рыдал? Рвал платье? Дрался? Голодал?
Пил уксус? Крокодилов ел?

Перевод Б. Пастернака

Трудно себе представить, что какой-либо девушке нужно, чтобы в ее честь пили уксус или ели крокодилов. Подобное вряд ли можно назвать нормальным. Но безумные слова Гамлета — следствие не умственного помрачения, а духовного.

Гамлет хотел убить только Короля, чтобы отомстить за смерть своего отца. Никого другого он не намеревался лишать жизни. Но события стали разворачиваться совсем не так, как он мог предполагать. В итоге стремление Гамлета к мести привело к его собственной гибели и смерти еще семерых человек. Полония он убил собственноручно, хотя и по ошибке. Своих бывших друзей, Розенкранца и Гильденстерна, принц безжалостно обрек на смерть без суда и покаяния», подделав письмо Короля. Погибла прелестная, юная, невинная Офелия, невольной причиной безумия которой стал Гамлет. Ее брат Лаэрт, лишившийся отца и сестры, неожиданно для себя оказался втянутым в заговор против Гамлета и пал от его руки. Королева-мать также лишилась жизни, хотя и вопреки воле Гамлета, но вследствие того, что он стал на путь мщения. И наконец, Король — принц убил его, утоляя жажду мести.

Древо узнается по плодам, а плоды таковы, что нам ясно — Гамлет доверился не благому ангелу, а падшему духу. Доверие к обитателю ада, соединенное с непомерной гордостью, с желанием мести, привело Гамлета к нежеланному  но закономерному концу. Не всякому духу верьте (1Ин. 4:1), — говорит апостол Иоанн Богослов. Различение духов — дар, который можно обрести в Церкви. А Гамлет по присущим ему гордости и самомнению надеялся на самого себя.

Из книги протоиерея Александра Ильяшенко «Исповедь, или Как подготовить детей к Таинству Покаяния». Издательство Московской Патриархии, 2017

«Трагедия о Гамлете, принце датском» — У. Шекспир. Пер. К. Р.

Комментировать