<span class=bg_bpub_book_author>свящ. Георгий Павлович</span> <br>О книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»

свящ. Георгий Павлович
О книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»

(14 голосов4.4 из 5)

«Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» получили широкую известность как одно из лучших произведений о непрестанной Иисусовой молитве. Еще в рукописи это сочинение стало известно целому ряду выдающихся в духовном отношении лиц и заслужило их положительную оценку. Так, преподобный Амвросии Оптинский в начале 1880 г. писал о рукописи: «В ней противного ничего нет». А когда в 1881 г. появилось первое издание, преподобный старец указывал, где можно его приобрести. Более того, из письма преподобного Амвросия от 27 августа 1882 г. (о котором речь пойдет ниже) явствует, что Оптина пустынь в 1880–1881 гг. делала попытку опубликовать «Рассказ странника». Последователи предполагают, что именно в кругу преподобного Амвросии и с его благословения создавалось продолжение «Странника» (пятый, шестой и седьмой рассказы).

Известный миссионер архиепископ Иркутский Вениамин (Благонравов) 18 марта 1881 г. писал о «Страннике»: «Рукопись эта мне особенно нравится тем, что не отвлеченными рассуждениями учит непрестанной молитве, а опыты оной изображает в лицах, в простом и живом рассказе. Здесь многие (разумеется, благочестивые) читали ее с восхищением, некоторые и списали для себя». Более того, Владыка рекомендовал «всем, особенно монахам, читать рассказы странника».

Святитель Феофан Затворник, по свидетельству архиепископа Никона (Рождественского), писал о первом издании рукописи, что «учение о молитве изложено в ней правильно». Более того, святитель Феофан подъял на себя труд исправления и переработки издания 1881 г., напечатанного, по словам преподобного Амвросия Оптинского, «с грубыми ошибками», и создал собственную, «феофановскую», редакцию, легшую в основу всех последующих изданий.

Первые три издания рукописи последовали практически друг за другом:

  1. Откровенный рассказ странника духовному своему отцу: Написанный слышавшим, по убеждению следующего изречения в слове Божием: «Тайну Цареву добро есть хранит, дела же Божия открывати славно». Казань: Тип. Коковиной, 1881. 129 с.
  1. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу, написанные слышавшим, по убеждению следующего изречения в слове Божием: «Тайну цареву добро есть хранити, дела же Божия открывати славно». Тов. 12,7,2-е изд., игумена Паисия, настоятеля Михайло-Архангельского Черемисского мужского монастыря. Казань: Тип. Коковиной, 1883. 144 с.
  1. То же. 3-е изд., испр. и доп. Казань: Михайло-Архангельский Черемисский монастырь, 1884. 162 с.

Параллельно с этими изданиями, в 1882 и 1884 гг., Русский Пантелеймонов монастырь опубликовал в Москве сокращенный вариант «Откровенных рассказов» под названием «Замечательный рассказ о благодатных действиях молитвы Иисусовой», который впоследствии неоднократно переиздавался.

Исследованию этих изданий, их редакций, возможных протографов, атрибуции был посвящен ряд работ: иеромонаха Василия (Гролимунда), А. М. Пентковского, а также И. В. Басина.

К настоящему времени выявлены следующие списки «Откровенных рассказов…»:

  1. Афонский пантелеимоновский, хранящийся в библиотеке Русского Пантелеймонова монастыря (шифр № 50/4/395; XXVII/3/47 или 317/1883), обнаружен С. Н. Большаковым и исследован отцом Василием (Гролимундом).
  1. Оптинский I — «Рассказ Странника о том, каким способом он стяжал дар внутренней сердечной непрестанной молитвы» (НИОР РГБ. Ф. 214. № 455).
  1. Оптинский II — «Рассказ Странника, Искателя молитвы» (НИОР РГБ. Ф. 214. № 456).
  1. Сергиевский — «Рассказ странника (о Иисусовой молитве)» из фонда архимандрита Киприана (Керна) (Париж, Сергиевский богословский институт. № А-57, старый шифр 47-2-1).

Списки 2–4 выявлены и описаны А. М. Пентковским.

  1. Иеромонаха Арсения (Троепольского) — «Искатель непрестанной молитвы, или Рассказы странствовавшего, записанные слышавшим по побуждению следующих слов Священного Писания: «Тайну цареву добро хранити, дела же Божия проповедати славно»» (НИОР РГБ. Ф. 178. № 10 952). Выявлен Т. М. Судник-Казаковой. Пока еще не имеет подробного описания.

Помимо этих пяти рукописей, известно о существовании по крайней мере еще двух списков: паисиевского (издательский оригинал 1881 г.) и иркутского, о котором пишет архиепископ Вениамин (Благонравов), использованного святителем Феофаном при подготовке новой редакции текста для издания 1883 г.

Самой ранней из известных в настоящее время редакций произведения А. М. Пентковский считает редакцию, называемую им оптинской. Однако в фонде Оптиной пустыни (НИОР РГБ) находятся два списка «Странника», при сравнении которых выясняется, что они не совсем идентичны. Изданная А. М. Пентковским оптинская II рукопись вторична по отношению к оптинскому I списку и содержит небольшую редакторскую правку. Рукопись I написана менее аккуратно, чем рукопись II. В первом списке встречаются карандашные поправки, учтенные во втором. Некоторые слова заменены подобными: «сыскать» — «найти», «время» — «времени», «свечки» — «свечи». Заглавные буквы некоторых слов («Воскресный», «Церковь», «Духовной», «Храмом», «Губернский») заменены на строчные. Краткие формы слов преобразованы в полные: «И. Христа» — «Иисуса Христа», «прим.» — «пример». Местами изменены порядок слов и пунктуация. Существенное отличие находим в названии рукописей. Список I озаглавлен «Рассказ Странника о том, каким способом он стяжал дар внутренней сердечной непрестанной молитвы», а список II имеет два названия: краткое — «Рассказ Странника, Искателя молитвы» и полное — «Рассказ Странника о том, каким способом он стяжал дар внутренней сердечной непрестанной молитвы». Пока оказывается затруднительным объяснить появление в рукописи II даты первого рассказа — 8 ноября 1859 г., отсутствующей во всех остальных известных к настоящему времени списках. По нашему мнению, оптинский II список представляет собой вариант рукописи «Странника», подготовленной к изданию Оптиной пустынью. На это указывает и небольшая редакторская правка в рукописи, нигде не изменяющая смысла.

Помимо стилистических разногласий, даты бесед (1820-е гг.), указанные в предисловии «к авторской редакции» «Искателя» иеромонаха Арсения, вступают в явное противоречие с упоминанием в четвертом рассказе о Крымской кампании 1854–1856 гг. Впрочем, полноценное суждение о рукописи можно будет сделать только после ее предполагаемой публикации.

Обнаружение мухановского списка «Странника» позволяет решить многие из вопросов, стоящих перед исследователями этого замечательного произведения, но также обозначает и новый круг проблем, требующих дальнейших исследований.

Необходимо продолжить работу по выявлению новых списков в архивохранилищах. Возможное направление поисков — архивы Сибири, в первую очередь Иркутска, и Казани, а также библиотеки афонских обителей.

Пример странника — героя книги «Откровенные рассказы…» — «вдохновил на молитвенный подвиг не одно поколение христиан, причем не только в России». Многие из известных подвижников начинали обучение умной молитве именно с этой книги, в их числе иеросхимонах Феодосий Карульский и схимонах Никодим Карульский. По сей день «Откровенные рассказы странника» остаются одним из самых любимых православным народом произведений духовного содержания. Книга привлекает внимание также и богословов.

* * *

В 2005 г. была опубликована (а в 2009 г. с некоторыми изменениями и дополнениями переиздана) статья профессора А. И. Осипова, в которой он сравнивает духовный опыт странника с учением о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова). Основным выводом является утверждение, что опыт Иисусовой молитвы странника не соответствует святоотеческому учению в целом, и учению святителя Игнатия в частности. Ссылки на авторитет святителя Игнатия, а также широкая известность самого профессора А. И. Осипова заставляют нас сделать несколько замечаний по поводу этой статьи.

Во-первых, следует отметить несколько своеобразный и произвольный способ цитирования святителя Игнатия современными толкователями. Если следовать их построениям, то по причине отсутствия опытных руководителей уничтожается самая возможность духовного руководства в современную эпоху. Однако это смелое утверждение противоречит как учению святых отцов, так и учению самого святителя Игнатия. Скрытость от мира истинных делателей Иисусовой молитвы не является доказательством их полного отсутствия. Подобная произвольная интерпретация святоотеческого наследия встречается во многих местах статьи профессора А. И. Осипова.

Во-вторых, в деле опытного прохождения Иисусовой молитвы существует не одно, а два основных направления. Представителем одного (условно называемого «естественным») в русской духовной жизни XIX века был святитель Игнатий (Брянчанинов), а другого (называемого «искусственным» или, по святоотеческой терминологии, «художественным») — святитель Феофан Затворник. Прославление обоих в лике святых, в первую очередь за их богословские труды, является церковным признанием равнозначимой ценности обоих направлений. Очевидно, что странник принадлежит к направлению святителя Феофана, и неслучайно последний принял участие в редактировании и доработке «Рассказов».

В-третьих, профессор Осипов не использует результаты исследований «Рассказов странника» последних двух десятилетий, из которых со всей очевидностью следует, что в «Страннике» мы имеем не запись непосредственного опыта конкретного лица, а некоторое литературное осмысление и изложение целого духовного направления. Произведение имеет конкретного автора — схиархимандрита Михаила (Козлова), а первоначальную редакцию с достаточным основанием можем соотнести с именами афонских старцев XIX в. Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина). Отсюда спор непосредственно со странником (и его опровержение), а также с неизвестным старцем-схимником неизбежно превращается в спор с афонскими и оптинскими старцами, а также со святителем Феофаном Затворником.

В-четвертых, «Рассказы странника» имеют первостепенное значение как простое и действенное средство возбуждения и поощрения интереса к занятиям Иисусовой молитвой, а отнюдь не как полноценный учебник оной, коим, несомненно, является святоотеческое учение, изложенное в «Добротолюбии». Именно в этом значении можно понимать слова святителя Феофана, цитируемые профессором Осиповым, что «книжка — рассказы странника — внешний чин дела изображает, а писания отеческие — внутренний». Поэтому полноценное и всестороннее рассмотрение вопросов, связанных с занятием Иисусовой молитвой, не может входить в задачу автора «Рассказов странника». Достаточно удостоверения многих святых отцов, что в них «ничего противного нет». Приводимые же профессором Осиповым слова из письма святителя Феофана к неизвестному лицу: «В книгу — рассказы — не смотрите. Там есть советы, не пригожие для вас, которые могут повесть к прелести» — указывают только на неподготовленность корреспондента святителя к правильному восприятию «Рассказов странника. Такие же советы мы встречаем у святых отцов в отношении «Добротолюбия» и даже отдельных книг Ветхого Завета и Апокалипсиса.

К тому же профессор Осипов не учитывает основные текстологические проблемы рукописей «Странника». Из-за этого появляется ошибочное восприятие «Свода отеческих уроков» и «Трех ключей к внутренней молитвенной сокровищнице», находящихся в приложении к изданию 1881 г. и последующих изданий «Рассказов», в качестве неотъемлемой части авторского текста, в то время как они были добавлены первым издателем игуменом Паисием (Ериным) к первому изданию и не встречаются в известных рукописях «Странника». Святитель Феофан при подготовке второго издания «Рассказов» посчитал полезным сохранить эти приложения.

См.: «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» в разделе «Художественная литература».

Комментировать