В родной детской литературе есть особенные лекари для детской души: сказки, которые воспитывают и в то же время исцеляют. От увлечения телефонами и соцсетями они, скорее всего, не помогут, но от равнодушия и эгоизма ребёнка непременно спасут.
Откроем вместе с детьми старую добрую классику нашего советского детства, «Цветик-семицветик».
Эту сказочную историю Валентин Петрович Катаев сочинил ещё до войны, в 1940 году. В ней отразилась безоблачная довоенная жизнь, быт коммунального общежития, залитых солнцем зелёных дворов со стайками беззаботной детворы.
Есть в его произведениях и та нравственная основа, что удивляет критиков. А впрочем, чему удивляться – в детской советской литературе эта основа являла запас христианской прочности и отчасти заменила собой религиозную нравственность, когда вера была официально под запретом.
Сказку Катаева без натяжек можно назвать христианской, потому что она учит маленького читателя истинной любви и милосердию к ближнему.
Наверное, многие из вас с младенчества помнят катаевскую книжку с яркими и выразительными картинками Э. Булатова и О. Васильева, каждая из которых по форме похожа на лепесток чудо-цветка? Такая книжка была у любого советского школьника.
Так почему в сказочной прозе Валентина Петровича можно заподозрить христианские мотивы? Вспомним незамысловатый сюжет: беспечная девочка Женя идёт за хлебом, замечтавшись, остаётся без баранок и боится опечалить своих близких. Она сокрушённо думает о том, как расстроятся братишка и мама, когда она вернётся с пустыми руками, и что можно сделать, чтобы это изменить.
На языке христианства это называется раскаянием. Раскаяние ведёт к действию, к покаянию. А наши покаянные мысли всегда что-то меняют в окружающем мире. И тут же, в ответ на свои покаянные чувства, Женя встречает волшебницу, которая сочувствует её беде и дарит цветик-семицветик. Он исполняет любые желания, стоит только произнести нараспев:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
И что случается дальше? Первые лепестки Женя тратит на покаяние: на исправление своих детских житейских промахов.
Кстати, напомните детям, что слово «грех» на древнем греческом языке, языке книг Нового Завета, означает «промах», попадание мимо цели. Первым делом героиня сказки возвращается к цели, решает оказаться дома и вернуть съеденные собакой баранки. Второй лепесток отрывает, чтобы вернуть мамину разбитую вазу. Всё вроде бы правильно, но ни одно своё желание ещё не исполнено.
Третий лепесток уходит на то, чтобы понравиться другим: мальчишки играют в Северный полюс и не принимают девчонку в игру. Тогда девочка решает сама оказаться на всамделишном Северном полюсе и всем это доказать. Но и это чудо не приносит ей радости: мальчишки не верят, а путешествие на Северный полюс чуть не стоило ей жизни, а на возвращение ушёл ещё один драгоценный четвёртый лепесток.
История с игрушками, падающими прямо с неба, оказалась ничем не лучше: не принявшие Женю девчонки из соседнего двора так и не стали с ней играть. На отмену чуда был истрачен впустую шестой, предпоследний лепесток цветика-семицветика. И вот, остался всего один, последний.
Но что теперь происходит с Женей? Чудеса совсем её не радуют. Она перебирает возможности и планы, фантазирует, чего бы ей хотелось и что бы принесло радость, и понимает, что среди этих пустых затей нет ничего, что может по-настоящему сделать её счастливой.
Вот здесь Валентин Катаев и удивляет своей философской глубиной, обычно несвойственной простой детской сказке. Хотя и все атрибуты жанра присутствуют: прыгучие стихи, создающие настроение игры, волшебство, невероятные герои, но… Вне-контекстные смыслы повествования гораздо сложнее.
Маленькая героиня Катаева понимает, что реализация собственных желаний ничего ей не даёт, потому что нет главного, чего-то ещё. Не с кем разделить радость. Некому посвятить чудо. Это вызывает тревогу, недоумение, раздумье.
Здесь ни много не мало звучат философские лермонтовские мотивы: «Желанья? Что толку напрасно и вечно желать». Детский эгоизм не менее чем взрослый замкнут на себе. Чтобы его преодолеть, каждому человеку, даже маленькому, нужно какое-то нравственное потрясение, перемена сознания, метанойя.
И вот автор сказки посылает навстречу Жене мальчика Витю. Витя никуда не идёт – ходить ему очень трудно. Он просто сидит на лавочке, вытянув больную ногу в большом уродливом ботике, но Провидение уже направило к нему девочку Женю с её последним бесценным лепестком.
Из всех ребят, гулявших на улице, Витя первый проявил к Жене искреннее дружелюбие. Он больше всех понравился ей, а она – ему. Но вот беда: он говорит, что никогда не сможет ходить, а тем более бегать, что его болезнь – это навсегда.
И в этот кульминационный момент катаевской сказки-были и происходит самое главное и настоящее чудо. Женя не собирается мириться с бедой, у неё остался последний лепесток.
И, что удивляет её саму, чувство сострадания к незнакомому мальчику настолько острое и сильное, что все остальные чувства и желания сразу отступают на второй план. Уже не нужны ни куклы, ни мороженое, ни Северный полюс, лишь бы только Витя был здоров.
И мы вместе с писателем уже не видим, как волшебный лепесток летит через все стороны света и облетает Земной шар. Нам, как и читающим детям, уже не интересно следить за его полётом, потому что настоящее чудо совершается не там, где проходит его сказочно-космическая траектория – а здесь и сейчас, в душе этой маленькой девочки, где зазвучал голос милосердия и христианской любви к ближнему.
Оказывается, чего-то желать детям и взрослым тоже нужно учиться. Чтобы наши желания не разрушали нашу жизнь, не забрасывали чуть ли не на Северный полюс на съедение медведям, а, наоборот, преображали нас, наших ближних и мир вокруг.
Чудо происходит естественно и просто, как и все чудеса в детстве. Между строк советского писателя, несомненно, звучит властное и полное силы евангельское «Встань и иди». Но огонь не сводится с неба и земля не колеблется.
Просто хромой мальчик Витя встаёт на ноги и делает для себя невозможное – не идёт, а бежит бегом следом за неизвестной, но отчего-то близкой ему девчонкой, которая стала проводником Божьего чуда.
Вглядитесь в изумительные картинки Васильева и Булатова, вчитайтесь в этот особенный текст. И удостоверьтесь, что беспечная и эгоистичная девочка Женя теперь – совсем другая. У неё как будто выросли крылья. Наконец-то она почувствовала себя счастливой.
Корни христианства и родословие Жени
И ещё немного о том, откуда христианская мысль проникла в катаевские сказки, стихи, газетные статьи.
Удивительно, что Валентина Петровича Катаева при его особенном, неблагонадёжном для советского гражданина происхождении пощадила советская власть. Не подвергла репрессиям и не лишила статуса признанного писателя, поэта, публициста, героя-военкора и детского автора.
Катаев происходил из рода потомственных священников: ещё его дед по отцу Василий – священнический сын, сам впоследствии протоиерей, инспектор духовного училища и настоятель храма Ижевского оружейного завода, а затем клирик кафедрального собора Вятки.
Отец Катаева преподавал в духовном епархиальном училище в Одессе, а мать была мелкопоместной дворянкой, дочерью генерала из Полтавы. Родственники Катаева похоронены в Одессе на кладбище, которое носило название Христианского.
Родившийся в 1897 году в Российской Империи, Валентин Петрович провёл своё безмятежное и размеренное детство в провинциальной тишине, в дореволюционной России и, большую часть своей дальнейшей жизни прожив в подмосковном Переделкино, навсегда сохранил детский темперамент и колоритную речь коренного одессита.
Кстати, имя девочки Жени из сказки о цветике-семицветике, как и многое другое в сказке, глубоко неслучайно. Евгенией звали дочку писателя, которую он назвал в честь своей бабушки Евгении по материнской линии.
Наверное, в жизни каждого маленького читателя девочка Женя с её волшебным цветком оставила свой особенный след. Помню глубокий сердечный ожог этой сказки и из своего далёкого детства.
Перечитайте Катаева вместе с дочками и сыночками начиная со старших дошкольников и расскажите им о милосердии. Вот бы ещё один лепесток, загадать желание: пусть наши дети, подрастая, научатся действенному состраданию и и станут проводниками Христовой воли и любви.
Скачать книгу Валентина Катаева «Цветик-семицветик»
Валентина Патронова
Иллюстраторы Э.Булатов и О.Васильев
Комментировать