Прот. Артемий Владимиров – о воспитании себя мужчинами: «Будем тянуться к идеалу»

Прот. Артемий Владимиров – о воспитании себя мужчинами: «Будем тянуться к идеалу»

Чтобы воспитать ребенка, нам, взрослым, важно и для себя держать планку высоко. Дети, сколько бы их ни было, берут точкой отсчета главу семейства. И если мама – это почти сам ребенок, то папа – человек отдельный, главный, мера всех вещей.

В эфире радио «Вера» духовник Алексеевского женского монастыря протоиерей Артемий Владимиров размышляет о том, какие качества присущи настоящему мужчине, как главе семьи сохранять достоинство и о чем не стоит забывать мужу, чтобы сберечь в семейной жизни понимание и любовь.

Ведущие передачи – Александр Ананьев и Алла Митрофанова

А. Ананьев:

– «Если мужчина утверждает, что он в доме хозяин, значит, он и в других случаях тоже лжет», – писал в свое время Марк Твен.

Сегодня нам бы очень хотелось в очередной раз вернуться к написанию широкими мазками портрета идеального мужчины – того мужчины, которым: а) должны стать те мужчины, которые нас слушают; б) которого должны видеть те женщины, которые нас слушают, рядом с собой.

И сегодня к нашей беседе мы пригласили удивительного собеседника, который любую тему превращает в поэзию, делает это легко и одухотворенно. Духовник женского Алексеевского монастыря, член Союза писателей России, замечательный поэт, проповедник, протоиерей Артемий Владимиров.

– У меня к вам сразу самый простой, самый короткий и, наверное, самый сложный вопрос. Как бы вы закончили фразу, дорогой отец Артемий: мужчина – это… Кто такой мужчина, на ваш взгляд? Если коротко.

Прот. Артемий Владимиров:

– Мужчина – это отблеск божества, как и женщина, впрочем. Мужчина – это сын Адама. Предназначение мужчины – содействовать самому Создателю в украшении Богом сотворенного мира, распространению в нем, в этом мире, любви, красоты, чистоты. Мужчина – это по определению защитник, кормилец, это та светлая голова, которая дает ногам полный покой, мужчина – тот, кто чувствует свою силу в ответственности за всех.

Мужчина – это собрание добродетелей: великодушия, благородства, силы созидающей, а не разрушающей. Словом, мужчина – это настоящий мужик.

А. Ананьев:

– Отец Артемий, я ожидал услышать от вас примерно такой яркий убедительный портрет идеального мужчины. И такой же портрет я нашел на одном из православных сайтов, он был написан цитатами из Священного Писания. Мы к ним обязательно вернемся.

О том, какой он заботливый, какой он верный, надежный, следит за собой, уважает женщину, которая рядом…

Семья

Так вот, в конце этой статьи был раздел «Комментарии». И среди этих комментариев, порядка 65 процентов девушек, женщин написали: таких нет, они вымерли.

Давайте поговорим откровенно: правда вымерли? Нас таких нет? Потому что я сейчас, даже если попробую сравнить себя с тем образом, который вы написали, отец Артемий, не дотягиваю по всем пунктам.

Прот. Артемий Владимиров:

– Дело в том, дорогой Александр… Заметим, что у вас прекрасное имя, «защитник людей». «Noblessee oblige» – положение обязывает. И очень важно всегда задать идеал. Ведь даже в Новом Завете в Нагорной проповеди мы найдем такие удивительные слова Спасителя: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».

Очень опасно занижать планку, делать низкий хрущевский потолок. Поэтому, когда мы говорим о мужеском поле, то давайте незаметно для себя, как атланты, поднимем этот потолок – то есть будем тянуться к идеалу. И чем менее мы ему соответствуем, тем больше пусть в душе возгорается ревность, целеустремленность, движение вверх. Есть такой замечательный фильм, недавно выпущенный на экраны, «Мы вымерли». А я вам в ответ спою куплет из «Беловежской пущи». Дети зубров не хотят вымирать.

А. Ананьев:

– Вы верно заметили, отец Артемий, как важно задавать себе высокую планку. Но это же очень опасно. Допустим, в моем случае, меня окружают, в отношении работы, действительно успешные мужчины. Среди моих друзей – успешные адвокаты, бизнесмены, люди, которые достигли многого.

И по сравнению с ними я чувствую себя не мужчиной, потому что считаю, что у каждого мужчины должно быть собственное дело, каждый мужчина должен реализоваться в какой-то своей работе, стать успешным.

Есть ли опасность в том, чтобы сравнивать себя с идеалами, которые тебя окружают, с идеалами, которые описаны на страницах Священного Писания, с идеалами, которые ты сам себе придумал или которые тебе родители внушили?

Или же надо быть благодарным Господу за то, какой ты есть и не переживать насчет того, что ты не дотягиваешь до каких-то верхних планок?

А. Митрофанова:

– Я все-таки влезу сейчас. Прошу прощения, что называется, я не могу молчать.

Прот. Артемий Владимиров:

– Вы не можете влезть – вы войдете тихой поступью блоковской незнакомки. Влезают только, простите, жаботинские, в переполненный пассажирами автобус.

А. Митрофанова

– Отец Артемий, спасибо за уточнение. Так вот, на мой взгляд, принципиально разные вещи – сравнивать себя с другими людьми и сравнивать себя с идеалом, который дает нам Священное Писание, особенно, конечно, Евангелие, в лице Христа.

Потому что «всяк человек ложь», во-первых.

Во-вторых, когда мы сравниваем себя с другими, мы судим всё равно по внешним критериям, которые очевидны нам. И которые, когда мы их берем в фокус своего внимания, мы даже не замечаем, как много ускользает от нас внутреннего, того, о чем знают только самые близкие.

На страницах журнала «Фома был замечательный опрос среди разных мужчин, им задавали как раз тот самый вопрос, который сегодня у нас во главе угла: кто такой настоящий мужчина?

И, например, ответ бизнесмена Алексея Захарова мне очень понравился. Он говорит: «Спросите об этом у жен и детей мужчин, настоящие они или нет? Только они знают правду».

И вот я как жена могу сказать совершенно точно и на сто процентов Александру Ананьеву, что он, конечно же, с себя спускает три шкуры, но, безусловно, для меня это самый-самый настоящий мужчина. А сравнивать себя с другими – ну, вот здесь, отец Артемий, рассудите, пожалуйста, насколько это продуктивный путь.

Прот. Артемий Владимиров:

– Я спешу успокоить вашего супруга, он вовсе не склонен, на мой взгляд, к самобичеванию, просто он прекрасный журналист, знаток своего дела. И диалог на такую сложную этическую тему нуждается в определенном драматизме, и поэтому я оцениваю его профессиональный дар – он все время дает затравку нам с нами, он будит мысль, а не цепляет ее.

Так вот, я спешу успокоить Александра. Он сказал о каких-то преуспевающих друзьях. Простите, не всё покупается и не всё продается. Успех выражен не в количестве проданного вами ассортимента вашей личной лавочки, успех – это даже не содержание вашего расчетного счета, но нечто иное.

Кто-то в состоянии перепродавать или что-то внешнее строить, но есть и другое, более тонкое и высокое искусство.

И поэтому нам с вами, дорогая Алла, близки слова «сейте разумное, доброе и вечное». И мне, например, всякий раз, когда приходит из радиостанции «Вера» предложение поучаствовать в диалоге с вашей четой, всегда радостно.

Радостно, потому что я знаю, что разговор будет содержательный, разговор, который напитает мою душу, а значит, будет пользоваться заслуженным интересом и у слушателей. И поэтому не будем моего дорогого интервьюера причислять к разряду лузеров и юзеров.

Что касается сравнения себя, то, действительно, было бы не мудро самоутверждаться, сравнивая себя с теми, кто в чем-то нам уступает, это было бы душевредно, это собственно, путь фарисея: «Господи, благодарю Тебя, что я вот не такой и не сякой».

Митрополит Филарет Московский, русский мудрец XIX столетия, предлагает людям, способным критически мыслить, критически оценивать самих себя, сравнивать себя с теми людьми, кто превосходит нас в определенных аспектах. Чем ваш муж, я вижу, успешно и занимается, черпая в этом сопоставительном анализе пищу для смирения, стимул для развития.

И вместе с тем самое надежное, конечно, когда мы размышляем о своем призвании, когда размышляем о цели жизни собственной – возводить очи на Небо.

Если в уме запечатлен недостижимый идеал – это Солнце, не имеющее пятен, Господь Иисус Христос, – то мы всегда увидим в свете божественной правды и любви самих себя.

И раз и навсегда откажемся от такой категории, как: у меня сложный характер, у меня дурное настроение, я не получил хорошего воспитания, я человек парадоксальный, могу и в лоб дать, что ни по мне.

Нам, мужчинам, не свойственно принимать себя статус-кво – вот я какой я есть, но прекрасно всегда желать учиться, следовать евангельскому закону, который есть призыв к совершенствованию, прекрасно не успокаиваться на достигнутом, прекрасно мягким местом не садиться на вечнозеленый лавр и почивать на этом лавре.

Но нам, мужчинам, должно всегда со стороны смотреть на себя, не покупаться на чужую похвалу и в ответ на комплименты говорить с легкой долей иронии «вашими устами мед бы пить», «свежо предание, да верится с трудом».

Итак, будемте, дорогие представители сильного пола, всегда придирчивы сами к себе, самокритичны, но при этом не нужно загонять себя, как джин, в бутылку обидчивости, самолюбия.

Как однажды мой добрый знакомый, не лишенный этой черточки душевной, сказал: «Я вонючий козел и никому не нужен». Это, знаете, легко себя загнать в такую лузу.

Нет, будем благодарны за критику, особенно со стороны представительниц прекрасного пола, со стороны всегда виднее наши прыщики, наши выпуклости и вогнутости. И будем двигаться вперед – «per aspera ad astra», через тернии к звездам.

А. Ананьев:

– «Некоторые люди считают себя мужчинами, – сказал однажды Дэвид Боуи, – только потому, что они не женщины».

Также запало в душу определение мужчины одного известного журналиста, Сергея Стиллавина.

В беседе с нашим дорогим коллегой и другом Владимиром Романовичем Легойдой в программе «Парсуна» на вопрос «что определяет мужчину?» он дал однозначный ответ, который мне показался очень точным: «В то время как женщину определяет ее материнство, ее дети, ее внешность, ее окружение, порядок дома, прическа, высота каблуков, всё что угодно, мужчину определяет лишь одно – его работа».

Вы бы согласились с таким определением, отец Артемий?

Прот. Артемий Владимиров:

– Безусловно, в этом есть доля правды. Дела пусть идут впереди слов. Человек – это большая тайна, чужая душа – потемки. Но душа выявляет себя не только и не столько в телесных чертах, сколько в поступках и действиях.

Покажи мне дом, который ты построил, покажи мне хату, в которой ты живешь.

Помните пушкинскую Татьяну, которая в отсутствие хозяина посетила усадьбу лондонского денди Евгения Онегина, и неспешно ходя из комнаты, из гостиной в рабочий кабинет, осматривая вещи хозяина, составила о нем наконец-то уже не романтическое нафантазированное, а достаточно глубокое сущностное представление.

Итак, мужчина, так как никто не снимет с него, с настоящего мужчины, обязанности кормить, защищать, содержать своих домочадцев, безусловно, познается в своих трудах. Но не будем все-таки сводить личность только к выработанному ею продукту.

Личность – это еще и внутренний космос, это вселенная твоей души. И не всякий человек имеет и физическое здоровье, чтобы работать от зари до зари.

Однако, есть некие сокровенные качества, и я считаю, что сильному полу нисколько не вредит деликатность, предупредительность, сочувствие, которое дается нам, как дается благодать.

Внутренняя порядочность, целомудрие как органичное неприятие чего-то низкого, гадкого, недостойного мужчины. Вот есть и набор таких внутренних качеств, которые всякая умная женщина оценит по достоинству.

И часто, как священник, поневоле становясь таким посредником и поверенным в семейных делах, слышу женщин, не перестающих мечтать о твердом плече.

Я из их уст узнаю, что они ценят не только готовность мужчины на хохломском подносе 25 числа принести им зарплату, но ценят и особенно любят наличествующие в сердце мужчины спокойствие, доброжелательность, умение обуздывать порывы эмоций, чтобы рассудок господствовал над какими-то всплесками чувств.

А уж когда речь идет об отеческих добродетелях, отцовских чувствах, это особая тема для разговора. Поэтому человек глубок чрезвычайно и определение, данное уважаемым вами журналистом, верное, но лишь отчасти. И не охватывает, конечно, всей полноты предмета.

А. Митрофанова:

– Отец Артемий, возвращаясь к началу нашего разговора. Мы привели мнение, что 65 процентов женщин, оставивших свои комментарии под определением, кто же такой настоящий мужчина, всё свели к реплике «да где они, такие мужики, все они перевелись». Я снова хочу обратиться к прекрасной подборке мнений, опубликованной журналом «Фома». Среди опрошенных – замечательный музыкант, автор и исполнитель Вячеслав Бутусов, очень глубокий человек, христианин, глубоко верующий.

Так вот, он не знает ответа на вопрос «где искать настоящего мужчину?» – и он спросил у своей жены. А его жена, судя по всему, такая же глубокая и мудрая, как и он сам, она сказала: «Ищите там, где настоящая женщина».

И мне кажется, что вот эта связка в каком-то смысле для нас сегодня, в XXI веке, для тех женщин, которые задаются вопросом «где же эти Гоги из электрички?»

Почему для нас до сих пор этот Гога из электрички как такой определенный идеал, хотя все почему-то забывают, что сделал Гога из электрички, когда увидел, что его любимая женщина оказывается социальным статусом выше, чем он – он пошел и напился.

И куда вся его бравада сразу делась, непонятно. Так вот, для женщин, которые задаются этим вопросом, мне кажется, очень важно было бы обратить зеркало на самих себя.

Я в свое время тоже таким вопросом задавалась, я этого не скрываю. И надо вам сказать, что настоящий мужчина в моей жизни появился после того, как я проделала над собой очень важную и серьезную работу.

Я не утверждаю сейчас, что я настоящая женщина, мне до этого еще расти и расти. Но наши женские упреки по отношению к мужчинам, на мой взгляд, очень часто – это упреки по отношению к нам самим, к женщинам.

Прот. Артемий Владимиров:

– А я вот слушаю вас из своего прекрасного далёка и передо мной, как священником, возникает величественная картина генезиса миробытия, творения мира. Ибо вы помните, конечно, что 6-й день творения завершен был созданием человека по образу и подобию Творца.

В Книге Бытия мы находим такие таинственные слова: «И сотворил Бог человека, мужчину и женщину, сотворил его». Речь идет о некой целостности союза мужа и жены, Адама и Евы.

И две половинки, находясь в этом земном бытии, расколотом нашим эгоизмом и себялюбием, чем ожесточеннее будут спорить, кто в доме хозяин, кто имеет право первого голоса, чем больше они так вот бодаются, тем больше, может быть, свидетельствуют, что они не могут существовать друг без друга.

И призваны восполнять своими собственными совершенствами недостатки другого, потому что целое – это есть нечто большее, чем механическая сумма составляющих целое частей.

Но я боюсь увести наших радиослушателей в глубины такой философской антропологической темы. Давайте спустимся на землю. Безусловно, женщинам хочется наболевшее высказать. И я, как представитель мужского рода племени, им за это благодарен. Знаете, почему?

Потому что мне кажется, что одно из качеств настоящего мужчины – это способность воспринимать, слышать, анализировать, обрабатывать критику как здоровую, так и не очень, используя даже инвективы для созидания.

И, напротив, если человек, как Сивка-бурка, вещая каурка, на дыбы встает и так далее, если холку ему поглаживают против шерсти, если кипит его разум возмущенный, если он тотчас жаждет парировать любое резкое слово – на себя посмотри, то передо мной уже не самый настоящий мужчина, а только желающий им казаться.

А. Ананьев:

– «Все мужчины – чудовища, – писал Оскар Уайльд. – Женщинам остается лишь одно – кормить их получше»…

Вы знаете, батюшка, я слушал сейчас вас и думал, знаете, о чем: может быть, все проблемы в том, что мы вдруг стали какими-то сложными? Я имею в виду нас, мужчин.

У меня есть ощущение, я могу заблуждаться, что еще 100 лет назад мужчины были проще, примитивнее. Вот здесь враг – иди его победи, вот здесь мамонт – иди и его убей. Вот здесь твоя жена, вот здесь твой суп.

И в этой парадигме, в общем, всё было довольно просто, и мужчина определялся какими-то очень понятными вещами и он не был сложным.

Сейчас, в XXI веке, в окружении умных телевизионных и радиопередач, книг, психологов, каких-то рассуждений, богатства выбора одежды, косметики для бороды и всего остального, мы вдруг стали очень сложными – мы потеряли вот эту благостную примитивность мужчины, которая делала его чем-то средним между комбайном для уборки пшеницы и животным.

Может быть, нам действительно надо быть проще? И всё будет хорошо.

А. Митрофанова:

– «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».

А. Ананьев:

– Да. Но это иногда и перегиб. Потому что, поверь мне, средств для ухода за бородой у мужчин не меньше, чем средств для ухода за волосами у женщин. А это уже перекос.

Прот. Артемий Владимиров:

– Да, вы правы, Александр. Я вспоминаю слова настоящего мужчины, святителя Феофана Затворника Вышенского. Комментируя слова апостола Павла относительно прически, он говорит: когда мужчина растит свои волосы, то есть излишне заботится о покрове своей головы, то это уже перекос, бесчестие для него.

Ибо содержание головы, а не ее внешнее обрамление характеризует настоящего мужчину. Хотел, может быть, встав сейчас мысленно на сторону женщины, а батюшка это ведь своего рода третейский судья, батюшка это не партийный лидер, который подпевает тем, кто платит ему, но он призван, говорю о призвании, как ангел мира спуститься с высот и содействовать всеобщему примирению, достижению гармонии интересов одних и других.

Так вот, встав на сторону современных женщин, я бы еще дал такое определение настоящего мужчины: настоящий мужчина – это тот, кто уважительно и благоговейно обращается с женщиной.

Вот вы сейчас сказали о том, что несколько десятилетий тому назад или столетий или тысячелетий мужчины были проще. Вы знаете, мне эта простота мила вот в какой ситуации. 50-е, 60-е, 70-е годы ХХ столетия, какой-то простой парень из нашего двора, Шурка или Мишка Кузнецов подходит к девушке, внезапно повзрослевшей на его глазах.

Еще несколько лет тому назад они катались с горки ледяной, а сегодня он, застенчиво ковыряясь в собственном носу, подходит к ней летним или, лучше, весенним майским вечерком, сумерки скрывают легкий румянец, появившийся на его щеках, обрамленных нежным пушком. И, взирая на нее, потупив взор, он говорит, переминаясь с ноги на ногу: «Клав, а Клав?» – «Да, Миша?» – «Клав, нравишься ты мне. Выходи за меня замуж».

Вот слова настоящего мужчины: ты мне нравишься и поэтому я готов здесь и сейчас взять полноту ответственности за тебя на всю жизнь. Не «пойдем погуляем куда-нибудь вдоль Сетуни», а там хоть потоп. А «выходи за меня замуж», – вот такой простоты советского фабричного парня современные мажоры, а уж тем паче бриллиантовые мальчики не имеют.

А. Митрофанова:

– Отец Артемий, я, конечно, не смею с вами спорить, не могу с вами не согласиться, что как важно, чтобы в мужчине была ответственность, способность взять на себя заботу о семье, предложить женщине, в конце концов, этот путь. Сейчас этот путь далеко не все женщине предлагают.

И тем не менее я далека от идеализации эпох, какие бы мы с вами ни брали, потому что положение женщины, скажем, в XIX веке, прекрасно у Некрасова описано, Все мы помним это: «В полном разгаре страда деревенская… Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать».

Так вот, мужчина XIX века, вот самый крестьянин, у которого, может быть, всё было очень просто в жизни – пошел в поле, начал пахать и так далее. На мой взгляд, который может жену побить, у которого жена наравне с ним пашет в поле, у которого жена, вообще-то, когда ему надо воспользоваться ее женским естеством, он, что называется, ни в чем себе не отказывает, невзирая на то, в каком состоянии она.

И она вообще-то, ну, как сказать, она-то и голову особо не поднимает, и голоса своего особо возвысить не может.

А. Ананьев:

– Я скучаю по тем временам. (Смеются.)

А. Митрофанова:

– А я, как женщина, обеспеченная сейчас любовью мужа абсолютно всем необходимым, и спокойно чувствующая себя в своей профессии – да, я работаю, но я работаю, потому что мне это очень нравится, а не потому, что я обязана пахать в поле.

Я чувствую себя, как мне кажется, гораздо лучше, гораздо более привилегированно, чем та крестьянская женщина, описанная нашим дорогим Некрасовым.

И мне от этого так хорошо и я так благодарна своему мужу (не тому мужчине, который, может быть, был бы гораздо проще и жил в XIX веке, ну, вот этот собирательный образ), а моему конкретному мужу за то, что он обеспечивает меня всем. И я, в лучшем смысле этого слова, фактически от счастья витаю в облаках.

Прот. Артемий Владимиров:

– Могу сказать, Алла, в ответ на вашу тираду, в ответ на вашу песнь, в ответ на вашу защитную речь, что вы тоже прекрасный радиокорреспондент, как вас Александр назвал – ведущая. Ведущая – это почти что бегущая по волнам.

И вы, прокомментировав мои слова, действительно обновляете нашу беседу, вы добавляете в нее пряности, не перца, но гвоздику, кардамона. И я, продолжая с вами бескровную дуэль, хочу вам в защиту столь образно выписанной вами эпохи, во-первых, сказать, что Некрасов был мужчина еще тот.

Проблемный был господин. Иван Сергеевич Тургенев называл его музу «плаксивой музой». Некрасов – настоящий барин, поигрывавший в картишки, любивший прекрасный табачок, пользовавшийся услугами крепостных, обрел популярность, как создатель «Кому на Руси жить хорошо», он как будто чувствовал эти лишения и страдания народа. Сам-то жил вольготно…

Посмотрите, пожалуйста, на живописные полотна Венецианова, русский художник XVIII столетия. Русские крестьянки – и нам открывается такой высокий образ! Да там каждая крестьянка, выписанная Венециановым, это просто шамаханская царица – стать, постановка головы, уборы, а главное – печать царственности, достоинства.

Конечно, всякое было в эпоху и писатели демократические XIX века тоже списывали с натуры свои персонажи. Действительно, каждая эпоха выставляет нам не только недостатки, но и определенные преимущества.

Я лишь отметил одно – настоящему мужчине во все времена должно быть свойственно бережное, рыцарское, благоговейное отношение к женщине, которой нельзя пользоваться, как бездушной вещью, которая является сонаследницей вместе с ним, мужчиной, вечной жизни.

И евангельский идеал, запечатленный апостолом Павлом, заключается как раз в этом весьма таком любовном, бережном, осторожном и пронизанным уважением отношением к своей спутнице.

А. Ананьев:

– Как писал Козьма Прутков: «Каждый мужчина состоит из „мужа“ и „чина“»…Один замечательный диакон отец Богдан Мошура однажды сказал удивительную вещь. Он сказал, что через причастие мужа причащается вся его семья.

Именно муж должен вести семью, и в первую очередь жену, к Богу. «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и в суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа».

Однако, по моим наблюдениям, семьи, где именно муж локомотивом берет за руку жену и детей и ведет их в храм и первым открывает тяжелые двери храма, это огромная редкость. Гораздо чаще – гораздо чаще, к моему сожалению, в том числе и в нашей семье, не буду скрывать этого, локомотивом в этой духовной жизни, в жизни, направленной к Богу, становится именно жена.

И чаще именно она, тихонько, стараясь не разбудить мужа, в воскресенье утром собирается и идет, чтобы успеть на раннюю литургию, чтобы вернуться к пробуждению мужа и приготовить ему воскресный завтрак.

И в этом смысле у меня к вам вопрос вот какой, отец Артемий: почему в наших храмах мужчин гораздо меньше, чем женщин? Почему мужчины отказываются вести семью и жену к Богу?

Прот. Артемий Владимиров:

– Храм храму рознь. Если вы посетите Данилов монастырь, Донской монастырь, традиционные московские обители, вы увидите изрядное количество молельщиков, трудников, бородачей, глав семей.

Они даже стоят на специально выделенной им «взлетной полосе» справа. Но спорить невозможно, наши милые платочки, беретики, головные шарфики, безусловно, держат лидерство.

Это религиозная одаренность русской души вообще и женской в частности. Это близость Господа Бога к сердцу, умеющему страдать, терпеть и любить. Чем глубже скорбь, тем ближе Бог.

И по своим наблюдениям я вижу, что каждая семья – это особая неповторимая история. Хочу лишь только добавить, что по меткому выражению русского народа, благодать не насилует, человек, ощущающий в душе эту искорку любви к Богу, жажду молиться, знает, что силком, директивой ничего не возьмешь с домочадцев – увлекает лишь сам пример, увлекает лишь внутренняя одушевленность, увлекает радость богообщения.

И я бы только пожелал религиозным лидерам семьи, будь то муж или жена, большого понимания человеческой природы с тем, чтобы горячность веры не соседствовала с психологическим давлением.

Это всегда боком выходит, особенно в отношении детей. Ну, а почему? Так сложилось у нас на Руси.

Я иногда в шутку говорю, что мировой исторический процесс совершается Божьим Промыслом через женщину. Действительно, настоящий мужчина – это всегда мальчик, отрок, юноша, взращённый его матерью. И это особая, непростая тема, как женщине взрастить мужеские качества в ее кровинушке, каких избегать в этом опасностей, какие здесь нас ожидают сложности.

Но, пользуясь случаем, я хочу поблагодарить всех женщин России, матерей, бабушек, супруг, сестер, поблагодарить их за то, что они не скудеют. Пусть не скудеют сердца живой и зрячей, горячей верой в Искупителя, желанием поделиться этим счастьем веры во Христа, прежде всего с домочадцами.

А. Ананьев:

– Отец Артемий, скажите, а вы согласны с тем, вот с этой технической деталью, что причащающийся муж причащает всю свою семью – именно мужем семья причащается. Меня, признаться, заставила задуматься эта фраза.

Прот. Артемий Владимиров:

– Если раскрыть Первое послание к Коринфянам апостола Павла, там есть слова о том, что муж потому-то и молится с непокрытой головой, что он есть образ Христа, что муж, как глава, и обязан быть тем прозрачным сосудом, через которого снисходит на всё тело семьи, на ребро, на детей божественная благодать.

Муж, в идеале, это своего рода священник в семье. Его обязанность – не только кормить, но и жреческие обязанности. Хотя не будем абсолютизировать это утверждение уважаемого вами батюшки, поскольку во Христе «нет ни мужеского, ни женского пола».

В отношении духовного служения мужчина не опережает женщину, равно как и женщина мужчину. Но психологически, действительно, от мужа много зависит атмосфера в семье.

Если отец и одновременно супруг постоянно раздражителен, груб, неотесан, если каждое его слово, как стрела или камень, посмотрите, как это отражается? – женщина задерганная, забитая или такая же агрессивная и скандальная, как муж.

Дети. Знаете ли, даже нервные тики посещают детей от домашних скандалов. И напротив, лучше пусть муж будет слегка флегматичным, как русский помещик, пусть не Обломов, но какой-то…

А. Ананьев:

– Троекуров.

Прот. Артемий Владимиров

– Нет. Там у него, у Троекурова, все дети на скотном дворе с соседних крестьянских домов были похожи, как две капли воды, на самого помещика. Я возмущаюсь этим Троекуровым. А пусть он вот будет главой дома Ростовых – гостеприимным, хлебосольным, милым, покладистым, пусть он думает, что он всем заправляет при неизменном госсекретаре или боярской думе в лице его мудрой супруги.

А. Ананьев:

– Продолжим разговор и перейдем от того, что формирует мужчину к тому, что разрушает мужчину. Пожалуй, самый глубокий для меня фрагмент из Священного Писания – первый псалом про «блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе».

Действительно ли акцент на том, что разрушает мужчину, сделан на окружении мужчины – на его работе, на его увлечениях, на его друзьях? Или я же просто неправильно понимаю эту мысль, которую дает нам Псалтирь?

Прот. Артемий Владимиров:

– Псалтирь глубока, как земля, и высока, как небо. Для меня очень интересны сейчас ваши слова. Я никогда не воспринимал эту первую точку псалма так, как она легла на ваше сердце.

Окружение, действительно, много значит для нас, хотя бы по пословице с кем поведешься, от того и наберешься.

Если герой нашего повествования каждый вечер норовит сбежать из семьи в гараж, где стоит «Запорожец» на приколе уже 10 лет, и там закладывает за воротник с друзьями по любви к автопрому – это одно.

Но я вижу в первом псалме и другой смысл: блажен муж, который не идет на поводу собственных помыслов, блажен муж, который не прислуживается к голосу страстей, не сидит на седалище человека, творящего соблазн.

Очень важно для настоящего мужчины – это свободное пространство души, это независимость от худых помыслов, а тем паче дурных привычек, это нравственная внутренняя крепость, делающая мужчину подобным кедру, корни которого уходят вниз и питаются артезианских вод.

А. Ананьев:

– Один мой хороший знакомый считает, что мужчина перестает быть мужчиной, кода он позволяет себе ревновать, ибо ревность есть сугубо женское качество.

Другой мой знакомый, вернее, знакомая, утверждает, что мужчина перестает быть мужчиной в тот момент, когда он поднимает руку на женщину. Как бы вы определили ответ на этот вопрос: в каком случае мужчина, по мнению протоиерея Артемия Владимирова, перестает быть мужчиной в его глазах?

Прот. Артемий Владимиров:

– Вы знаете, относительно поколачивания хрупкой, нежной и изящной половины я расписываюсь полностью. И в XXI столетии я почитаю просто подлостью – подлостью, не мужланством лишь, а подлостью – самоутверждение мужчины вот таким физическим грубым образом. Это роняет достоинство мужчины совершенно.

Ревность. Да, конечно, мужчина совершенный должен быть выше ревности в ее низменном проявлении, ибо, нося в себе любовь, он должен носить и доверие к нежно любимой супруге.

А относительно личного суждения протоиерея Артемия, что лишает нас статуса настоящего мужчины, кратко скажу, что, наверное, это…

Наверное, это плаксивость, желание ныть, это какая-то жалоба на окружающий мир, это потеря твердой надежды на помощь Божью, это ропот на обстоятельства.

И напротив, если мы настоящие, то пусть сохраняем холод ума и теплоту сердца. Дай нам Бог и в отчаянных обстоятельствах не отчаиваться и всегда внутренне держаться за десницу Христову, нас укрепляющую, что позволяет бабке держаться за дедку, а дедке за бабку.

Мужчина пусть предстоит Господу в твердой надежде, в уповании на Его помощь, тогда по цепной реакции и все, кто за нами, будут чувствовать себя, как у Христа за пазухой.

Эфир передачи на радио «Вера»

Комментировать