Преподобный Зино́вий Отенский
Дни памяти
29 июня (переходящая) - Собор Новгородских святых
Житие
Зиновий Отенский (ум. ок. 1570 г.) – философ, богослов.
Биографические сведения о нем крайне скудны. Известно, что 3иновий был иноком Отенского монастыря в Новгороде и, вероятно, новгородцем по происхождению, бывал в Москве, был очень начитан и в 1566 г. беседовал с некими «клирошанами» о ереси Феодосия Косого (осужденного в 1554-1555 гг. на соборе в Москве), после чего написал свой главный труд «Истины показание к вопросившим о новом учении». О его литературном наследии известно немного больше. Оно включает, помимо многих приписываемых 3иновию сочинений (что свидетельствует о его авторитете и значении в рус. «книжности»), Послание к дьяку Я. В. Шишкину (1534-1536), посвященное теме праведного суда, Похвальное слово епископу Ипатию Гангрскому (ок. 1551), Послание монахам Гурию Заболоцкому, Кассиану и Гурию Коровиным, заточенным в Соловецком монастыре (1550-е), Похвальное слово на открытие мощей Никиты Новгородского (1565), Похвальное слово на открытие мощей архиепископа Ионы (1560-е). Почти все они также затрагивают ересь Феодосия и наряду с основными произведениями 3иновия могут рассматриваться как важные источники в освещении этой проблемы (актуальность полемики с ним именно в Новгороде — косвенное подтверждение связи проповеди Косого с ересью жидовствующих). «Истины показание...» отмечено искусностью композиционного решения: оно построено в виде 10 бесед автора с тремя клирошанами из Старой Руссы, обратившимися к нему с просьбой разъяснить, правильно ли «новое учение» Феодосия; во время последней беседы к ним присоединяется новгородец Захария Щечкин. Это композиционное решение позволило 3иновию в диалогической форме разобрать основные предметы полемики с «новым учением» в виде последовательного богословского компендиума. Первая беседа обрамляет изложение доказательств бытия Божия и учения о Троице, 2-я, 3-я и 4-я – учение о Сыне Божием, боговоплощении и спасении, 5-я – об иконопочитании, 6-я – о молитвенном призывании святых и почитании их мощей, 7-я – о почитании креста, 8-я – обоснование необходимости соблюдения уставов и заповедей, 9-я – обоснование ин-та монашества и монастырских владений, 10-я – объяснение отдельных догматических и обрядовых вопросов. Изложение 3иновьевым доказательств бытия Божия, предваряющих догматическую и сотериологическую проблематику, позволяет видеть в нем едва ли не первого философа на Руси, если, конечно, в самой философии видеть рациональный дискурс как критическое исследование мировоззренческих проблем средствами логической аргументации (а не обычную дидактику, религиозную или нравственную, которую чаще всего и принимают за «русскую философию»). Опираясь на переводные богословские памятники, прежде всего на «Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина, «Шестодневы» Василия Великого и Иоанна Болгарского, а также па богословские разделы ряда других памятников («Повесть о Варлааме и Иоасафе», возможно, Летопись Георгия Амартола), 3иновий пользуется возможностями полемического жанра своего произв. для развернутой экспозиции трех типов доказательств бытия Божия. Тот факт, что в данном случае речь идет именно о полемическом жанре, а не о полемике в собственном смысле (Феодосий и его последователи бытия Божия не отрицали), свидетельствует о «самоцельных» философских интересах 3иновия, а также о систематичности его мышления, которые заметно превосходят тот «естественно-научный» материал, который приводится им в ходе его аргументации. Космологическое доказательство – выведение из конечности и изменяемости мировых стихий и сил бытия Существа неизменного и абсолютного – представлено в аспектах происхождения жизни органической, начал неорганических и бытия космоса в целом. Аргумент в связи с происхождением жизни констатирует, что птица рождается из яйца, а яйцо от птицы и что если предложат видеть «родоначальниками» живых существ стихии (воздух, земля), то можно заметить, что за все время существования мира не было наблюдаемо порождение живого из неживого, как не видно оно и в настоящее время. Аргумент в связи с неорганическими началами 3иновий развивает, переходя последовательно от тезиса (если допустить «самобытность» земли, воды и неба, то их бытие, ввиду их же свойств, необъяснимо) к контртезису (преходящи только «роды» существ, но небо и земля «стоят») и опровержению последнего (неизменность неба мнимая, ибо оно подвержено изменениям, «по небеси же всяко есть и земли движение», но то, что движется и изменяемо, неустойчиво, а что неустойчиво, должно иметь начало своего бытия). Аргумент же от бытия космоса в целом представлен в виде силлогизма, все подверженное изменению, превращению и «страданию» не безначально – небо и земля, вода и воздух, солнце и звезды являются именно таковыми, – следовательно, они должны быть сотворены Богом, «иже безначален, присносущен и жив». Физико-телеологическое доказательство 3иновия строится исходя из «несамобытности» (несамосущности) мировых стихий и стройности миропорядка в целом. Регулирующая, направляющая и разумная сила Творца (и Промыслителя) выявляется из взаимного антагонизма стихий, которые без нее уничтожили бы друг друга. «Потому ни стихии, ни небо, ни звезды не «бесстрастны», а значит, не безначальны и не самосущи и сами по себе порядка не образуют. Но они держатся сотворившей их силой великой и премудростью, которая управляет их в «доброчинии» и гармонии, приводя их, сопротивляющихся друг другу и беспорядочных, в умирение и нерушимый союз» (цит. по: Истины показание. Казань, 1863. С. 68 –69). Доказательство историко-психологическое (антропологическое) обосновывает бытие Божие исходя из факта всеобщей распространенности религии и богопочитания у всех народов, даже самых отсталых.
В. К. Шохин
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 203-204.
Источник: hrono.ru