Преподобномученик Дамаски́н (в миру Диама́ндис) Афонский, Константинопольский
Дни памяти
22 июня (переходящая) - Собор Афонских преподобных
Житие
Дамаски́н (в миру Диама́ндис) родился в константинопольском квартале Галата в приходе церкви Богородицы Елеусы и был назван родителями, Кириаком и Кириакией, Диамантисом. Рано осиротев, он выучился мастерству портного. За некий проступок Диамантис был схвачен турками и, желая избежать суда, отрекся от христианской веры. Спустя некоторое время он раскаялся и удалился на Св. Гору, где принял постриг в Великой Лавре с именем Дамаскин. 12 лет он подвизался под руководством старца, оплакивая свое отступничество и изнуряя себя строгой аскезой. Дамаски́н считал свой грех настолько тяжким, что решил искупить его мученической кончиной. Он рассказал об этом жившему на покое в Великой Лавре бывшему Константинопольскому патриарху Дионисию III, и тот благословил его на этот подвиг. Дамаски́н прибыл в Констонтинополь, причастился Св. Таин в церкви свт. Николая Чудотворца в Галате. Чтобы не навлечь гнев османских властей на монахов-святогорцев, как это случилось после казни новомучеников Гавриила (1676) и Киприана (1679), он переоделся в мирскую одежду. Придя в превращенный в мечеть храм Св. Софии, Д. стал молиться, осеняя себя крестным знамением, но мусульмане сочли его за помешанного. Неск. дней Дамаски́н исповедовал Христа на улицах столицы, но турки лишь называли его безумцем. Только когда Дамаски́н стал хулить ислам во дворце великого везира, его избили и выгнали. Наконец он пришел в ту самую мечеть, где некогда отрекся от Христа, и, обличая мусульман, был схвачен и отведен к судье, а затем к везиру, который приговорил Дамаски́на к смертной казни. Он был обезглавлен перед воротами патриаршей резиденции в Фанаре. Мощи Дамаски́на похоронили в монастыре Пресвятой Богородицы на острове Халки.
Житие Д. написано И. Кариофиллом († 1693) и затем переложено на новогреч. язык иером. Ионой Кавсокаливитом († 1765). Включено в состав «Нового Мартирологиона» прп. Никодима Святогорца.
В работе, посвященной новомученикам, Хризостом I (Пападопулос), архиеп. Афинский, ошибочно называет Д. Дамианом.
Ист.: ΝΜ. Σ. 98-101; Афонский Патерик. М., 1897. Ч. 2. С. 357-361; Ϫουκάκης. ΜΣ. T. 11. Σ. 351-355; Ματθαίου. ΜΣ. T. 11. Σ. 388-391; Μακάριος (Νοταρᾶς), μητρ. Κορίνθου, Νικόδημος ὁ ῾Αϒιορείτης, Νικηφόρος Χίου, ᾿Αθανάσιος ὁ Πάριος. Συναξαριστὴς νεομαρτύρων. Θεσσαλονίκη, 19963. Σ. 140-144.
Лит.: Χρυσόστομος (Παπαδόπουλος). Νεομάρτυρες. Σ. 40; Ϫαμασκηνός // ΘΗΕ. T. 4. Σ. 913; Περαντώνης. Λεξικόν. Τ. 1. Σ. 144-146; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 105-106.
Источник: Православная энциклопедия
Жития и книги в библиотеке
- Память преподобномученика Дамаскина Константинопольского иером. Макарий Симонопетрский
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Я как-то особенно ярко ощутил, что всякие обстоятельства в жизни — и происшествия, и испытания, и неожиданности — дело второстепенное. Основа, первое, — это постоянная связь с Единым и Вечным. Есть она, тогда всё происходящее, хотя бы и самое тяжелое, можно переносить равнодушно или, вернее, — покойно. Главное-то ведь имеется, а всё прочее — преходящее. В Главном же и Едином, как в Полноте, всё есть и всё в Нем, а посему никакие утраты этой жизни не страшны... Основное... оно прочно и не может поколебаться. Вечное — нерушимо.
свщисп. Роман Медведь
19 декабря 1240 года произошло падение Киева под нашествием монголо-татарских войск хана Батыя.
Должно делать добро ближним по возможности тайно
Список храмов с престольным праздником в честь святителя Николая