Святитель Арсакий Константинопольский, архиепископ
Дни памяти
Житие
Арсакий Тарсийский († 405), архиепископ Константинопольский, святитель. Память 24 октября и в Соборе Константинопольских святителей (Греч.).
Родился в Тарсе Киликийском. Был братом Константинопольского архиепископа Нектария.
Будучи протопресвитером в Константинополе, принадлежал к противникам Иоанна Златоуста.
В июне 404 года был избран архиепископом Константинопольским сразу после второй ссылки святителя Иоанна Златоуста, почему встретил неприятие сторонников неправедно изгнанного Иоанна. Он пробыл на предстоятельской кафедре только малый срок – в 404-405 годах.
Церковные писатели и историки по-разному оценивают характер и деятельность Арсакия. Свт. Иоанн Златоуст называет его "волком в овечьей шкуре"[1], а Палладий, еп. Еленопольский, – "человеком безмолвнее рыбы и бездеятельнее лягушки". Ко времени занятия столичной кафедры Арсакию было уже более 80 лет. Сохранился указ от 18 ноября 404 года[2], запрещавший вход в храм тем, кто отказывался причащаться у "епископов Арсакия Константинопольского, Феофила Александрийского и Порфирия Антиохийского". При Арсакии в столице происходили гонения на приверженцев свергнутого свт. Иоанна Златоуста с применением военной силы. По всей видимости, Арсакий не был инициатором и сторонником таких мер: по сведениям Созомена[3] и Сократа Схоластика[4], Арсакий был человеком кротким и мягким.
Память Арсакия содержится в византийских календарях константинопольского происхождения под 11 октября вместе с памятями Константинопольских патриархов Нектария, Аттика и Сисиния I: в Типиконе Великой церкви IX-X веков[5], в Синаксаре Константинопольской церкви X века[6] и др. Службу им полагалось совершать в храме Св. Софии Константинопольской. Почитание Арсакия на Руси зафиксировано в древнейших рукописных памятниках – в месяцесловах Остромирова 1056-1057 годов (Л. 228 об.) и Архангельского 1092 года (Л. 133 об.) Евангелий.
Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по шестой песни канона утрени, помещен стишной синаксарь Арсакию[7].
Примечания
[1] PG. 52. Col. 685
[2] Codex Theodosianus. XVI IV. 6
[3] Церк. ист. VIII 23, 1
[4] Церк. ист. VI 19
[5] Mateos. Typicon. T. 1. P. 66
[6] SynCP. Col. 131
[7] Μηναῖον. ̓Οκτώβριος. Σ. 108
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Я как-то особенно ярко ощутил, что всякие обстоятельства в жизни — и происшествия, и испытания, и неожиданности — дело второстепенное. Основа, первое, — это постоянная связь с Единым и Вечным. Есть она, тогда всё происходящее, хотя бы и самое тяжелое, можно переносить равнодушно или, вернее, — покойно. Главное-то ведь имеется, а всё прочее — преходящее. В Главном же и Едином, как в Полноте, всё есть и всё в Нем, а посему никакие утраты этой жизни не страшны... Основное... оно прочно и не может поколебаться. Вечное — нерушимо.
свщисп. Роман Медведь
19 декабря 1240 года произошло падение Киева под нашествием монголо-татарских войск хана Батыя.
Должно делать добро ближним по возможности тайно
Список храмов с престольным праздником в честь святителя Николая