Даты
Историческое содержание
Святой праздник Прихождения Божией Матери в горний град Иудов, или Целование Мариино, был установлен указом Святейшего Синода от 5 августа 1883 года по ходатайству тогдашнего начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, архимандрита Антонина (Капустина). Глубокий смысл этого празднования возвращает православного христианина во времена событий, описанных в Евангелии от Луки (Лк.1:39-56).
Именно тогда, как повествует святой евангелист Лука, Пресвятая Дева «с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету» – свою родственницу и мать Иоанна Предтечи. И во время этой встречи произошло несколько великих чудес.
Будущий пророк, которого носила Елисавета, жена священника Захарии из рода Ааронова, при появлении Марии «взыграл радостно во чреве», то есть стал выполнять свою пророческую миссию возвещения Мессии еще до рождения. Именно этот, небывалый до сих пор факт Божиего откровения от еще нерожденного, был одной из причин сказанного Спасителем, что Иоанн «больше пророка» и «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф.11:9-11).
Пророческий дар Иоанна, ещё младенца в утробе, передается и носящей его матери. Елисавета Святым Духом возглашает: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:43). Сама Дева подтверждает подлинность откровения о том, что Дитя в Ее чреве и есть тот самый Агнец Божий, Ветхий днями, Надежда Израиля, о которой говорили древние пророки. Исполнившись Духа, она говорит о спасении, приходящем через Ее Младенца, и той славе, которую Господь даровал Ей Самой: «….призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1:48). Праздник Целования Мариина – это почитание первого новозаветного откровения о Мессии, которое было дано еще до Богоявления на Иордане и даже до слов святого Симеона Богоприимца о Спасении Израиля, наконец увиденном его глазами.
Прихождение Божией Матери в горний град Иудов ежегодно празднуется в Горненском женском монастыре Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Обитель расположена в районе Эйн-Карем – той самой Нагорной стране, где состоялась описанная в Евангелии встреча матери пророка и Матери Бога. Празднование установлено 30 марта (12 апреля н. ст.), но если Благовещение попадает на Страстные дни, служба переносится на четверг Светлой седмицы или день памяти иконы Божией Матери «Живоносный источник». Архимандрит Антонин сам составил чинопоследование праздника, которое ныне входит в служебную Минею Русской Православной Церкви.
На иконе праздника иногда можно можно увидеть младенцев Иисуса Христа и Иоанна Крестителя, изображенных во утробах Девы Марии и святой праведной Елисаветы. Обычно Господь изображается с благословляющим жестом Иоанна, а Иоанн – преклоняющим главу под благословение.
Святой праздник Прихождения Божией Матери в горний град Иудов, или Целование Мариино, был установлен указом Святейшего Синода от 5 августа 1883 года по ходатайству тогдашнего начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, архимандрита Антонина (Капустина). Глубокий смысл этого празднования возвращает православного христианина во времена событий, описанных в Евангелии от Луки (Лк.1:39-56).
Именно тогда, как повествует святой евангелист Лука, Пресвятая Дева «с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету» – свою родственницу и мать Иоанна Предтечи. И во время этой встречи произошло несколько великих чудес.
Будущий пророк, которого носила Елисавета, жена священника Захарии из рода Ааронова, при появлении Марии «взыграл радостно во чреве», то есть стал выполнять свою пророческую миссию возвещения Мессии еще до рождения. Именно этот, небывалый до сих пор факт Божиего откровения от еще нерожденного, был одной из причин сказанного Спасителем, что Иоанн «больше пророка» и «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф.11:9-11).
Пророческий дар Иоанна, ещё младенца в утробе, передается и носящей его матери. Елисавета Святым Духом возглашает: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:43). Сама Дева подтверждает подлинность откровения о том, что Дитя в Ее чреве и есть тот самый Агнец Божий, Ветхий днями, Надежда Израиля, о которой говорили древние пророки. Исполнившись Духа, она говорит о спасении, приходящем через Ее Младенца, и той славе, которую Господь даровал Ей Самой: «….призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1:48). Праздник Целования Мариина – это почитание первого новозаветного откровения о Мессии, которое было дано еще до Богоявления на Иордане и даже до слов святого Симеона Богоприимца о Спасении Израиля, наконец увиденном его глазами.
Прихождение Божией Матери в горний град Иудов ежегодно празднуется в Горненском женском монастыре Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Обитель расположена в районе Эйн-Карем – той самой Нагорной стране, где состоялась описанная в Евангелии встреча матери пророка и Матери Бога. Празднование установлено 30 марта (12 апреля н. ст.), но если Благовещение попадает на Страстные дни, служба переносится на четверг Светлой седмицы или день памяти иконы Божией Матери «Живоносный источник». Архимандрит Антонин сам составил чинопоследование праздника, которое ныне входит в служебную Минею Русской Православной Церкви.
На иконе праздника иногда можно можно увидеть младенцев Иисуса Христа и Иоанна Крестителя, изображенных во утробах Девы Марии и святой праведной Елисаветы. Обычно Господь изображается с благословляющим жестом Иоанна, а Иоанн – преклоняющим главу под благословение.
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 4
Де́во Безневе́стная/ и Ма́ти Всечи́стая,/ прие́мши от Арха́нгела благове́щение,/ со тща́нием востекла́ еси́ в Го́рняя,/ и, целова́вши ю́жику Твою́, всечестну́ю Елисаве́ть,/ Ма́терию Го́спода от сия́ нарече́на была́ еси́,/ и возвели́чила возвели́чившаго Тя Го́спода:/ Благослове́нна Ты в жена́х,// и благослове́н Плод чре́ва Твоего́.
Перевод: Дева, брака не познавшая и Мать Всечистая, получив от Архангела благую весть, с поспешностью пошла в нагорный край, и, приветствуя родственницу Твою, всечестную Елисавету, Матерью Господа была ею названа, и возвеличила возвеличившего Тебя Господа: Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего.
Кондак, глас 3
Вои́стинну блаже́нна еси́,/ Свята́я Де́во Мари́е/ и вся́кия хвалы́ превосходя́щая,/ я́ко из Тебе́ возсия́ Со́лнце Пра́вды,// Христо́с Бог наш.
Перевод: Поистине счастлива, Святая Дева Мария и превыше всяких похвал, потому что из Тебя воссияло Солнце Правды, Христос Бог наш.
Каноны и Акафисты
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Слушает исповедь Сам Господь ушами духовного отца, и разрешает Он же устами духовника...
Все жития
1:23