Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Городской старец

Городской старец — так называли современники отца Алексия Мечева, настоятеля храма Святителя Николая в Кленниках. Во времена оскудения веры и начала гонений, когда пустели храмы, в Москве рождается приходская община, похожая на первоапостольские. Со всех концов, пешком по вставшей в революционном транспортном коллапсе Москве, прихожане спешили в храм до и после работы: на службу, на исповедь, за советом, на курсы, на лекции, на послушания. Революция ли, война, гонения или прочие катаклизмы, завет отца Алексия был один: делать свое дело, исполняя заповеди о любви к Богу и ближнему. И Бог Сам разберется с катаклизмами.

Настоящий

После назначения молодого иерея Алексия Мечева 19 марта 1893 года в приход Николы в Кленниках он ежедневно в течение восьми лет служил в пустом храме. Это вызывало недоумение и насмешки, но отец Алексий продолжал молиться. Позже на вопрос, как устроить приход, он отвечал: «Молитесь».

Ко времени назначения в Кленники у отца Алексия было четверо детей. Брак его был счастливым, и кончина матушки Анны в 1902 году стала для него горем. «Для меня померк весь свет. Заперся я у себя в комнате, не хотел выходить к людям, изливал свою скорбь перед Господом», — вспоминал он. Прихожане маросейского храма, купеческая семья Беловых, устроили встречу святого праведного Иоанна Кронштадтского с овдовевшим отцом Алексием.

«Вы пришли разделить со мной мое горе?» — спросил отец Алексий великого пастыря. «Не горе я пришел разделить, а радость; тебя посещает Господь! Оставь свое горе и выйди к людям… — ответил отец Иоанн… — Будь с народом, войди в его горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье мало, и тебе станет легче».

«Послушался я слов отца Иоанна», — говорил батюшка, и с тех пор утешение человека, разделение его боли становится первой пастырской заботой и заветом отца Алексия своим духовным чадам-священникам: «Пастырь должен разгружать чужую боль и горе». Отец Алексий не начинал с правил, условий и требований к человеку, который только пришел в храм. Первое, что он делал, — выслушивал и сострадал.

Его отличало удивительное смирение перед промыслом Божиим о каждом человеке: он пытался увидеть, что Бог о человеке замыслил, что Бог хочет от этого человека? Для батюшки, как для Самого Спасителя, не было отверженных людей. Каждый ему был ценен и дорог. Поэтому и шли люди, рос его приход, в то время когда многие церкви пустели.

В воспоминаниях о художнике Роберте Фальке рассказывается, как он, некрещеный, в тяжелой депрессии, пришел к отцу Алексию — кто-то из знакомых сказал: сходите к священнику, он хороший, недалеко от вас служит. Фальк пришел, и отец Алексий ничего не стал ему говорить о Христе, просто пил с ним чай и спрашивал: как у вас дела и т. д. И Фальк после спросил: можно я к вам еще приду? Потому что почувствовал, что ему просто по-человечески хорошо. Ведь что для людей — человек святой? Тот, кто ближе к Богу, которого Бог слышит. Люди чувствовали, что отец Алексий близок к Богу. И Фальк почувствовал, что ему, как после посещения хорошего врача, стало легче. А потом крестился с именем Роман.
Художник Михаил Нестеров, придя на службу в храм на Маросейке, сказал об отце Алексии: «Настоящий он, подлинный…» Вот что трогало людей — искренность, вот что люди искали — подлинного священника, настоящего.

Конечно, у отца Алексия были исключительные духовные дарования, которые он постоянно приумножал. О себе он говорил: «Господь мне дал детскую веру». Великую веру и любящее сердце. Каждому приходящему к нему казалось, что отец Алексий любит его больше всех. Такую любовь батюшка стяжал молитвой. Первое, что он делал, когда к нему приходил человек, — начинал с ним молиться, и молился зачастую со слезами. И эта любовь, вера, доверие Богу передавались через него другим. Всем хотелось согреться в его любви.

Смыслом пастырского служения батюшки было приближение людей к Богу, их духовное возрастание. Утешенный и согретый любовью человек легче воспринимает наставление, руководство. Сам наученный отцом Иоанном Кронштадтским идти к людям, отец Алексий призывал и духовных чад учиться разделять страдания и радость других.

Без ограды

Умение жить, служить и молиться как бы вне городских условий, суеты и шума поражало многих. На самом бойком месте стоит храм. Даже ограды нет между церковью и улицей. В миру, что на юру, при активной приходской деятельности, многолюдстве, в храме Николы в Кленниках сохранялась исключительно молитвенная, почти скитская атмосфера. «И скоромным маслом несло из кухни, и телефон звонил без умолку, и газетные известия мешали молиться, и уединенное внимание себе прерывалось стуками в дверь бестолковой Анны Ивановны, требовавшей немедленного молебна “за заблудшего раба Ивана”, и на пианино разучивали вальс за стеной, и лампада не теплилась, и автомобили выли и орали под домом — и все-таки, несмотря на все, незримый подвиг совершался беспрерывно и молитва возносилась к Богу. И любовь одухотворяла каждое движение руки и слово языка, и радость сияла на лице, и любовь, и мир, и радость о Духе Святе», — писал в воспоминаниях об отце Алексии один из сослуживших ему священников, отец Сергий Дурылин.

А мир вокруг становится все враждебнее. 1905 год. Демонстрации. Лозунги за окном храма: долой, долой, долой… Заходит группа студентов бить священника. Отец Алексий встречает их улыбкой и словами: «Как хорошо, что молодежь пришла в храм помолиться Богу». Студенты растеряны, виновато улыбаются. Что изменило их настрой? Отец Алексий угасил их ненависть своей любовью.

Малое доброделание

Отец Алексий наставлял приходящих к нему не думать о судьбах мира, не бежать «спасать Россию». Он призывал заниматься устроением своей души. Стяжи мир, очисти душу от страстей, и Господь устроит твой жизненный путь. В любой эпохе, в любой стране, с любым окружением, при любых условиях.

Батюшка учил людей так называемому «малому доброделанию», предлагая не великие подвиги, а самое простое: не злословь своих близких, сдержи резкое слово. Будь верен в малом, и постепенно это малое станет великим. Изменяй себя, и через это изменение произойдет облегчение жизни ближнего — ведь если ты борешься со своими страстями, тем, кто рядом с тобою, легче жить.

Отцу Алексию были близки слова Святейшего Патриарха Тихона: «Русский человек хорошо умеет умирать. Нужно научить его, как жить». И отец Алексий учил, как жить в то время и в тех обстоятельствах, которые посылает Бог. Он понимал, что идет время испытаний, и учил не прятаться от них. Это важно помнить и нам, живущим сегодня.

Как сохранить веру?

Предчувствуя свой уход, еще при жизни отец Алексий передал паству своему сыну, отцу Сергию. После кончины отца Алексия 22 июня 1923 года, по благословению оптинских старцев протоиерей Сергий Мечев становится настоятелем храма Николы в Кленниках.

К середине 1920-х годов обстановка в России осложнилась. Стоял вопрос: как сохранить веру? Как христианину жить во время гонений? И этот вопрос надо было решать маросейской общине уже без отца Алексия.

Отец Сергий продолжил дело своего отца. Маросейская община, основанная отцом. Алексием и получившая благословение Святейшего Патриарха Тихона, при настоятельстве отца Сергия Мечева укрепилась и сплотилась перед лицом грядущих испытаний.

Община разделялась на небольшие группы, в которых под руководством опытных мирян изучалось Священное Писание, творения святых отцов Церкви, иконопись. Это позволяло верующим в тяжелое время чувствовать свое единение, помогать друг другу.

Когда в 1929 году отца Сергия арестовали, а в 1932 году закрыли храм, община не распалась. Продолжали совершаться тайные богослужения близкими к о. Алексию и о. Сергию священниками. Из духовных чад отца Алексия во времена гонений 14 человек были рукоположены во иереи. Став священниками в годы гонений, эти люди, по выражению святителя Димитрия Ростовского, «пожелали Иисуса не ради хлеба куса», по сути подписав себе приговор.

Отец Сергий Мечев был расстрелян в 1942 году. В тюрьме он молился, чтобы арестованные по его делу люди остались живы, и действительно, не погиб ни один.

На юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 20 августа 2000 года протоиерей Алексий Мечев и протоиерей Сергий Мечев причислены к лику святых: отец Алексий в чине праведных, отец Сергий — как священномученик.

В этот день, 20 августа, наш храм празднует день двойной памяти своих святых — святого праведного Алексия и священномученика Сергия Мечевых.

Вечный настоятель

Храм Николы в Кленниках был возвращен Церкви в 1990 году. В 2001 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II была создана комиссия по обретению мощей святого праведного Алексия на кладбище «Введенские горы» (Немецкое). 29 сентября 2001 года многотысячным крестным ходом мощи св. прав. Алексия были торжественно перенесены в храм Святителя Николая в Кленниках. В этом году мы празднуем десятилетие перенесения святых мощей.

Главную святыню храма Святителя Николая в Кленниках, почитаемую еще св. прав. Алексием и сщмч. Сергием, Феодоровскую икону Божией Матери, сохранила духовная дочь о. Алексия М. Н. Соколова (монахиня Иулиания; +1981), известный иконописец. И сегодня перед Феодоровской иконой Божией Матери, как при батюшке Алексии, еженедельно по средам в 17.00 в храме служат молебен.

Две дочери сщмч. Сергия, Ирина (+2006) и Елизавета (+1996), когда храм вновь открыли, стали его прихожанками; принимали они и непосредственное участие в его возрождении. Внуки и правнуки святого праведного Алексия здравствуют и доныне.

Восстановление храма Святителя Николая в Кленниках с 1990 года возглавлял протоиерей Александр Куликов (1933-2009), ставший настоятелем сразу после возвращения храма Церкви. Это настоятельство будущему отцу Александру в 1950-х годах предрек один из священников маросейской общины, архимандрит Борис (Холчев). Вместе с о. Сергием отец Борис был арестован, помещен в лагерь, затем жил в затворе, в 1948 году вышел на открытое служение Церкви. Служил о. Борис в Средней Азии. Был духовным руководителем членов мечевской общины. У него хранился антиминс храма Святителя Николая в Кленниках.

Протоиерей Александр привел в храм художников, реставраторов, иконописцев, сам руководил многими работами, но смиренно говорил так: «Отец Алексий здесь — вечный настоятель, а я его только наместник».

Ни одно важное дело и сегодня не начинается без молитв у мощей святого праведного Алексия. И батюшка всегда слышит. У нас в храме есть свой журнал помощи по молитвам св. прав. Алексия — известны случаи исцеления в очень тяжелых заболеваниях, помощи в трудных обстоятельствах.

Отец Алексий при жизни сторонился человеческой славы, любил тишину. И после его кончины эта слава — негромкая. В храме нет суеты, человек может прийти и спокойно помолиться, оставшись один у мощей святого.

Текст: Диакон Серафим Чураков, клирик храма Святителя Николая в Кленниках

По материалам: http://www.nsad.ru

Случайный тест