Праведный Алекси́й Мечёв, протоиерей
Дни памяти
Житие
Святой праведный Алексий Мечёв родился 17 марта 1859 года в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора.
Отец его, Алексей Иванович Мечёв, сын протоиерея Коломенского уезда, в детстве был спасен от смерти на морозе в холодную зимнюю ночь святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. В числе мальчиков из семей духовенства Московской епархии, отобранных по критерию достаточной музыкальности, он был привезен поздним вечером в Троицкий переулок на митрополичье подворье. Когда дети ужинали, владыка митрополит вдруг встревожился, быстро оделся и вышел осмотреть прибывший обоз. В одних санях он обнаружил спящего мальчика, оставленного там по недосмотру. Увидев в этом Промысл Божий, митрополит Филарет отметил особым вниманием и попечением спасенного им ребенка, постоянно заботился о нем, а в дальнейшем и о его семье.
Рождение отца Алексия произошло при знаменательных обстоятельствах. Мать его, Александра Дмитриевна, при наступлении родов почувствовала себя плохо. Роды были трудные, очень затянулись, и жизнь матери и ребенка оказалась в опасности.
В большом горе Алексей Иванович поехал помолиться в Алексеевский монастырь, где по случаю престольного праздника служил митрополит Филарет. Пройдя в алтарь, он тихо встал в стороне, но от взора владыки не укрылось горе любимого регента. «Ты сегодня такой печальный, что у тебя?», – спросил он. – «Ваше Высокопреосвященство, жена в родах умирает». Святитель молитвенно осенил себя крестным знамением. – «Помолимся вместе... Бог милостив, все будет хорошо», – сказал он; потом подал ему просфору со словами: «Родится мальчик, назови его Алексеем, в честь празднуемого нами сегодня святого Алексия, человека Божия».
Алексей Иванович ободрился, отстоял литургию и, окрыленный надеждой, поехал домой. В дверях его встретили радостью: родился мальчик.
В двухкомнатной квартирке в Троицком переулке в семье регента Чудовского хора царила живая вера в Бога, проявлялось радушное гостеприимство и хлебосольство; здесь жили радостями и горестями каждого, кого Бог привел быть в их доме. Всегда было многолюдно, постоянно останавливались родные и знакомые, которые знали, что им помогут и утешат.
Всю жизнь отец Алексий с благоговением вспоминал о самоотверженном поступке матери, которая взяла к себе свою сестру с тремя детьми после смерти ее мужа, несмотря на то, что и самим было тесно с тремя своими детьми – сыновьями Алексеем и Тихоном и дочерью Варварой. Для детей пришлось соорудить полати.
Среди родных и двоюродных братьев и сестер Леня, как звали Алексея в семье, выделялся мягкосердечием, тихим, миролюбивым характером. Он не любил ссор, хотел, чтобы всем было хорошо; любил развеселить, утешить, пошутить. Все это выходило у него благочестиво. В гостях, в разгар игр в детских комнатах, Леня вдруг становился серьезен, быстро удалялся и прятался, замыкаясь в себе от шумного веселья. Окружающие прозвали его за это «блаженный Алешенька».
Учился Алексей Мечёв в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии. Он был старательным, исполнительным, готовым на всякую услугу. Оканчивая семинарию, так и не имел своего угла, столь необходимого для занятий. Чтобы готовить уроки, часто приходилось вставать ночью.
Вместе со многими товарищами по классу Алексей Мечёв имел желание поступить в университет и сделаться врачом. Но мать решительно воспротивилась этому, желая иметь в нем молитвенника. «Ты такой маленький, где тебе быть доктором, будь лучше священником», – заявила она с твердостью.
Тяжело было Алексею оставить свою мечту: деятельность врача представлялась ему наиболее плодотворной в служении людям. Со слезами прощался он с друзьями, но пойти против воли матери, которую так уважал и любил, он не мог. Впоследствии батюшка понял, что обрел свое истинное призвание, и был очень благодарен матери.
По окончании семинарии Алексей Мечёв был 14 октября 1880 года определен псаломщиком Знаменской церкви Пречистенского сорока на Знаменке. Здесь ему суждено было пройти тяжелое испытание.
Настоятель храма был человек крутого характера, неоправданно придирчивый. Он требовал от псаломщика выполнения и таких обязанностей, которые лежали на стороже, обходился грубо, даже бил, случалось, и кочергой замахивался. Младший брат Тихон, посещая Алексея, нередко заставал его в слезах. За беззащитного псаломщика вступался иногда диакон, а тот все сносил безропотно, не высказывая жалоб, не прося о переводе в другой храм. И впоследствии благодарил Господа, что он дал ему пройти такую школу, а настоятеля отца Георгия вспоминал как своего учителя.
Уже будучи священником, отец Алексий, услышав о смерти отца Георгия, пришел на отпевание, со слезами благодарности и любви провожал его до могилы, к удивлению тех, кто знал отношение к нему почившего.
Потом отец Алексий говорил: когда люди указывают на недостатки, которые мы сами за собой не замечаем, они помогают нам бороться со своим «яшкой». Два у нас врага: «окаяшка» и «яшка» – батюшка называл так самолюбие, человеческое «я», тотчас заявляющее о своих правах, когда его кто волей или неволей задевает и ущемляет. «Таких людей надо любить как благодетелей», – учил он в дальнейшем своих духовных детей.
В 1884 году Алексий Мечёв женился на дочери псаломщика восемнадцатилетней Анне Петровне Молчановой. В том же году, 18 ноября, был рукоположен епископом Можайским Мисаилом во диакона.
Сделавшись служителем алтаря, диакон Алексий испытывал пламенную ревность о Господе, а внешне проявлял величайшую простоту, смирение и кротость. Брак его был счастливым. Анна любила мужа и сочувствовала ему во всем. Но она страдала тяжелым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом его постоянных забот. В жене отец Алексий видел друга и первого помощника на своем пути ко Христу, он дорожил дружескими замечаниями жены и слушал их так, как иной слушает своего старца; тотчас стремился исправлять замеченные ею недостатки.
В семье родились дети: Александра (1888), Анна (1890), Алексей (1891), умерший на первом году жизни, Сергей (1892) и Ольга (1896).
19 марта 1893 года диакон Алексий Мечёв был рукоположен епископом Нестором, управляющим московским Новоспасским монастырем, во священника к церкви Николая Чудотворца в Кленниках Сретенского сорока. Хиротония состоялась в Заиконоспасском монастыре. Церковь Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке была маленькой, и приход ее был очень мал. В непосредственной близости высились большие, хорошо посещаемые храмы.
Став настоятелем одноштатной церкви Святителя Николая, отец Алексий ввел в своем храме ежедневное богослужение, в то время как обычно в малых московских храмах оно совершалось лишь два-три раза в седмицу.
Приходил батюшка в храм почти с пяти часов утра, сам и отпирал его. Благоговейно приложившись к чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери и другим образам, он, не дожидаясь никого из причта, готовил все необходимое для Евхаристии, совершал проскомидию. Когда же подходил установленный час, начинал утреню, за которой нередко сам читал и пел; далее следовала литургия. «Восемь лет служил я литургию каждый день при пустом храме, – рассказывал впоследствии батюшка. – Один протоиерей говорил мне: "Как ни пройду мимо твоего храма, все у тебя звонят. Заходил в церковь – пусто... Ничего у тебя не выйдет, понапрасну звонишь"». Но отец Алексий этим не смущался и продолжал служить. По действовавшему тогда обычаю москвичи говели раз в году Великим постом. В храме же «Николы-Кленники» на улице Маросейке можно было в любой день исповедаться и причаститься. Со временем это стало в Москве известно. Описан случай, когда стоявшему на посту городовому показалось подозрительным поведение неизвестной женщины в очень ранний час на берегу Москвы-реки. Подойдя, он узнал, что женщина пришла в отчаяние от тягот жизни, хотела утопиться. Он убедил ее оставить это намерение и пойти на Маросейку к отцу Алексию. Скорбящие, обремененные горестями жизни, опустившиеся люди потянулись в этот храм. От них пошла молва про его доброго настоятеля.
Жизнь духовенства многочисленных малых приходов того времени была материально тяжела, плохими часто бывали и бытовые условия. Маленький деревянный домик, в котором помещалась семья отца Алексия, был ветхим, полусгнившим; стоявшие вплотную соседние двухэтажные дома затеняли окна. В дождливое время ручьи, сбегая вниз с Покровки и Маросейки, текли во двор храма и в подвал домика, в квартире всегда было сыро.
Матушка Анна Петровна тяжело болела. У нее началась сердечная водянка с большими отеками и мучительной одышкой. Скончалась Анна Петровна 29 августа 1902 года в день усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
В то время очень близкая отцу Алексию купеческая семья (Алексей и Клавдия Беловы) пригласила к себе домой приехавшего в Москву праведного отца Иоанна Кронштадтского, с которым находилась в контакте по делам благотворительности. Сделано же это было для встречи с ним отца Алексия.
«Вы пришли разделить со мной мое горе?», – спросил отец Алексий, когда вошел отец Иоанн. – «Не горе твое я пришел разделить, а радость, – ответил отец Иоанн. – Тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты радуешься на свои скорби и думаешь: нет на свете горя больше твоего... А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет».
Благодать Божия, обильно почивающая на Кронштадтском пастыре, по-новому осветила жизненный путь отца Алексия. Указанное ему он принял как возложенное на него послушание. К восприятию благодати старчества он был, несомненно, подготовлен многими годами поистине подвижнической жизни.
Искавших в маросейском храме помощи, надломленных тяжелыми обстоятельствами, взаимной неприязнью, погрязших во грехах, забывших о Боге отец Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием. В душу их вселялись радость и мир Христов, проявлялась надежда на милость Божию, на возможность обновления души, проявляемая по отношению к ним любовь вызывала у каждого ощущение, что его больше всех полюбили, пожалели, утешили.
Отец Алексий получил от Бога благодатный дар прозорливости. Приходившие к нему могли видеть, что ему известна вся их жизнь, как ее внешние события, так и их душевные устремления, мысли. Раскрывал он себя людям в разной степени. По своему глубокому смирению всегда стремился не показывать полноты этого дара. О каких-либо подробностях, деталях еще неизвестной собеседнику ситуации он обычно говорил не напрямик, а якобы рассказывая об имевшем недавно место аналогичном случае. Указание, как поступить в конкретном деле, батюшка высказывал только раз. Если пришедший возражал, настаивал на своем, то отец Алексий устранялся от дальнейшего разговора, не объяснял, к чему приведет неразумное желание, даже не повторял первоначально сказанного. Мог иногда дать и требуемое от него благословение. Лицам же, пришедшим с покаянным чувством и преисполненным доверия, он оказывал молитвенную помощь, предстательствуя за них перед Господом об избавлении от трудностей и бед.
Отец Алексий получил известность как добрый батюшка, к которому следует обращаться в трудные для семьи моменты. Не в правилах его было читать наставления, обличать, разбирать чьи-нибудь дурные поступки. Он умел говорить о моральных аспектах семейных ситуаций, не затрагивая болезненного самолюбия находившихся в конфликте сторон. И его приглашали на требы в критические моменты. Приезжая в готовую развалиться семью, батюшка приносил в нее мир, любовь и всепрощающее понимание всех и каждого. Он не порицал никого, не укорял, а старался, приводя яркие случаи ошибок и заблуждений, доводить слушающих до сознания своей вины, вызывать у них чувство раскаяния. Это рассеивало тучи злобы, и виноватые начинали чувствовать в своих поступках неправоту. Надлежащее понимание нередко наступало не сразу, но позже, когда человек, вспоминая слова отца Алексия и глубже заглядывая в свою смягчившуюся душу, мог наконец увидеть, что его рассказы имели прямое к нему отношение, и понять, какой новый путь он для него намечал.
В нижнем жилом этаже храма батюшка открыл начальную церковно-приходскую школу, а также устроил приют для сирот и детей неимущих родителей. Дети осваивали там и полезные для них ремесла. В течение 13 лет отец Алексий преподавал детям Закон Божий в частной женской гимназии Е.В. Винклер.
Благословив на писание икон свою духовную дочь Марию, пришедшую к нему в храм девочкой-подростком вскоре после смерти отца, батюшка способствовал этим возрождению в дальнейшем древнерусской иконописи, которая находилась в забвении несколько столетий, уступив место живописи.
Богослужения в храме отец Алексий стал совершать в ту пору не только утром, но и вечером (вечерню и утреню).
Проповеди батюшки были просты, искренни, они не отличались красноречием. То, что он говорил, трогало сердце глубиной веры, правдивостью, пониманием жизни. Он не пользовался ораторскими приемами, сосредоточивал внимание слушателей на евангельских событиях, житии святых, сам оставаясь полностью в тени.
Молитва отца Алексия никогда не прекращалась. На своем примере батюшка показал, что при житейском шуме и суете города можно быть далеким от всего земного, иметь непрестанную молитву, чистое сердце и предстоять Богу еще здесь, на земле.
Когда его спрашивали, как наладить жизнь прихода, он отвечал: «Молиться!» Призывал своих духовных чад молиться за панихидами: «Еще раз ты войдешь в соприкосновение с усопшими... Когда предстанешь перед Богом, все они воздвигнут за тебя руки, и ты спасешься».
Число молящихся в храме все увеличивалось. Особенно после 1917 года, когда отошедшие от Церкви, испытав многочисленные беды, устремились в храмы в надежде на помощь Божию. После закрытия Кремля часть прихожан и певчих Чудова монастыря перешла по благословению владыки Арсения (Жадановского) в храм отца Алексия. Появилось немало молодежи, студентов, которые увидели, что революция вместо обещанных благ принесла новые бедствия, и теперь стремились постичь законы духовной жизни.
В эти годы начали служить на Маросейке получившие образование ревностные молодые священники и диаконы, в их числе сын отца Алексия отец Сергий Мечёв, рукоположенный во иерея в Великий Четверток 1919 года. Они помогали и в проведении лекций, бесед, в организации курсов по изучению богослужения. Но нагрузка на отца Алексия все возрастала. Слишком многие желали получить его благословение на какое-либо дело, выслушать его совет. Батюшке приходилось и раньше принимать часть приходящих в своей квартире в домике причта, построенном перед Первой мировой войной известным издателем И.Д. Сытиным. Теперь же можно было видеть нескончаемые очереди у дверей домика, летом приезжие оставались ночевать во дворе храма.
Велико было смирение отца Алексия. Никогда не обижался он ни на какие грубости по отношению к себе. «Я что?.. Я – убогий...» – говаривал он. Однажды, заставив духовную дочь вспомнить на исповеди, что она плохо говорила о своей родственнице и не придала этому значения, он сказал ей: «Помни, Лидия, что хуже нас с тобою во всем свете никого нет».
Сторонился батюшка проявлений по отношению к себе знаков почтения, уважения, избегал пышных служб, а если приходилось участвовать, то старался встать позади всех. Тяготился наградами, они обременяли его, вызывая у него глубокое, искреннее смущение.
По хлопотам чудовских сестер в 1920 году Святейший Патриарх Тихон удостоил батюшку награды – права ношения креста с украшениями. Священники и прихожане собрались вечером в храм, чтобы поздравить его. Отец Алексий, обычно улыбчивый, радостный, выглядел встревоженным и огорченным. После краткого молебна он обратился к народу с сокрушением, говоря о своем недостоинстве, и, заливаясь горькими слезами, просил прощения и поклонился в землю. Все увидели, что, принимая эту награду, он действительно чувствовал себя недостойным ее.
Истинными духовными друзьями отца Алексия были современные ему оптинские подвижники – старец иеросхимонах Анатолий (Потапов) и скитоначальник игумен Феодосий. Отец Анатолий приезжавших к нему москвичей направлял к отцу Алексию. Старец Нектарий говорил кому-то: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексий».
Отец Феодосий, приехав как-то в Москву, посетил маросейский храм. Был за богослужением, видел, как идут вереницы исповедников, как истово и долго проходит служба, подробно совершается поминовение, как много людей ожидает приема. И сказал отцу Алексию: «На все это дело, которое вы делаете один, у нас бы в Оптиной несколько человек понадобилось. Одному это сверх сил. Господь вам помогает».
Святейший Патриарх Тихон, который всегда считался с отзывом батюшки в случаях хиротонии, предложил ему взять на себя труд по объединению московского духовенства. Заседания проходили в храме Христа Спасителя, но по условиям того времени вскоре были прекращены. Отношение духовенства к батюшке было весьма различно. Многие признавали его авторитет, часть пастырей была его духовными детьми и последователями, но немало было и тех, кто критиковал его.
В последних числах мая по новому стилю 1923 года отец Алексий поехал, как и в прошлые годы, отдыхать в Верею, отдаленный городок Московской области, где у него был маленький домик. Перед отъездом служил в маросейском храме свою последнюю литургию, прощался с духовными детьми, уходя, простился с храмом. Скончался отец Алексий в пятницу 9/22 июня 1923 года. Последний вечер он был радостен, ласков со всеми, вспоминал отсутствующих, особенно внука Алешу. Смерть наступила сразу же, как только он лег в постель, и была мгновенной.
Гроб с телом отца Алексия был доставлен в храм Николая Чудотворца в Кленниках на лошади в среду 14/27 июня в девятом часу утра. Церковные общины Москвы во главе со своими пастырями приходили одна за другой петь панихиды и прощаться с почившим. Это длилось до самого утра следующего дня, чтобы дать возможность всем пришедшим помолиться. Служили вечером две заупокойные всенощные: одну в церкви и другую во дворе. Литургию и отпевание совершал во главе сонма духовенства архиепископ Феодор (Поздеевский), настоятель Данилова монастыря, – об этом просил в своем письме незадолго до смерти отец Алексий. Владыка Феодор находился тогда в тюрьме, но 7/20 июня был освобожден и смог исполнить желание батюшки.
Всю дорогу до кладбища пелись пасхальные песнопения. Проводить отца Алексия в последний путь прибыл на Лазаревское кладбище исповедник Христов Святейший Патриарх Тихон, только что освобожденный из заключения. Он был восторженно встречен толпами народа. Исполнились пророческие слова батюшки: «Когда я умру – всем будет радость». Литию служил архимандрит Анемподист. Святейший благословил опускаемый в могилу гроб, первый бросил на него горсть земли.
Отец Алексий говорил при жизни своим духовным чадам, чтобы они приходили к нему на могилку со всеми своими трудностями, бедами, нуждами. И многие шли к нему на Лазаревское кладбище.
Через десять лет в связи с закрытием Лазаревского кладбища останки отца Алексия и его жены были перенесены 15/28 сентября 1933 года на кладбище «Введенские горы», именуемое в народе Немецким. Тело отца Алексия было в ту пору нетленным. Лишь на одной из ног нарушился голеностопный сустав и отделилась стопа.
Все последующие десятилетия могила отца Алексия была, по свидетельству администрации кладбища, самой посещаемой. Благодаря рассказам о полученной помощи, а позднее и публикациям, множество людей узнали об отце Алексии и, прося его заступничества в своих бедах и трудных житейских обстоятельствах, бывали утешены батюшкой.
Регулярно приходилось добавлять земли в могильный холмик, так как прибегавшие к помощи отца Алексия уносили ее с собой...
В первую годовщину смерти отца Алексия маросейская община предложила всем, кто пожелает, написать о своих встречах с батюшкой, на что многие откликнулись. Воспоминания эти были неравноценны; но в некоторых из них засвидетельствованы случаи прозорливости, примеры чудес, знамений и молитвенной помощи старца.
У одной женщины из Тулы пропал единственный сын. Полгода не было от него вестей; мать была в тяжелом состоянии. Кто-то посоветовал ей обратиться к отцу Алексию. Она приехала в Москву, пришла прямо в храм Николая Чудотворца в Кленниках и в конце литургии вместе со всеми пошла прикладываться ко кресту. Еще несколько молящихся отделяло ее от батюшки, которого она в первый раз видела, когда он протянул ей крест через головы шедших впереди нее и внушительно сказал: «Молись как за живого». От неожиданности растерявшись, она смутилась и постеснялась подойти вторично. Не имея сил успокоиться, обратилась к священнику, хорошо знавшему батюшку, и тот привел ее к нему домой. Едва она вошла в комнату и взяла благословение, как батюшка, не слышав еще ни одного ее слова, а она от волнения и душивших ее слез не могла говорить, взял ее за плечо и, с любовью и лаской смотря ей в глаза, промолвил: «Счастливая мать, счастливая мать! О чем ты плачешь? Тебе говорю: он жив!» Затем, подойдя к письменному столику, начал перебирать лежавшие на нем бумажные иконочки, приговаривая: «Вот тоже на днях была у меня мать: все о сыне беспокоится, а он преспокойно служит в Софии на табачной фабрике. Ну, Бог благословит», – и с этими словами благословил ее иконочкой. Это было на Светлой неделе. В конце сентября она получила от сына из Болгарии письмо, где он сообщал, что служит в Софии на табачной фабрике.
Ольга Серафимовна, человек из высших слоев общества, глубоко верующий и церковный, была начальницей приюта для сирот, состоявшего под попечительством великой княгини Елизаветы Федоровны. Часто бывала она в храме Николая Чудотворца в Кленниках у батюшки отца Алексия. И он бывал по ее приглашению в приюте.
Однажды вместе с нею собралась к обедне в этот храм одна из ее подчиненных служащих, смотрительница приюта. После литургии, подходя к кресту, Ольга Серафимовна подумала: «А что, если батюшка скажет мне сейчас что-нибудь такое, что уронит мое достоинство и авторитет в глазах моей подчиненной?» Опасаясь этого, она предложила своей сослуживице пойти впереди нее, но та не захотела. Увидев Ольгу Серафимовну, батюшка высоко поднял крест и, широким твердым жестом благословляя ее, громко, отрывисто произнес: «Ольга!.. Мудрая!..» – потом, нагнувшись к самому ее уху, шепотом ласково добавил: «Дура, это я только для других сказал...» – и, с обычной благостной улыбкой посмотрев на нее, продолжал давать крест подходившим.
Однажды к батюшке на прием привели мальчика, приучившегося красть. Батюшка, сам отворивший дверь и еще ничего не слышавший о нем, строго ему сказал: «Ты зачем крадешь? Нехорошо красть».
Одна дама, по имени Вера, прислуживавшая в церкви, получила разрешение повидать батюшку во время его болезни. По дороге к нему она все думала: «Господи! Что мне делать, ведь у меня две сестры, обе нетрудоспособные, я их содержу, что же будет с ними, когда я умру?..» Только она вошла в комнату батюшки, он встретил ее словами: «Ах ты, Вера, да без веры, а еще косынку носишь, сестра церковная. Что ты все на себя берешь, предоставить Богу ничего не хочешь? Нет, ты вот что, оставь все эти сомнения за порогом и верь, что Бог лучше тебя сохранит твоих сестер».
Одна женщина пришла спросить у батюшки, не выйти ли ей замуж. Муж ее попал в плен к немцам в войну 1914 года. С тех пор прошло почти 9 лет, и нет о нем никаких вестей, к ней же сватается очень хороший человек. Вместо ответа батюшка рассказал: «Вот, дорогие, какие бывают случаи: одна женщина пришла ко мне и говорит: "Батюшка, благословите меня замуж выйти, так как мой муж много лет в плену и его, по-видимому, нет в живых. А сватается за меня очень хороший человек". Я ее не благословил, а она все же вышла замуж. Только повенчалась, через восемь-девять дней возвращается ее муж из плена. И вот два мужа, и с ними жена пришли разрешить вопрос, чья же она теперь жена. Вот какие бывают случаи...». Спрашивавшая испугалась и решила подождать, а через несколько дней неожиданно вернулся ее муж.
В одну из пятниц по окончании литургии к батюшке подошли две девушки, одетые в черное, с просьбой благословить их на поступление в монастырь. Одну из них он благословил охотно и дал большую просфору, а другой сказал: «А ты вернись домой, там ты нужна, и в монастырь тебя не благословляю». Девушка отошла смущенная и разочарованная. Окружающие полюбопытствовали, у кого и при каких условиях она живет. Девушка ответила, что живет с больной старушкой-мамой, которая и слышать не хочет об уходе дочери в монастырь, ведь тогда она останется совсем одна.
После молебна в среду подошла к батюшке женщина, упала ему в ноги и, рыдая, начала кричать: «Батюшка, помогите! Батюшка, спасите! Не могу больше жить на свете: последнего сына на войне убили», – и начала биться головой о подсвечник, что у иконы Святителя Николая. Подойдя, батюшка обратился к ней с такими словами: «Что ты делаешь, разве можно так отчаиваться. Вот великий заступник и молитвенник наш перед Господом». И, помогая ей подняться на ноги, тотчас начал молебен Святителю Николаю, а ей сказал: «Сделай три земных поклона. Молебен тебе стоять некогда. Я уж за тебя помолюсь один, а ты поезжай скорей домой, там тебя ждет великая радость». И женщина, ободренная батюшкой, побежала домой. На другой день, во время ранней литургии, которую совершал отец Алексий, шумно вбежала вчерашняя посетительница. Она желала как можно скорее увидеть батюшку, повторяя взволнованным голосом: «А где же батюшка?» Сообщила, что, придя вчера домой, она нашла на столе телеграмму от сына, в которой говорилось, чтобы она немедленно приехала на вокзал для встречи его. «Да вот он и сам идет», – указала она на входившего в тот момент молодого человека. Батюшка был вызван из алтаря. С рыданием упала перед ним женщина на колени и просила отслужить благодарственный молебен.
Великим постом после молебна подходит к отцу Алексию женщина: «Батюшка, помогите, скорби совсем замучили. Не успеешь пять проводить, как уж девять навстречу». Батюшка, пристально взглянув ей в лицо, спросил: «А давно ли ты причащалась?» Не ожидая такого вопроса, женщина смутилась и сбивчиво начала говорить: «Да вот недавно, батюшка, говела...» – «А как недавно? – повторил вопрос батюшка, – годика четыре уже будет?» – «Да нет, батюшка, я вот только прошлый год пропустила, да позапрошлый нездорова была». – «А перед этим годом ты в деревне была? Вот тебе и четыре года». Поняв, что батюшке известна вся ее жизнь, она стала перед ним на колени, прося прощения. «А что же ты у меня просишь? – заметил батюшка, – проси у Бога, Которого ты забыла. Вот потому-то тебя и скорби одолели».
Отец Сергий Дурылин, став с весны 1921 года настоятелем часовни Боголюбской иконы Божией Матери, продолжал служить на Маросейке в определенный день недели. Он рассказал, что в один из этих дней в 1922 году в храм пришла женщина, которая много плакала и поведала о себе, что она из Сибири, из города Тобольска. Во время гражданской войны у нее пропал сын; не знала она, жив он или мертв. Однажды, особенно наплакавшись в молитве к преподобному Серафиму и изнемогши от слез, она увидела во сне самого преподобного. Он рубил топориком дрова и, обернувшись, сказал: «А ты все плачешь? Поезжай в Москву на Маросейку к отцу Алексию Мечёву. Сын твой найдется».
И вот та, которая в Москве никогда не бывала, имени отца Алексия не слыхала, решилась на такой далекий и по тем временам трудный путь. Ехать приходилось то в товарном, то в пассажирском поезде. Бог знает, как добралась она. Нашла Маросейку, церковь и батюшку, на которого ей указал преподобный Серафим. Слезы радости и умиления текли по ее лицу. Уже после кончины батюшки стало известно, что эта женщина нашла тогда своего сына.
Имеется множество свидетельств благодатной помощи в различных нуждах по молитвам к старцу. Много таких случаев было отмечено при восстановлении храма на Маросейке. В дни памяти батюшки несколько раз неожиданно приходила помощь в оформлении документов, в срочных делах по ремонтным работам в храме и церковном домике; поступали пожертвования. На опыте известно, что когда в скорби обращаются к нему: «Батюшка отец Алексий, помоги», – помощь приходит очень скоро, отец Алексий стяжал от Господа великую благодать молиться за тех, кто к нему обращается.
На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года старец в миру протоиерей Алексий Мечёв был причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
В настоящее время мощи преподобного Алексия Мечёва находятся в Москве в храме святителя Николая в Кленниках.
Житие по журналу: Московские епархиальные ведомости. 2000. №10-1. С. 34-43.
Творения в библиотеке
Труды о святом в библиотеке
- Великие русские старцы XX века. Преподобный Анатолий (Потапов) (1855–1922)Старец в миру святой праведный Алексей Мечёв (1859–1923) (С. Девятова)
- Московский старец отец Алексей Мечёв (Альманах «Альфа и Омега», № 23)
- Отец Алексей Мечёв (Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский, викарий Московской епархии)
- Пастырь добрый (составитель Сергей Фомин)
- Православные старцы XX века. Святой праведный Алексий Мечев (С. Девятова)
- Святой праведный Алексей Мечёв (сост. А.А. Маркова)
Жития и книги в библиотеке
- Память святого праведного Алексия Московского иером. Макарий Симонопетрский
Богослужения
Служба праведному Алексию, пресвитеру Московскому
Текст утвержден Священным Синодом
Русской Православной Церкви
14 мая 2018 года (журнал № 37)
Ме́сяца ию́ня в 9-й день
Свята́го пра́веднаго Алекси́я, пресви́тера Моско́вскаго
На ма́лей вече́рни
На Го́споди, воззва́х: стихи́ры, глас 1.
Подо́бен: Небе́сных чино́в:
Любве́ Боже́ственныя испо́лнен,/ те́плую моли́тву о стра́ждущих и скорбя́щих/ ко Всеми́лостивому Спа́су непреста́нно возноси́л еси́,// ди́вный ста́рче Алекси́е.
Досточу́дне о́тче Алекси́е,/ моли́тися не преста́й о нас/ и проще́ние прегреше́ний и ве́ры укрепле́ние испроси́,/ я́ко ско́рый помо́щник и уте́шитель// всем, прибега́ющим к тебе́.
Во дни ско́рби и гоне́ний/ любо́вь Христо́ву лю́дем пропове́дал еси́, о́тче,/ и, си́лою ея́ побежда́я тьму безбо́жия,// наставля́л еси́ ча́да духо́вная ко спасе́нию ве́чному.
Сла́ва, глас 6:
Ста́рчества святы́х оте́ц насле́дниче,/ в труде́х и моли́тве ду́шу твою́ созида́я,/ сокро́вищницу благи́х даро́в соде́лал еси́ ю́,/ из нея́же живи́тельныя струи́ жа́ждущим нетле́нныя жи́зни истеко́ша,// пресла́вне ста́рче Алекси́е.
И ны́не, Богоро́дичен:
Де́ву и Ма́терь,/ Младе́нца и Преве́чнаго Бо́га па́че ума́ ро́ждшую,/ Пресвяту́ю Богоро́дицу Мари́ю воспои́м, ве́рнии,// Та бо непрело́жная Засту́пница ро́да христиа́нскаго.
На стихо́вне стихи́ры, глас 2.
Подо́бен: До́ме Евфра́фов:
Дарова́ся Це́ркви Ру́сской/ ра́дость ве́лия,/ пра́ведный ста́рец Алекси́й,/ и́же обре́те дерзнове́ние пред Го́сподем// моли́тися о спасе́нии душ на́ших.
Стих: Блаже́н муж, боя́йся Го́спода,// в за́поведех Его́ восхо́щет зело́.
Луча́ми Све́та Боже́ственнаго озаря́емь,/ светоно́сне ста́рче Алекси́е,/ просвети́ и ны́не/ ду́ши сла́вящих тя// све́том нетле́ния.
Стих: Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду,// и преподо́бнии Твои́ возра́дуются.
Таи́нницы Пресвяты́я Тро́ицы,/ ста́рче Алекси́е и священному́чениче Се́ргие,/ со все́ми святы́ми земли́ Ру́сския,/ моли́те спасти́ся Оте́честву на́шему// правосла́вныя ве́ры утвержде́нием.
Сла́ва, глас 8:
О́тче Алекси́е люботру́дне,/ моли́твенниче те́плый о всех, притека́ющих к тебе́,/ ми́лующим се́рдцем вся́кия ско́рби утоля́еши,/ ра́дость духо́вную да́руя,/ и со апо́столом, ученико́м возлю́бленным,// запове́дуеши в любви́ пребыва́ти.
И ны́не, Богоро́дичен.
На вели́цей вече́рни
На Го́споди, воззва́х: стихи́ры, глас 5.
Подо́бен: Ра́дуйся:
Ра́дуйся, первопресто́льный гра́де,/ обреты́й сокро́вище нетле́нное,/ мо́щи целе́бныя пра́веднаго ста́рца Алекси́я,/ я́ко пресве́тлую зарю́ со́лнечную,/ Боже́ственною благода́тию пресла́вная чудеса́ источа́ющия./ Те́мже, соше́дшеся, с ра́достию возопии́м:/ о всечу́дне о́тче Алекси́е,/ моли́ просла́вльшаго тя Го́спода// дарова́ти Оте́честву на́шему мир и ве́лию ми́лость.
Ра́дуйся и торжеству́й, земле́ Ру́сская,/ днесь бо наста́ па́мять ве́рнаго служи́теля Святы́я Тро́ицы,/ ста́рца Алекси́я Моско́вскаго,/ кро́тостию бу́рю зло́бы умиря́ющаго,/ моли́тве и ве́ре в милосе́рдие Бо́жие науча́ющаго,/ заблу́дших на стезю́ спасе́ния наставля́ющаго./ Его́же моли́твами, Человеколю́бче Го́споди,// низпосли́ лю́дем Твои́м мир и ве́лию ми́лость.
Красу́йся, Це́рковь Ру́сская,/ па́мять всесве́тлую Алекси́я досточу́днаго соверша́ющи/ и пе́сненными похвалы́ того́ воспева́ющи:/ ра́дуйся, Боже́ственныя любве́ свети́льниче,/ бе́дствующим ско́рый помо́щниче и неду́жным исцели́телю,/ и́щущим спасе́ния всему́дрый наста́вниче/ и покая́ния в терпе́нии скорбе́й пропове́дниче./ Те́мже, о́тче богому́дре, не преста́й моли́ти Влады́ку Вседержи́теля// умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.
Ра́дуйся, пресла́вне Алекси́е,/ благи́х роди́телей о́трасль пречестна́я,/ ты, смире́нно во́лю свою́ отсека́я,/ благослове́ние ма́тере твоея́ испо́лнил еси́/ и, чин иере́йский благогове́йне восприе́м,/ до́бре ча́да церко́вная упа́сл еси́./ Сего́ ра́ди с любо́вию ти вопие́м:/ ра́дуйся, послуша́ния до́брый рачи́телю,/ ра́дуйся, ста́рчества святы́х оте́ц прее́мниче,/ ра́дуйся, те́плый о лю́дех моли́твенниче,/ ра́дуйся, ли́ку святы́х соприча́стниче./ С ни́миже, днесь предстоя́ Престо́лу Святы́я Тро́ицы,// моли́ дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Глас 6.
Подо́бен: Все отло́жше:
Огне́м любве́ Боже́ственныя распала́емь/ и све́тлостию доброде́телей осия́емь,/ ста́рче пра́ведне Алекси́е,/ то́ки живи́тельныя любве́ ве́рным излия́л еси́,/ сердца́ скорбя́щих ра́достию напая́я,/ я́звы грехо́вныя и страсте́й неду́ги исцеля́я,/ светоно́сными луча́ми ве́ры тьму неве́рия прогоня́я/ и теплото́ю моли́тв твои́х вся́ку сле́зу изсуша́я./ Те́мже тя, я́ко свети́льника Бо́жия и отца́ чадолюби́ва,// ны́не с любо́вию благоче́стно велича́ем.
Глас 4.
Подо́бен: Я́ко до́бля:
Дара́ми духо́вными от Бо́га укра́шенный,/ Тому́ Еди́ному послужи́л еси́,/ ста́рче пресла́вный Алекси́е,/ скорбя́щих и отча́янных утеша́я,/ пропа́вших на по́ли бра́ни сро́дником возвраща́я,/ нестрое́ния и раздо́ры семе́йныя примиря́я,/ боля́щих и неду́жных исцеля́я,/ заблу́ждших от па́губных страсте́й свобожда́я,/ и́щущих спасе́ния послуша́нию и покая́нию науча́я/ и всех любо́вию и моли́твою твое́ю покрыва́я./ Помози́ и нам, блаже́нне о́тче,/ душ спасе́ние улучи́ти// и Ца́рствия Небе́снаго дости́гнути.
Сла́ва, глас 2:
Избра́нниче Бо́жий, пра́ведне Алекси́е,/ рожде́ние твое́ моли́твами святи́теля Филаре́та благопоспе́шно соверши́ся,/ ста́рческое служе́ние лю́дем Кроншта́дтским па́стырем откры́ся,/ вхожде́ние же в Небе́сныя оби́тели/ благослове́нием испове́дника Патриа́рха Ти́хона препровожда́емо бысть./ Ны́не же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию,/ прославля́еши Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха,// Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную.
И ны́не, Богоро́дичен: Пре́йде сень зако́нная:
Вход. Проки́мен дне. И чте́ния 3 преподо́бническая.
На лити́и стихи́ра, глас 3:
Наста́ днесь све́тлый пра́здник/ обре́тения честны́х моще́й пра́веднаго ста́рца Алекси́я,/ прииди́те, вси ве́рнии,/ просла́вим Преблага́го Бо́га на́шего,/ дарова́вшаго нам сокро́вище духо́вное,/ гра́ду на́шему тве́рдаго засту́пника,/ Оте́честву кре́пкаго предста́теля// и моли́твенника о душа́х на́ших.
И́ны стихи́ры, глас 1:
Све́том Боже́ственным тьму богоотсту́пничества осиява́я,/ пресве́тлый свети́льник ве́ры Христо́вы яви́лся еси́/ и лю́ди отча́янныя от неве́рия ко спасе́нию приве́л еси́,// пра́ведне о́тче Алекси́е.
Чист се́рдцем и душе́ю сый,/ Го́спода пред собо́ю вы́ну зрел еси́/ и моли́твою те́плою боле́зни приходя́щих к тебе́ врачева́л еси́,// благода́тне о́тче Алекси́е.
Христа́ всем се́рдцем возлюби́вый,/ не посрами́ нас, ве́рою на тя упова́ющих,/ и грехо́в проще́ние нам испроси́,// ди́вне о́тче Алекси́е.
Сла́ва, глас 6:
Ста́рче преди́вне Алекси́е,/ споспешеству́й нам, ча́дом твои́м,/ на ви́димыя и неви́димыя враги́ на́ша,/ и́маши бо на сие́ от Бо́га да́нную ти си́лу,/ испове́дниче и́стинный и уго́дниче Христо́в,/ да изба́вимся от вся́каго зла// твои́ми к Бо́гу моли́твами.
И ны́не, Богоро́дичен.
На стихо́вне стихи́ры, глас 8:
Любве́ и сострада́ния преиспо́лнен,/ милосе́рде о́тче Алекси́е,/ тяготы́ и ско́рби стра́ждущих поне́сл еси́,/ ско́рый помо́щник и уте́шитель тем быв.// Предста́тельствуй ны́не и о нас моли́твами твои́ми.
Стих: Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду,// и преподо́бнии Твои́ возра́дуются.
Пока́йтеся, ча́дца моя́,/ неизрече́нно бо милосе́рдие Влады́чне,/ си́це с любо́вию взыва́л еси́, свя́те,/ Оте́ц бо прие́млет ча́да Своя́ на Ве́чери,/ иде́же при́сно закала́ется Единоро́дный Сын Бо́жий,// па́дшее челове́ческое естество́ возставля́я.
Стих: Блаже́н муж, боя́йся Го́спода,// в за́поведех Его́ восхо́щет зело́.
Возлю́бим друг дру́га, бра́тие,/ я́ко любы́ от Бо́га есть,/ та́ко с Богосло́вом взыва́л еси́, о́тче,/ Христо́с бо по нас ду́шу Свою́ положи́,/ и мы до́лжни есмы́ себе́ утесня́ти,// и житие́ бли́жних облегча́ти.
Сла́ва, глас 2:
Егда́ на Христа́ и Це́рковь Святу́ю беззако́ннии ополча́хуся,/ тогда́ всенощнобде́нней моли́тве ве́рнии усе́рдне прилежа́ху./ Храм же свята́го Никола́я,/ посреде́ волн многомяте́жных обурева́емь,/ я́ко кора́бль спасе́ния яви́ся./ Ты же, о́тче, проро́чески возвеща́я, уверя́л еси́:// ве́ра правосла́вная па́ки возсия́ет.
И ны́не, Богоро́дичен.
Тропа́рь, глас 5:
Па́стырю Христо́в, о́тче Алекси́е,/ по́двигом до́брым подвиза́вся,/ ве́ру правосла́вную во мра́це беззако́ния испове́дал еси́/ и, я́ко уте́шитель и врач духо́вный,/ всех, притека́ющих к тебе́, врачева́л еси́./ Помози́ и нам, ве́рою чту́щим тя,// в любви́ к бли́жнему утверди́тися.
На у́трени
По 1-м стихосло́вии седа́лен, глас 8:
На милосе́рдие Бо́жие посреде́ бу́ри жесто́кия призыва́я упова́ти,/ па́ству от звероуловле́ния лю́таго огражда́л еси́/ и, на па́жить покая́ния направля́я,/ я́ко оте́ц чадолюби́вый упа́сл еси́ ю́./ Те́мже моли́ о нас, пра́ведне Алекси́е,/ да напра́вит Госпо́дь стопы́ на́ша на путь ми́рен.
Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:
Еди́на Пречи́стая Де́во и Ма́ти,/ Еди́наго от Святы́я Тро́ицы неизрече́нно ро́ждшая,/ Того́ моли́, Милосе́рдая, поми́ловати ду́ши на́ша.
По 2-м стихосло́вии седа́лен, глас 7:
Покая́ния и́стиннаго ревни́телю,/ гра́да многомяте́жнаго безбо́жие слеза́ми и моли́твою умиря́я,/ долготерпе́ние и ми́лость Влады́чню к заблу́ждшим прославля́л еси́./ Утверди́ моли́твами твои́ми, о́тче блаже́нне,/ ве́ру и наде́жду в сердца́х на́ших.
Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:
Жизнь ми́ру ро́ждшая, Де́во Всенепоро́чная,/ не пре́зри мольбы́ убо́гих и немощны́х, Всеблага́я,/ и нетле́нныя жи́зни песносло́вцы Твоя́ сподо́би.
По полиеле́и седа́лен, глас 6:
Жите́йская волне́ния и печа́ли мирски́я, Алекси́е, ста́рче Моско́вский,/ глубину́ души́ твоея́, в моли́тве пред Зижди́телем припа́дающую вы́ну, не поколеба́ша./ Его́же лицезре́ти в Трисия́нном све́те ны́не сподо́бился еси́.
Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:
Со Арха́нгелом Де́ве принесе́м целова́ние:/ ра́дуйся, Ду́ха Свята́го прии́мшая,/ ра́дуйся, Бо́га Сло́ва вмести́вшая,/ ра́дуйся, ве́лией та́йне воплоще́ния послужи́вшая,/ ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.
Степе́нна, 1-й антифо́н 4-го гла́са. Проки́мен, глас 4: Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде// и упова́ет на Него́. Стих: Услы́ши, Бо́же, глас мой, внегда́ моли́ти ми ся к Тебе́. Ева́нгелие от Матфе́я, зача́ло 11.
По 50-м псалме́ стихи́ра, глас 6:
Днесь наста́ светоно́сное торжество́!/ Прииди́те, вси ве́рнии,/ восхва́лим уго́дника Бо́жия, вопию́ще си́це:/ ра́дуйся, благода́тный пра́ведниче,/ озаря́яй нас чуде́с светлостьми́;/ ра́дуйся, ди́вный уте́шителю,/ бу́рю страсте́й утиша́яй;/ ра́дуйся, те́плый моли́твенниче,/ ве́рныя посреде́ гоне́ний укрепля́яй;// ра́дуйся, пра́ведне Алекси́е, Моско́вский чудотво́рче.
Кано́н, глас 4.
Песнь 1
Ирмо́с: Отве́рзу уста́ моя́,/ и напо́лнятся Ду́ха,/ и сло́во отры́гну Цари́це Ма́тери,/ и явлю́ся, све́тло торжеству́я,// и воспою́ ра́дуяся Тоя́ чудеса́.
Припе́в: Святы́й пра́ведный о́тче Алекси́е, моли́ Бо́га о нас.
Се ны́не приступа́ю восхвали́ти свети́льника Бо́жия Алекси́я,/ ста́рца Моско́вскаго./ Укрепи́, Влады́ко Христе́, и напра́ви се́рдце и ум/ воспе́ти досто́йно свята́го уго́дника Твоего́.
Кто возглаго́лет труды́ и по́двиги твоя́, о́тче Алекси́е,/ ты бо, при́сно в служе́нии бли́жним пребыва́я,/ Всевы́шнему неизме́нно ду́хом предстоя́л еси́/ и, в ми́ре пожи́в, преми́рен яви́лся еси́.
С безпло́тными ли́ки пе́сньми немо́лчными Святу́ю Тро́ицу воспева́ти сподо́бился еси́,/ Ца́рствия Небе́снаго насле́дниче Алекси́е,/ те́мже и о прославля́ющих тя моли́, во е́же спасти́ся нам.
Богоро́дичен: Его́же трепе́щут Херуви́ми и Серафи́ми,/ во объя́тиих носи́ла еси́, Де́во Пречи́стая,/ Того́ со дерзнове́нием моли́ спасти́ любо́вию пою́щих Тя.
Песнь 3
Ирмо́с: Твоя́ песносло́вцы, Богоро́дице,/ живы́й и незави́стный Исто́чниче,/ лик себе́ совоку́пльшия, духо́вно утверди́,/ в Боже́ственней Твое́й сла́ве// венце́в сла́вы сподо́би.
На ми́лость Бо́жию упова́я,/ святи́тель Филаре́т о рожде́нии твое́м усе́рдно моля́шеся у Престо́ла Влады́чня,/ избра́нника тя Христо́ва прови́дя, о́тче,/ еще́ бы́вшу ти во утро́бе ма́терней.
Я́ко до́брая о́трасль,/ от роди́телей благочести́вых прозя́бл еси́, пресла́вне,/ от ни́хже ве́ру кре́пкую и любо́вь нелицеме́рную к Бо́гу и бли́жним восприя́л еси́.
Ревну́я вели́кому наста́внику,/ пла́менному свети́льнику Бо́жию Филаре́ту,/ и подвиго́м и трудо́м того́ после́дуя,/ Спа́су Христу́ благоугоди́л еси́, о́тче пра́ведне.
Богоро́дичен: Глаго́лы благове́щения ра́доватися Пречи́стей Де́ве Арха́нгел повеле́,/ ра́дость бо Тоя́ Рождества́ растворя́ет печа́ль Ада́мову/ и весь род челове́ческий возво́дит к весе́лию ве́чному.
Ин конда́к, глас 2:
Ве́лия труды́ любве́ и милосе́рдия подъя́л еси́,/ пра́ведный о́тче Алекси́е,/ и, от свята́го па́стыря Кроншта́дтскаго благослове́ние на по́мощь стра́ждущим прие́м,/ беды́ и ско́рби людски́я, я́ко вери́ги, на ра́мо свое́ возложи́л еси́./ Мы же, ве́дуще тя моли́твенника дерзнове́нна ко Го́споду,/ со умиле́нием зове́м ти:// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Седа́лен, глас 8:
Яви́ Госпо́дь ве́лию ми́лость лю́дем Ру́сския земли́/ и посла́ тя, о́тче Алекси́е, избра́нника Своего́,/ луча́ми све́та Боже́ственнаго просвеща́ющаго сердца́,/ во отча́янии и ско́рбех су́щая.
Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:
О Ма́ти Бо́га Сло́ва,/ ка́ко возмо́жем изглаго́лати Пречи́стое Твое́ Рождество́,/ или́ ки́ими словесы́ просла́вим непости́жное милосе́рдие Бо́жие/ и Твою́, Пренепоро́чная, любо́вь к ро́ду на́шему,/ ко спасе́нию возведе́нному Кресто́м Сы́на Твоего́.
Песнь 4
Ирмо́с: Седя́й в сла́ве, на Престо́ле Божества́/ во о́блаце ле́гце,/ прии́де Иису́с Пребоже́ственный,/ нетле́нною дла́нию, и спасе́ зову́щия:// сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.
Измла́да Христа́ возлюби́в и всеце́ло ду́шу в ру́це Его́ преда́в,/ кро́ток и послушли́в был еси́,/ во́лю же ма́тере твоея́ исполня́я, на путь свяще́нства вступи́л еси́/ и в нем трудолю́бно подвиза́лся еси́.
А́нгели сослужа́ху ти, о́тче,/ егда́ в безлю́днем хра́ме неуста́нно моли́твы возноси́л еси́ у Престо́ла Бо́жия./ Те́мже, укрепля́яся ду́хом и распала́яся любо́вию Боже́ственною,/ даро́в вы́шших сподо́бился еси́.
Ра́доватися повеле́ ти па́стырь Кроншта́дтский,/ егда́ свет помрачи́ся во очесе́х твои́х от рыда́ний го́рьких и слез по успе́нии супру́жницы ве́рныя,/ то́йже, к по́двигу ста́рчества тя призыва́я, рече́:/ отве́ржися себе́ и отве́рзи се́рдце прия́ти тя́жкия ско́рби и беды́ людски́я.
Богоро́дичен: К Засту́пнице и Влады́чице, и Ма́тери Спа́са на́шего сле́зно возопии́м:/ разреши́, Пресвята́я, боле́зни и ско́рби, утоли́ вся́кия ну́жды и печа́ли,/ да возра́дуемся и возвесели́мся о Го́споде.
Песнь 5
Ирмо́с: Ужасо́шася вся́ческая/ о Боже́ственней сла́ве Твое́й:/ Ты бо, Неискусобра́чная Де́во,/ име́ла еси́ во утро́бе над все́ми Бо́га,/ и родила́ еси́ Безле́тнаго Сы́на,/ всем воспева́ющим Тя// мир подава́ющая.
Яре́м ста́рчества в терпе́нии носи́вше/ и любо́вь ко Христу́, бли́жним и друг ко дру́гу име́вше,/ пра́ведне Алекси́е и преподо́бне Анато́лие О́птинский,/ ны́не в несконча́емей ра́дости торжеству́ете/ и мо́лите спасти́ся сла́вящим вы.
Ви́дя по́двиги и труды́ твоя́, ста́рче Алекси́е,/ скитонача́льник О́птинский Феодо́сий восклица́ше:/ еди́ному сие́ не под си́лу есть;/ Госпо́дь ти помога́ет, о́тче.
Дре́вним отце́м насле́дниче и О́птинским подви́жником собесе́дниче,/ светозаре́нием доброде́телей сия́я,/ во гра́де, я́ко в пусты́ни безво́дней, подвиза́лся еси́,/ слеза́ми и моли́твами ту́ю ороша́я.
Богоро́дичен: Де́во Пречи́стая, Ду́ха Свята́го Прия́телище,/ приими́ моли́твы нас гре́шных,/ очи́сти вся́кую скве́рну душе́вную,/ да просвети́мся непристу́пным све́том сла́вы Сы́на Твоего́.
Песнь 6
Ирмо́с: Боже́ственное сие́ и всечестно́е/ соверша́юще пра́зднество,/ богому́дрии, Богома́тере,/ прииди́те рука́ми воспле́щим,// от Нея́ ро́ждшагося Бо́га сла́вим.
Ра́дости испо́лнишася Моско́встии лю́дие,/ обре́тше в тебе́ засту́пника непрело́жнаго:/ пла́чущаго с пла́чущими и вражду́ющих примиря́ющаго,/ взе́млющаго на плещи́ своя́ не́мощи челове́ческия и утоля́ющаго скорбь и печа́ль.
Егда́ приспе́ вре́мя испыта́ний и во́лны нече́стия обыдо́ша зе́млю Ру́сскую,/ тогда́, Боже́ственныя любве́ испо́лнен,/ омраче́нная сердца́ просвеща́л еси́/ и науча́л еси́ лю́ди во Христе́ обрета́ти спасе́ние.
Оте́ческую любо́вь явля́я ча́дом твои́м, о́тче блаже́нне,/ моли́твою неду́жныя исцеля́л еси́ и от гла́да, сме́рти и напа́сти защища́л еси́./ Не преста́й и ны́не моли́тися за ны,/ укрепи́ во испыта́ниих, изба́ви от не́нависти и вся́кия зло́бы,/ милосе́рдие Бо́жие призыва́я.
Богоро́дичен: Гряду́щия беды́ оте́честву на́шему предвозвеща́хуся,/ из оче́с бо ико́ны Пречи́стыя Богоро́дицы Фео́доровския сле́зы истека́ху,/ пра́ведным Алекси́ем и все́ми предстоя́щими во хра́ме на моли́тве зри́мыя.
Конда́к, глас 8:
Простото́ю ве́ры высоты́ смире́ния дости́гл еси́,/ в мо́литве же и доброде́лании подвиза́яся,/ дара́ми духо́вными обогати́лся еси́/ и све́том Христо́вым просвети́лся еси́,/ помо́щниче и уте́шителю о́тче Алекси́е./ Те́мже ве́ру на́шу укрепи́,/ любви́ ко Го́споду и бли́жним научи́// и ко спасе́нию приведи́ моли́твами твои́ми.
И́кос:
Пра́ведне о́тче Алекси́е, ста́рче Моско́вский и всех правосла́вных ра́дование!/ Кто, зря светоле́пное лице́ твое́ и сия́ние оче́с твои́х, благогове́ния не испо́лнися./ Или́ кто, слы́ша смиренному́дрыя ре́чи твоя́, не умили́ся, возжела́я в де́лании угоди́ти Богу./ Или́ кто, во мрак отча́яния впады́й и уте́шен тобо́ю быв, не пока́яся./ Или́ кто, гневли́в и злоречи́в сый, ти́хостию нра́ва твоего́ не преложи́ся./ Те́мже, свяще́нную па́мять твою́ пра́зднующе, мо́лим тя:/ ве́ру на́шу укрепи́, любви́ ко Го́споду и бли́жним научи́/ и ко спасе́нию приведи́ моли́твами твои́ми.
Песнь 7
Ирмо́с: Не послужи́ша тва́ри богому́дрии/ па́че Созда́вшаго,/ но о́гненное преще́ние му́жески попра́вше,/ ра́довахуся, пою́ще:// препе́тый отце́в Госпо́дь и Бог, благослове́н еси́.
На вся́кое проше́ние моли́твою отвещава́л еси́, ста́рче богому́дре,/ душе́ю сокруше́нною и ду́хом смире́нным Милосе́рдому Влады́це предстоя́./ Моли́ся и ны́не, хода́таю наш, о вопию́щих ве́рно:/ препе́тый отце́в Госпо́дь и Бог, благослове́н еси́.
Душа́ твоя́ чистото́ю и све́тлостию сия́я,/ о́тче незло́биве, да́ром сле́зным обогати́ся:/ Бог ми́лостив, ча́до, и мы сы́нове Его́ есмы́,/ – со умиле́нием глаго́лал еси́, науча́я взыва́ти:/ препе́тый отце́в Госпо́дь и Бог, благослове́н еси́.
Бог даде́ мне тве́рду де́тску ве́ру, – в простоте́ пове́дал еси́, о́тче пра́ведне./ Вои́стину, посреде́ злонра́вия богоме́рзкаго ве́ра твоя́ мно́гия ко спасе́нию приведе́ и научи́ воспева́ти:/ препе́тый отце́в Госпо́дь и Бог, благослове́н еси́.
Богоро́дичен: Милосе́рдая Ма́ти, не пре́зри недосто́йная моле́ния на́ша,/ со святы́ми покрови́тели хра́ма сего́ моля́щи Сы́на Твоего́/ спасти́ всех, воспева́ющих Тя.
Песнь 8
Ирмо́с: О́троки благочести́выя в пещи́,/ Рождество́ Богоро́дичо спасло́ есть,/ тогда́ у́бо образу́емое,/ ны́не же де́йствуемое,/ вселе́нную всю воздвиза́ет пе́ти Тебе́:/ Го́спода по́йте, дела́,// и превозноси́те Его́ во вся ве́ки.
В погребе́нии мое́м ра́дость обря́щете, – проро́чески рекл еси́, о́тче./ Сие́ же испо́лнися, егда́ у гро́ба твоего́ патриа́ршее благослове́ние препо́дано бысть ча́дом твои́м, взыва́ющим:/ Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те Его́ во вся ве́ки.
И́щущим тебе́ обрета́ешися ско́рый помо́щник и подае́ши благода́тную по́мощь,/ ты бо не́когда боля́щаго Алекса́ндра здра́ва сотвори́л еси́,/ и сы́на ма́тери возврати́л еси́ и от напра́сныя сме́рти изба́вил еси́./ Посети́ и нас, о́тче, твое́ю по́мощию, пою́щих:/ Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те Его́ во вся ве́ки.
Святы́я Твоя́, Го́споди, с со́нмом безпло́тных а́нгельски воспева́ют Тя./ С ни́миже но́вый уго́дник, ста́рец Моско́вский Алекси́й, совозсия́л есть, вопия́:/ Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те Его́ во вся ве́ки.
Богоро́дичен: Ма́ти Бо́жия Всенепоро́чная,/ я́звы души́ моея́ исцели́, сла́сти пло́ти утоли́, ум от вся́каго вре́да умири́/ и вра́жиих напа́стей изба́ви превознося́щих Тя во ве́ки.
Песнь 9
Ирмо́с: Всяк земноро́дный/ да взыгра́ется Ду́хом просвеща́емь,/ да торжеству́ет же безпло́тных умо́в естество́,/ почита́ющее свяще́нное торжество́ Богома́тере,/ и да вопие́т:/ ра́дуйся, Всеблаже́нная Богоро́дице,// Чи́стая Присноде́во.
Помози́, те́плый моли́твенниче наш,/ не малоду́шествовати во испыта́ниих кре́стных и сохрани́ти ве́рность Христу́,/ Его́же ра́ди ты гото́в был еси́ му́ки и смерть прия́ти,/ я́коже и священному́ченик Се́ргий, сын твой.
Бу́ди нам па́стырь до́брый,/ науча́я любви́ и ве́ре, и па́дающия не уста́ни воздвиза́ти,/ приведи́ ны, о́тче пра́ведный, во оби́тели Небе́сныя,/ иде́же ты в ра́дости непреста́нней пребыва́еши.
Воспева́ем богоуго́дное житие́ твое́, о́тче Алекси́е,/ в не́мже, я́ко ве́рный раб Госпо́день, ве́рен был еси́./ Научи́ нас, лука́вых и злонра́вных, неле́ностно Христу́ рабо́тати,/ да вни́дем в ра́дость Го́спода на́шего.
Богоро́дичен: Воспева́ем Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего,/ Ма́ти Всесвята́я, Де́во Пречи́стая,/ Его́же без истле́ния родила́ еси́ на спасе́ние на́ше и обновле́ние.
Свети́лен:
Во све́те незаходи́мем, о́тче Алекси́е досточу́дне,/ ны́не предстои́ши Престо́лу Святы́я Трои́цы со А́нгелы и все́ми святы́ми/ и мо́лиши о нас, ве́рою ублажа́ющих тя.
Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:
Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ предстоя́щи Престо́лу Сы́на и Бо́га Твоего́,/ моли́ о нас, на ми́лость Его́ упова́ющих.
На хвали́тех стихи́ры, глас 8.
Подо́бен: О, пресла́внаго чудесе́:
Ра́дуйся, первопресто́льный гра́де Москво́,/ лику́й, Це́рковь Христо́ва,/ ве́рных днесь на торжество́ пра́веднаго Алекси́я созыва́ющи,/ его́же пе́сненными гла́сы воспои́м, зову́ще:/ о светоно́сне ста́рче Алекси́е,/ ты, Престо́лу Бо́жию предстоя́,/ моли́твами твои́ми на путь спасе́ния нас наставля́еши,/ скорбя́щим душе́ю боже́ственное утеше́ние да́руеши// и о всех, прося́щих тя с ве́рою, Бо́га умоля́еши.
О, пресла́внаго чудесе́!/ Саро́вский чудотво́рец в виде́нии яви́ся/ скорбя́щей ма́тери о сы́не свое́м,/ повелева́я в престо́льнем гра́де хра́ма дости́гнути,/ иде́же пра́ведный Алекси́й, подвиза́яся,/ мно́гия лю́ди благода́тию Бо́жию врачева́ше,/ от него́же утеше́ние и наде́жду получи́вши,/ сы́на своего́ моли́твами того́ здра́ва обре́те// и просла́ви Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х.
О, пресла́внаго чудесе́!/ Ду́шу за бли́жних полага́я,/ ты, пра́ведне о́тче Алекси́е,/ пред исхо́дом ча́да твоя́ утеша́л еси́:/ аз при́сно с ва́ми пребыва́ти бу́ду/ и не оста́влю моли́твами мои́ми!/ Те́мже, обетова́ние сие́ исполня́я,/ ны́не ду́хом Престо́лу Бо́жию предстои́ши,// мощьми́ же во хра́ме святе́м твое́м с на́ми пребыва́еши.
Сла́ва, глас то́йже:
Богоуго́дне и пра́ведне пожи́в,/ наста́вниче богому́дре Алекси́е,/ до́бре ста́до слове́сное упа́сл еси́/ и Небе́сных оби́телей дости́гл еси́,/ те́мже со умиле́нием вопие́м ти:/ ра́дуйся, ко́реню благи́й,/ от него́же священному́ченик сын прозябе́;/ ра́дуйся, лозо́ церко́вная,/ многоча́дный плод принесе́./ И ны́не, Престо́лу Святы́я Тро́ицы предстоя́,// не преста́й моли́тися с любо́вию тя сла́вящих.
И ны́не, Богоро́дичен, глас то́йже.
Подо́бен: О, пресла́внаго чудесе́:
О, пресла́внаго чудесе́!/ Ма́ти Бо́жия и Цари́ца/ с ли́ки безпло́тных Сил а́нгельских/ и новому́ченики, испове́дники и все́ми святы́ми/ сла́вят вку́пе вели́чие Влады́чне/ и мо́лят стране́ на́шей спасти́ся./ Мы же, правосла́вно испове́дающе,/ покланя́емся Триеди́ному и Триипоста́сному,// Всеси́льному и Всеми́лостивому Бо́гу на́шему.
На Литурги́и
Блаже́нны от кано́на, пе́сни 3-я и 6-я. Проки́мен, глас 7: Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде// и упова́ет на Него́. Стих: Услы́ши, Бо́же, глас мой, внегда́ моли́ти ми ся к Тебе́. Апо́стол ко Евре́ем, зача́ло 311. Аллилу́ия, глас 4: Пра́ведник, яко фи́никс, процвете́т и, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится. Стих: Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т. Ева́нгелие от Матфе́я, зача́ло 11. Прича́стен: В па́мять ве́чную бу́дет пра́ведник, от слу́ха зла не убои́тся.
Моли́тва
О, всечестны́й и преблаже́нный о́тче наш Алекси́е, ди́вный ста́рче Моско́вский и Це́ркве Ру́сския похвало́ и ра́дование! Ты, ве́лию любо́вь ко Го́споду име́я и за́поведи ева́нгельския непрело́жно исполня́я, ду́шу твою́ за па́ству полага́л еси́. Приими́ ма́лое сие́ моле́ние на́ше, и я́ко в земно́м житии́ твое́м вся́ку скорбь облегча́л еси́, та́ко и ны́не, милосе́рдый моли́твенниче и хода́таю наш, испо́лни стра́ждущая сердца́ ра́достию, умоли́ Человеколю́бца Бо́га о проще́нии прегреше́ний на́ших, да, очи́стивше ду́ши покая́нием, к доброде́тельному житию́ обрати́мся. Ей, пра́ведне о́тче Алекси́е, бу́ди нам па́стырь до́брый, на стезю́ спасе́ния наставля́яй, да моли́твами твои́ми безпоро́чно про́йдем путь жития́ на́шего и обря́щем Оте́чество Небе́сное, иде́же ты со А́нгелы и все́ми святы́ми предстои́ши Престо́лу Святы́я Тро́ицы, прославля́я Безнача́льнаго Отца́ со Единоро́дным Его́ Сы́ном и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 5
Па́стырю Христо́в, о́тче Алекси́е,/ по́двигом до́брым подвиза́вся,/ ве́ру правосла́вную во мра́це беззако́ния испове́дал еси́/ и, я́ко уте́шитель и врач духо́вный,/ всех, притека́ющих к тебе́, врачева́л еси́./ Помози́ и нам, ве́рою чту́щим тя,// в любви́ к бли́жнему утверди́тися.
Перевод: Пастырь Христов, отче Алексий, подвигом прекрасным подвизался, веру православную во мраке беззакония исповедал и, как утешитель и врач духовный, всех, приходящих к тебе, исцелял. Помоги и нам, с верою почитающих тебя, в любви к ближнему утвердиться.
Ин тропарь, глас 4
Наста́ де́нь но́ваго торжества́,/ град Москва́ ра́дуется,/ и вся Росси́йская страна́ ликовству́ет/ но́выми пе́ньми духо́вными,/ дне́сь бо свяще́нное торжество́/ в пренесе́ние честны́х и многоцеле́бных моще́й/ пра́ведника и чудотво́рца Алекси́я,/ я́ко бо свети́ло пресве́тлое,/ возсия́ нам благода́тными луча́ми,/ потребля́я тьму́ неду́г и страсте́й/ от пою́щих приле́жно,/ спаса́й нас моли́твами твои́ми,// пра́ведне Алекси́е о́тче наш.
Перевод: Настал день нового торжества, город Москва радуется, и вся Российская страна воспевает новые духовные песнопения, ибо сегодня священный праздник в честь перенесения почитаемых и подающих многие исцеления мощей праведника и чудотворца Алексия, как преяркое светило воссиявших нам благодатными лучами, разгоняя тьму болезней и страстей от воспевающих настойчиво, спасай нас молитвами твоими, праведный Алексий, отче наш.
Ин тропарь, глас 3
Я́ко чу́до Бо́жие яви́лся еси́,/ в гра́де Моско́встем, о́тче Алекси́е,/ не в пусты́ни бо, но посреде́ молвы́ процве́л еси́,/ в годи́ну лю́ту богоотступле́ния,/ оба́че дре́вним уподо́бился еси́,/ прови́дец сый, моли́твенник и ста́рец,/ и стра́ждущим уте́шитель и врач,/ сего́ ра́ди о Росси́йстей па́стве,/ хода́тай ны́не бу́ди непрело́жен,// моли́твенниче о душа́х на́ших.
Перевод: Как чудо Божие ты явился в городе Москве, отче Алексий, ибо не в пустыне, но посреди (мирской) суеты расцвел ты, в жестокие времена Богоотступления, однако ты уподобился древним (подвижникам), будучи провидцем, молитвенником и старцем, утешителем страдающих и врачом, потому за Российскую паству будь сейчас ходатаем неизменным, молитвенник о душах наших.
Кондак, глас 2
Ве́лия труды́ любве́ и милосе́рдия подъя́л еси́,/ пра́ведный о́тче Алекси́е,/ и, от свята́го па́стыря Кроншта́дтскаго благослове́ние на по́мощь стра́ждущим прие́м,/ беды́ и ско́рби людски́я, я́ко вери́ги, на ра́мо свое́ возложи́л еси́./ Мы же, ве́дуще тя моли́твенника дерзнове́нна ко Го́споду,/ со умиле́нием зове́м ти:// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Великие подвиги любви и милосердия сотворил, праведный отче Алексий, и, от святого пастыря Кронштадского благословение на помощь страдающим приняв, беды и скорби людские, как вериги, на плечи свои возложил. Мы же, зная тебя как молитвенника дерзновенного ко Господу, со смирением взываем к тебе: "Моли Христа Бога о спасении душ наших".
Ин кондак, глас 8
Простото́ю ве́ры высоты́ смире́ния дости́гл еси́,/ в мо́литве же и доброде́лании подвиза́яся,/ дара́ми духо́вными обогати́лся еси́/ и све́том Христо́вым просвети́лся еси́,/ помо́щниче и уте́шителю о́тче Алекси́е./ Те́мже ве́ру на́шу укрепи́,/ любви́ ко Го́споду и бли́жним научи́// и ко спасе́нию приведи́ моли́твами твои́ми.
Перевод: Чистотой веры высоты смирения достиг, в молитве и добродетели подвизаясь, дарами духовными обогатился и светом Христовым просветился, помощник и утешитель отче Алексий. Потому веру нашу укрепи, любви ко Господу и ближним научи и к спасению приведи молитвами твоими.
Молитва
О, всечестны́й и преблаже́нный о́тче наш Алекси́е, ди́вный ста́рче Моско́вский и всея́ Це́ркве Росси́йския похвало́ и ра́дование! Ве́лию любо́вь ко Го́споду име́я, заве́ты ева́нгельския непрело́жно исполня́я, ду́шу твою́ за па́ству полага́л еси́, ми́лующим се́рдцем боле́знуя о всех, прося́щих твоея́ по́мощи. Приими́ ма́лое сие́ моле́ние на́ше, и я́ко в земно́м житии́ твое́м отира́л еси́ вся́ку сле́зу, облегча́л еси́ вся́ку ско́рбь, так и ны́не, милосе́рдый моли́твенниче и хода́таю наш, возьми́ тяготы́, боле́зни и ско́рби на́ша, испо́лни стра́ждущая сердца́ ра́достию, умоли́ Человеколю́бца Бо́га о проще́нии безчи́сленных прегреше́ний на́ших, да очи́стив ду́шу покая́нием, к де́ланию до́брому присту́пим. Ей, ста́рче благи́й, бу́ди и нам па́стырь до́брый, наставля́я на стезю́ спасе́ния, да моли́твами твои́ми безпоро́чно преи́дем пу́ть жития́ на́шего и обря́щем Оте́чество Небе́сное, иде́же ты со а́нгелы и все́ми святы́ми предстои́ши Престо́лу Святы́я Тро́ицы, сла́вяще Безнача́льнаго Отца́ со Единоро́дным Его́ Сы́ном и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание
Велича́ем тя, святы́й пра́ведный о́тче Алекси́е, и чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши за нас Христа́ Бо́га на́шего.
Каноны и Акафисты
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?