4-я седмица Великого поста
Даты
Историческое содержание
Иные седмицы Великого поста
• 6-я седмица • Страстная
Это – первая из двух насыщенных особенностями седмиц Великого поста. Особые богослужения 4-й седмицы обусловлены двумя факторами: поклонением Кресту (в этом смысле 4-я седмица является ярко выраженным попразднством Недели Крестополоклонной) и серединой Великого поста (которая приходится на среду 4-й седмицы).
Идейное содержание.
В песнопениях 4-й седмицы можно выделить 3 основные темы:
- Поклонение Кресту. Почти все песнопения Триоди в седмичные дни посвящены теме поклонения Кресту (в частности, интересно, что со вторника по пятницу каждый день на 6-м часе в качестве тропаря пророчества звучит известное песнопение «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…»), а богослужения трех дней — понедельника, среды и пятницы — имеют особенности в последовании и пении изменяемых молитвословий, связанные с поклонением Кресту.
- Притча о мытаре и фарисее. В иерусалимской системе евангельских чтений в этот день читалась притча о мытаре и фарисее. Мы в конечном счете восприняли константинопольскую систему великопостных евангельских чтений и под влиянием константинопольского чина в нашем Уставе появилась Неделя Крестопоклонная. Однако в нашу Триодь включены и песнопения, созданные в рамках иерусалимской традиции, и в богослужениях 4-й седмицы поста теме притчи о мытаре и фарисее посвящены самогласны, которые поются на вечерне и утрене дней седмичных (вплоть до пятницы вечера); только самогласны среды 4-й седмицы стоят особняком, так как их тема — преполовение поста.
- Середина Великого поста. В календарном смысле вся 4-я седмица — средняя седмица поста, а среда 4-й седмицы — преполовение поста.
Впервые тема преполовения поста звучит в понедельник на утрене в седальне по 3-й кафисме, который начинается словами «Преполовивше ныне воздержание». С одной стороны, эти упоминания о преполовении поста являются простой констатацией факта: мы достигли серединной седмицы. С другой стороны, почти каждое из таких замечаний сопровождается указанием на близость Пасхи.
В 1-й стихире на «Господи, воззвах…» в понедельник вечером звучит другая идея, также часто встречающаяся в песнопениях 4-й седмицы: «В средних днех воздержания, преходяще днесь силою Крестною, на сем вознесшагося посреде земли, Спаса и Бога славословим…». Здесь поклонение Кресту в серединную седмицу поста связывается с тем, что Господь пострадал на Кресте посреди земли; последнее выражение не следует понимать слишком буквально, но оно является вариацией известного библейского стиха, часто употребляемого в богослужениях Кресту: «Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли» (Пс. 73:12). Отметим, что далее эта аналогия расширяется: указано, что Господь не только был распят посреди земли, но и в полдень, то есть в середине дня (утреня среды 4-й седмицы, 1-й тропарь 8-й песни 1-го трипеснца).
В богослужении среды тема преполовения поста достигает своей кульминации: здесь уже она звучит в песнопениях всех видов: наряду со стихирами, седальнами и тропарями трипеснцев к раскрытию идеи середины поста подключаются самогласны и светилен по 9-й песни канона. Наличие светильна особенно знаменательно: среда Крестопоклонной седмицы — единственный день периода Святой Четыредесятницы, имеющий особый светилен, и этот светилен составлен специально для этой службы ради преполовения поста.
В Типиконе этот день именуется «средопостной» средой (см. гл. 49, в среду 4-й седмицы вечера), то есть даже имеет особое название. Среду 4-й седмицы можно сопоставить с известным праздником — Преполовением Пятидесятницы; в церковном году, кроме этих двух дней, нет более ни одного празднования, которое бы знаменовало середину определенного периода.
Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника.
Принцип, лежащий в основе формирования памяти преподобного Иоанна в Неделю 4-ю поста — перенос праздников Минеи на субботние и воскресные дни. Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, в связи со значимостью творений преподобного (в первую очередь благодаря значению его книги «Лествица») его память перенесена из Минеи в Триодь и закреплена за 4-м воскресением поста. Эта традиция появляется в рукописях только с XIV века. В русских Уставах и Триодях она окончательно закрепляется только с середины XVII века.
Кроме памяти преподобного Иоанна, в службе Недели 4-й есть канон, посвященный притче о милосердном самарянине. Этот канон – остаток древней иерусалимской традиции, согласно которой в Неделю 4-ю читалось соответствующее евангельское чтение.
Богослужение Недели 4-й поста почти идентично служению святого без знака в воскресный день; главное отличие – добавление покаянного канона Триоди и самогласна на утрене. Если случится любой значимый праздник Минеи (святой с полиелеем, также Благовещение Богородицы, его предпразднство или попразднство), то все песнопения преподобному опускаются (фактически его память также отменяется), однако остаются в богослужении покаянный канон и самогласен Триоди.
Преподобный Иоанн Лествичник
Угодник Божий преподобный Иоанн жил в 6 веке, родом сирианин, по своему сочинению названный Лествичником или описателем лествицы, а по месту благочестивых подвигов своих – Синаит. На 17 году своего возраста Иоанн принес собою угодную Богу жертву; тело вознес на Синайскую гору, а душу на гору небесную; видимо взойдя на гору, он приблизился к небесной высоте, умом созерцая Бога невидимого; на Синае Иоанн принял иночество. Пребывая на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет – до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от синайской Церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет. В продолжение этой необыкновенной Четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения. Хотя преподобный не уклонялся от пищи, невозбраненной Уставом во время поста, дабы тем сокрушить, как сам говорил, рог гордыни, но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, нежели вкушающим; зато от всякой страсти воздерживался он решительно, повелительно говоря ей: молчи, онемей! Покаяние его соединено было с глубоким сокрушением сердца и слезами. Долго и после блаженной кончины его показывали под горою весьма тесную пещеру – это сокровенное место подвигов покаяния, которое называли слезоточным и которое на столько отстояло от общежития, сколько нужно было, чтобы рыданий Иоанна не слышали другие.
Преподобный Иоанн, поставленный руководителем (игуменом) других, начал путь нового восхождения к Богу и большего приближения к небу. Подобно Моисею, он, по словам писателя его жизни, приблизился к Богу, приял мыслью богоначертанный закон и тростью духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна игумена раифского, богописанные скрижали («Лествицу рая»), которые предал не только руководимым им, но и всем желающим восходить на небо.
Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большей ревностью, нежели до принятия начальства над братией он изложил книгу к пастырю, и таким образом сделался руководителем самих руководителей.
Преподобный преставился 80 лет от рождения своего, около[1] года. Память св. Иоанна Лествичника совершается Церковью 12 апреля (30 марта).
Словами Апостола, читаемого в четвертую неделю, Церковь свидетельствует, что Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность воли Своей, употребил в посредство клятву, дабы имели твердое уверение прибегающие к Нему (Евр.6:13-20). А в Литургийном Евангелии в воскресный день четвертой седмицы Великого поста Церковь к утешению и назиданию постящихся, божественным свидетельством утверждая могущество поста и молитвы, открывшее Иоанну лествицу рая и возведшее его на высоту духовного совершенства, благовествует, что и дух злобы изгоняется из человека только молитвой и постом, и вместе предвозвещает приближающую радость воскресения Христова (Мк.9:17-31).
Из кн. «Дни богослужения Православной
Кафолической Восточной Церкви», прот. Григорий Дебольский
Примечание
[1] Daniel Monachus Raitenus conscripsit historiam vitae Joannis Climaci. Пролог. 30 марта.
Богослужения
Богослужебные (литургические) особенности
На 4-й седмице поста во вторник и четверг совершаются богослужения по обычному великопостному чину, тогда как остальные 3 дня относятся к особым дням святой Четыредесятницы.
В понедельник богослужение имеет только 2 особенности:
- на 1-м часе совершается поклонение Кресту;
- на всех часах и на изобразительных по «Отче наш…» читается кондак Кресту «Не ктому пламенное оружие…» (другие кондаки опускаются).
Среда 4-й седмицы – уникальный день, середина поста. Примечательна особенность: если в этот день случится полиелейный святой (40 мучеников Севастийских), то ради середины поста его служба переносится на предыдущий день (вторник). Служба совершается только по Триоди. Вот основные особенности среды:
- на утрене канон совершается по великопостному чину, разве что вместо канона Минеи используется полный канон Триоди вместе с трипеснцем.
- По 9-й песни читается особый светилен;
- Поклонение Кресту на 1-м часе (как в понедельник);
- Кондак Кресту на всех часах и на изобразительных;
- На литургии Преждеосвященных Даров с этого дня начинают добавлять ектению о готовящихся к просвещению (крещению, это связано с традицией крестить оглашенных в Великую Субботу).
Пятница 4-й седмицы. Служба аналогична среде (разве что нет светильна по 9-й песни канона). Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а после отпуста изобразительных; это – последнее поклонение Кресту, после чего священник уносит Крест в алтарь.
Суббота 4-й седмицы.
Последняя заупокойная суббота Великого поста; служба совершается по тому же чину, что в две предыдущие субботы.
Аудиокниги и фильмы
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11