Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(Рим.1:1–7, 13–17; Мф.4:25–5:13)

По Крещении Господа, когда на Него сошел Дух в виде голубине, Он низводится в пустыню искуситися. Таков и общий всем путь. Св. Исаак Сирианин замечает в одном месте, что, коль скоро вкусишь благодатное утешение или получишь от Господа какой дар, – жди искушения. Искушения прикрывают светлость благодати от собственных глаз человека, которые обычно съедают всякое добро самомнением и самовозношением.

Искушения эти бывают и внешние – скорби, унижения; и внутренние – страстные помышления, которые нарочно спускаются, как звери с цепей. Сколько поэтому нужно внимать себе и строго разбирать бывающее с нами и в нас, чтобы видеть, почему оно так есть и к чему нас обязывает.

Притча дня

Святитель Николай (Велимирович) говорил:
– Садовник срезает ветви, чтобы дерево быстрее росло и лучше плодоносило. Если он превысит меру и срежет лишнее, дерево засохнет. Верь, что Бог наблюдает за каждым человеком заботливее и милосерднее любого садовника. Послушай, как рассуждает преподобный Нил Сорский: «Если горшечник знает меру предержания сосуда в огне, чтобы тот не лопнул, неужели Бог не знает меры наших страданий?» Верь, что Господь имеет куда большее рассуждение и любовь, чем человек.

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Основы православия

Тема 145. Толкование Библии.

Один святой писал о Библии: «Там глубина, там смысл неисчерпаемый. Подобно тому, как можно снимать с луковицы одну чешуйку, затем другую, третью и т. п., — вот то же и в Священном Писании: уразумеет человек один смысл, за этим смыслом есть другой глубокий, за вторым — третий и т.д.».

Св. Писание говорит на человеческом языке, но нельзя забывать и о том, что перед нами сакральный текст: наряду с историко-бытовой информацией, он содержит вероучительные сведения «не от мира сего». Эти последние лишь постепенно открываются человеку.

Глубина Библии делает возможными (по крайней мере) пять уровней её прочтения: буквальный, аллегорический, нравственный, прообразовательный и духовный (см. табл. Методы перевода и толкования Св. Писания).

Необходимость толкования связана с:
— изменением языка, культурной и исторической среды. Язык Библии отличается высокой образностью. Образный язык иногда имеет цель ярче и понятней передать богословскую мысль, а в других местах, напротив, используется для того, чтобы сделать истину сокровенной.
— тем, что события иногда имеют не только буквальный смысл. Например, в эпизоде исцеления Спасителем слепого, который «прозрел и пошёл за Иисусом» (Мк.10:51-52), слепота понимается не только как физическая, но и как духовная.

Существуют следующие отрасли научного изучения Св. Писания:
герменевтика – наука, которая разрабатывает правила, принципы и методы толкования;
текстология – попытка уточнить редакцию оригинального текста;
исагогика – изучение того, что вокруг текста: история, география...;
экзегетика – извлечение точного смысла, толкователь пытается извлечь понимание из текста, а не привносит свое значение в текст.

Практический совет

В конце личной просительной молитвы принято прибавлять: «Да будет воля Твоя».
Мы не знаем, угодно ли наше прошение Богу, ведь Он знает все события и их последствия, а мы – лишь малую часть общей картины.

Случайный тест