«Неудобный» праздник. Размышления в день Святого Духа
Отпразднуем, верные, радостно / последний и заключительный праздник; / это — Пятидесятница, исполнение обещания / и всего, предрешенного о нас; / ибо в этот день огонь Утешителя / внезапно сошел на землю как бы в виде языков, / и просветил учеников, / и явил их посвященными в тайны неба. / Свет Утешителя пришел и мир просветил!
(После 1 стихословия седален, глас 4)
В храме светло. Благоухает свежескошенной травой, ладаном и березами. Лучи солнца играют на страницах Триоди, веселя старинные буквы.
Вчера праздновали Троицу, и по всем законам «посещаемости храма» сегодня народа быть не должно. Но удивительно! И вчера и сегодня люди пришли в храм почтить праздник Святого Духа.
Вроде и понедельник, день рабочий. Не все могут с утра придти в храм, да и теплый воскресный вечер так хочется провести где-то на природе, особенно после такого длинного и наполненного глубоким смыслом утреннего богослужения.
Да и праздник сегодня какой-то «неудобный». В другие праздники мы привыкли либо что-то освящать, либо о чем-то особенно просить. На Крещение и на водосвятных молебнах «дают» воду, на Пасху освящают пасхальную снедь, на Вербное и Троицу — освященные ветки деревьев и цветы, на всенощных елеем помазывают и так далее.
В дни «важных» и «грозных» святых, святителя Николая, пророка Илии, архангела Михаила, надо обязательно придти помолиться, они то нас точно услышат, и помогут нам в том, о чем мы постоянно просим.
А что такое день Святого Духа? Вроде и праздник, а ничего «не дают» и даже не помазывают. Может надо о чем-то особом попросить?
* * *
Все мы, на кого дохнула благодать Богоизлиянная, / светясь, блистая, изменяясь / необычайным благолепнейшим изменением, / познав равносильное, нераздельное, премудрое, / трисветлое Существо, Его прославляем.
Тропарь 9-й песни канона Пятидесятницы
К сожалению, очень часто поведение православных христиан, особенно новоначальных, неофитов, напоминает капризы маленького ребенка, который постоянно что-то просит у родителей. Он не разбирает сам, насколько полезно ему просимое. Он и мысли не допускает, что ему самому в чем-то надо себя ограничить или преобразить. Нет. Дай, и всё!
Вот и мы подчас подобно неразумному ребенку приходим в храм, только для того, чтобы попросить о своих нуждах, что-то «вымолить», о чем-то попросить. Только одно «Подай Господи» и зажигает наше сердце во время храмового богослужения.
А если жизнь наша непрестанными трудами по взращиванию в своей душе букета грехов окончательно зашла в тупик, то идем к священнику и ждём чуда: «Батюшка, дайте мне особенную молитовку, чтобы всё у меня само собой наладилось». И все уговоры вести церковный образ жизни, призывы к покаянию упираются в недоверчивый взгляд: «не можешь чудотворить, значит не настоящий священник. Будем искать настоящих…»
Но проходят годы, и за нашим церковным «детством» всё же должно наступать взросление. Взрослея, мы уже должны понимать, что Церковь — это не кладовая чудес, что ходить в храм только для того, чтобы что-то у Бога попросить — это недостойно высокого имени христианина, которое мы пока еще дерзаем носить. Что можно радоваться Богу не только потому, что Он нам что-то даёт, а просто потому, что Он есть.
К этому взрослению и призывает нас Церковь в день Святаго Духа. Она снисходительно к нашим немощам предлагает и средства исцелений от наших болезней, и утешение в наших скорбях, и изобильно подаёт просимое нами к спасению души, а иногда и к удобству телесной жизни.
Но при этом она особенно напоминает нам, что нельзя пользоваться дарами Божиими, пренебрегая их Подателем.
Главное в нашей жизни, как в светской, так и в церковной, это вовремя повзрослеть. Не оставаться до конца своих дней вечно что-то клянчащим «младенцем», а вырасти в «меру возраста Христова». Научиться видеть в храме не только место, где наши просьбы услышат и исполнят, но и место богообщения, место преображения, место славословия.
* * *
Дух Святой — свет и жизнь, / и живой разумный источник. / Дух премудрости, Дух разума, / благой, правый, мыслящий, владычествующий, / очищающий согрешения; / Бог и боготворящий; / Огонь от Огня исходящий; / говорящий, действующий, распределяющий дарования. / Чрез Него увенчались все пророки / и Божии Апостолы с мучениками. / Это — нечто, необычайное для слуха, / необычайное для созерцания: / Огонь, разделяющийся для сообщения дарований!
Стихиры на хвалитех
Как удивительно красив канон на праздник Святого Духа!
Это гимн надежды, гимн радости, гимн исполнения божественных обещаний. Множество красивых параллелей как живо и образно описывают нам схождение огненных языков на апостолов в Сионской Горнице, так и напоминают нам о духовном смысле противоположного события — трагедии, бывшей при строительстве вавилонской башни.
Тогда люди, одержимые гордостью, потеряли возможность беспрепятственно общаться друг с другом. Но преграда на пути общения людей друг с другом и Богом теперь разрушается в христианах, добровольно принимающих великие Дары Святого Духа, которым «всякая душа оживотворяется».
При этом по удивительному смирению Божию, Дух Святой как Ипостась всё время находится как бы в тени. Это образ и символ скромности Бога, нежелающего насильно входить в нашу жизнь.
* * *
Да, сегодня «неудобный» праздник, непонятный для потребительского сознания. Но в нём суть и смысл всего того, чем мы живем и для чего ходим в храм.
Ведь всё подаст нам Дух Святой, если мы призовём Его. Он «источает пророчества, священников поставляет, / простецов мудрости научил, / рыбаков богословами явил, / составляет весь устав Церковный».
Поэтому, когда мы в очередной раз поймем, насколько наше нынешнее состояние далеко от идеала, насколько оно не соответствует нашему имени и призванию, не будем унывать, а призовем в молитве Господа — нашего подлинного Утешителя:
«Скорое и надежное утешение / подавай рабам Твоим, Иисусе, / когда мы унываем духом нашим. / Не отлучайся от душ наших в скорбях, / не отдаляйся от мыслей наших в напастях, / но всегда приходи на помощь нам. / Приблизься к нам, приблизься, Вездесущий, / как и с Апостолами Твоими был всегда, / так и с любящими Тебя соединись, Милостивый, / дабы мы, с Тобою сочетавшись, / воспевали и славословили всесвятого Духа Твоего!»
(Икос праздника).
игумен Силуан (Туманов)
Источник: Блог игумена Силуана