Чтения Священного Писания
Богослужения
Мысли свт. Феофана Затворника
«Путь жизни мудраго вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу» (Притч.15:24).
Всем известно, что есть ад, и туда может попасть всякий за дела свои. Но не все помнят это и не так исправно живут, чтобы видна была забота уклониться от ада. Живут, как живется, на авось: авось как-нибудь и в ад не попадем. Где же разум наш? В житейских делах еще может сходить с рук «авось», но в таком решительном деле, которое, однажды совершившись, пребудет во веки веков неизменным, «авось» обличает неразумность последней степени.
Не кичись же, разум, своей разумностью, когда не помнишь этого и не предлагаешь нам помышлений жизни, как, уклонившись от ада, спастись.
Притча дня
Скупец
Жил один скупой человек, который замуровал в стену подвала большую сумму денег. Каждый день приходил он караулить свое сокровище, чтобы его никто не украл.
Но однажды рабочие обратили внимание на странное поведение этого человека, проследили, куда он ходит, и украли деньги.
Впал человек в страшное уныние. Целыми днями сидел он возле входа в подвал и лил слезы.
Мимо проходил мудрый старик. Узнав, что случилось, он дал бедняге камень и сказал: «Вот тебе камень, храни его в стене и успокойся. Для тебя это будет то же самое, что и сокровище. Раз ты свои деньги все равно не тратил, значит, для тебя нет никакой разницы между деньгами и камнем».
Основы православия
Тема 90. Чем святой человек отличается от порядочного?
Порядочность человека, в светском понимании этого слова, хотя и указывает на определенные положительные стороны его нравственного состояния (честность, ответственность и т. п.), однако не может считаться равнозначным аналогом святости. Во-первых, святость подразумевает духовно-благодатное единство с Богом, а порядочность, в светском выражении этого состояния, не подразумевает. Порядочным может быть назван и атеист. Во-вторых, святость человека связана с его добродетельностью. Добродетельность же подразумевает следование тем идеалам Добра, которые открыты Богом, тогда как светская порядочность подразумевает соответствие человека некоему светскому порядку (исполнение законов, соблюдение норм светской морали и этики, и т. п.).
Одним из символов святого человека, согласно святоотеческому богословию, может служить раскаленный в пламени железный предмет. Несмотря на то, что прежде чем быть помещенным в огонь, этот предмет был ржавым, невзрачным, после нагрева он стал сиять. Так сияют и святые — но сияют светом нетварной Божественной благодати. Опять же, раскаленный железный предмет, нагреваясь в пламени огня, становится пластичным — так и святые, по мере стяжания святости становятся всё более и более послушными воле Божьей. Но стоит вынуть этот предмет из огня, он остынет и вновь сделается невзрачным — так и святой, если отступит от Бога, то перестанет сиять благодатью. Символом порядочного человека, в этой связи, может служить не сияющий, но лишь в той или иной мере очищенный от коррозии предмет: он хотя и блестит, однако не сияет, как сияет предмет, нагретый в печи.
См. раздел: Нравственность и духовность, о понятии Доброта.