Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.
Перевод:Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.
Кондак, глас 1
Утро́бу Деви́чу освяти́вый Рождество́м Твои́м/ и ру́це Симео́не благослови́вый,/ я́коже подоба́ше, предвари́в,/ и ны́не спасл еси́ нас, Христе́ Бо́же,/ но умири́ во бране́х жительство// и укрепи́ лю́ди, и́хже возлюби́л еси́, еди́не Человеколю́бче.
Перевод:Утробу Девы освятив рождением Твоим, и руки Симеона благословив, заранее, как надлежало, и ныне Ты спас нас, Христе Боже. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец.
Преподобным Парфению Лампсакийскому и Луке Елладскому
Тропарь, глас 4
Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.
Перевод:Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй.
Перевод:Чудес ты принял Божественную благодать, Богомудрый святитель Парфений, чудотворец Богоносный, все страсти верующих очищая, духов лукавства, отче, изгоняя, потому воспеваем тебя, как великого таинника Божией благодати.
В среду, св. Кресту
Тропарь, глас 1
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Перевод:Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.
Кондак, глас 4
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Перевод:Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.
«Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище: то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге»(Притч.2:3–5).
Корень богоугодной жизни – страх Господень. Когда придет он, то как творческая сила все в тебе перестроит и воссоздаст в тебе прекрасный порядок – космос духовный. Как стяжать страх Божий? Он в тебе есть, только заглушен: воскреси его. Для этого дай голос разуму твоему и открой сердце твое для принятия внушений истины. Доселе разуму не давали слова: он был в рабстве и не смел говорить здравые речи: пусть теперь говорит. Он начнет речь о Божием вседержительстве, тебя держащем и могущем бросить в каждое мгновение, – о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе, – о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью, – о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию. Слушай и вводи сердце твое в чувство этих истин. Пробудишь чувство, – придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни.
Один странник остановился перед домом у дороги. Было там собрание рабочих, вдруг наступила в доме тишина: рабочие преклонили колена на молитву. Но один из них вышел и стал ходить вокруг дома. Спросил его странник: – Что происходит в доме?
– Молятся Богу. Мне стало стыдно, и я вышел.
Странник замолчал в ожидании.
– Кого ты ждешь? – спросил рабочий.
– Жду, когда кто-нибудь выйдет, чтобы спросить его о дороге.
– Почему не спросишь меня? Я покажу тебе дорогу.
Покачал головой странник и отвечал: – Как может показать правильный путь тот, кто стыдится Бога и своих братьев?
Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма, письмо 2: человеку, который верит в Бога, но не молится Ему
Тема 51. Несём ли мы ответственность за грех прародителей (он именуется прародительский грех)?
Грех прародителей (Адама и Евы) называют прародительским грехом. Следствие этого греха, выражаемое в том, что все люди рождаются повреждёнными по душе и по телу, склонными ко злу, называется первородным грехом.
Из того, что люди рождаются подверженными первородному греху, не следует, что все они лично виновны в грехопадении прародителей. В том, что прародители согрешили, есть вина самих прародителей и дьявола, но нашей вины нет. Больной не виноват, что родился больным. Правда, это совсем не значит, что ему не нужно лечиться. Последствия грехопадения проявляются в людях, как «метастазы» первородного греха. Омовение от первородного греха происходит в Таинстве Крещения – одного из первых шагов на пути спасения.
Дьявол предложил первозданным людям «возможность» «стать как боги», но ведь и Бог призывает человека к тому же: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). В чём же состояла вина прародителей, если они хотели добиться «того же», к чему призывает Господь? Бог предложил людям обожение через нравственное и духовное совершенствование на основе послушания (Творцу). Дьявол же предложил им обман – стать богами благодаря магии, сразу и вдруг. Это механический путь: сделайте и получите: съешьте и будете как боги.
Практический совет
О целовании руки священника или епископа
Традиция целовать руку священнику после благословения – благочестивый обычай. Если Вы пока чувствуете смущение – не целуйте или поцелуйте крест на поруче. Требовать целования священник не будет.
Святитель Николай Сербский: «Если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы «земными ангелами и небесными людьми». Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое» (ср.: 1Кор.16:20).
Берем Постную Триодь (богослужебную книгу, по которой особенно молятся в дни Великого Поста) и видим: первые три недели Великого поста посвящены преимущественно догматике, богословию, назиданию в правильном понимании веры и спасения, и только две последние – практической стороне покаяния, причем на примерах почти недостижимых для современного человека. «Водоразделом» этих недель станет воспоминание Креста Господня, уравновешивающего теорию и практику Церкви, утверждающего их неразделимость.