Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я
воскресенье
Старый стиль
14 февраля
воскресенье
Новый стиль

27 февраля 2050

Прощёное воскресенье

Неделя сыропустная, последнее воскресенье пред наступлением Великого поста, посвящена воспоминанию «Адамова изгнания».
В конце вечерни совершается чин прощения. Эта вечерня имеет ряд характерных особенностей. Первая ее половина (до Вечернего входа) носит характер праздничный и совершается в светлом праздничном облачении.
После вечернего входа и «Свете Тихий» поется особенно умилительным напевом Великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю». После пения прокимна сразу же закрываются царские врата, читается: «Сподоби, Господи», а священнослужители переоблачаются в великопостные одежды. Просительную ектению диакон произносит уже в черном облачении, и хор отвечает ему великопостным распевом. Дальнейшая служба носит великопостный характер.

Вместо обычного отпуста принято читать молитву: «Владыко многомилостиве», как обычно читается весь Великий пост в конце великого повечерия.
После этой молитвы обычно произносится слово о прощении обид, настоятель с земным поклоном испрашивает у верующих прощения «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем все с земными поклонами просят прощения друг у друга.

Особенно трогательно и умилительно проходил этот день в древних монастырях. В Святой Земле многие подвижники после чина прощения уходили на весь Великий пост в пустыню и возвращались в свою обитель только к Лазаревой субботе. Многие до возвращения не доживали. Для них при обряде взаимного прощения было принято петь пасхальные песнопения «Да воскреснет Бог» и «Пасха Священная нам днесь показася...» Их можно услышать и в наше время. Они ободряют немощь человеческую, страшащуюся продолжительных дней строгого поста, и как бы приближают светлое торжество Воскресения Христова.

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Развернуть

Притча дня

Гончая и заяц

Человек бежит, сколько живет, чтобы обрести Христа, и никогда не останавливается. Бежит и чувствует не усталость, а радость.

Чтобы стало понятно, приведу вам один пример: хорошая гончая, учуяв зайца, не стоит возле охотника, а срывается с места, бежит и ищет зайца. Бежит, потом ненадолго останавливается, принюхивается, опять бежит. Она не может стоять на месте. Ее ум занят тем, как найти зайца. Она не глазеет по сторонам. Для нее больше радости в беге, чем в стоянии на месте. Жизнь для нее в беге и поиске.

Вот такое трезвение нам нужно иметь. Ум наш должен постоянно стремиться ко Христу, потому что Он наша цель. А мы, хотя взяли след, хотя знаем дорогу, знаем, куда идти, чтобы встретить Христа, часто стоим на месте, не двигаемся вперед. Если бы мы не знали пути, то наше стояние на месте имело бы оправдание.

Прп. Паисий Святогорец. Слова. Том V. Раздел второй. Доброе беспокойство - добрая тревога о «добром подвиге». Доброе беспокойство не прекращается никогда.

Развернуть
Развернуть

Основы православия

Тема 58. Как приобщиться ко спасению, дарованному через Господа Иисуса Христа?

Христос основал и возглавил Церковь, в которой соединяет нас с Собой. Церковь именуют «кораблём спасения», именно в ней и спасается человек. Итак, кратчайший ответ на вопрос «как спастись?» – стать членом Церкви Христовой и вести духовную жизнь.

Как сказал свт. Афанасий Великий: «Бог спасает нас не без нас». Господь не насилует человеческую волю, ведь сделать богоподобным насильно невозможно. От каждого из нас зависит – усвоить или не усвоить спасение, дарованное Богом, принять дар Царства Божьего или отвергнуть его.

Совместное усилие человека и Бога в деле подвига и спасения именуется синергией (греч. соработничество, взаимодействие).

Условно можно выделить 3 этапа или ступени в деле спасения:
– приобщение к Богу начинается с веры;
– затем человек духовно рождается в Таинстве Крещения (младенцев крестят по вере родителей и крестных);
– воцерковляется, стремится соблюдать заповеди, вести Богоугодную жизнь.

Вспомним ветхозаветный прообраз Церкви – Ноев ковчег. От людей требовалось сесть в уже построенный Ноем корабль. Приняло спасение только восемь человек. (Современная интерпретация этих событий в рассказе «100 дней до потопа»). Так же будет при Втором Пришествии, см. (Мф.24:37-39).

Христос заповедал нам: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф.7:13-14).

Практический совет

Редкий неофит не желал уйти в монастырь, причём не только ради подвигов, но и чтобы близкие не мешали спасению. Конечно, встречаются случаи, когда близкие действительно препятствуют спасению верующего, однако достаточно часто под препятствиями понимаются повседневные трудности, связанные с взаимным общением, от которых неофиту хочется сбежать.
Однако наше окружение очень способствует духовному развитию: выработке смирения, кротости, рассудительности и других добродетелей. Как, например, излечить напрасный гнев, если нет условий для его проявления? Любовь к Богу достигается через любовь к ближнему. Это касается не только родственников, а всех, с кем мы соприкасаемся, в т.ч. на работе. Как известно, христиане не работают, христиане служат.

Случайный тест