Постный день. Глас 7-й
- Мчч. 42-х во Амморее: Константи́на, Ае́тия, Фео́фила, Фео́дора, Мели́ссена, Ка́ллиста, Васо́я и прочих с ними (ок. 845)
- прп. И́ова, в схиме Иису́са, Анзерского (1720)
- Равноап. царицы Еле́ны, обретение ею во Иерусалиме Честно́го Креста и гвоздей (326)
- прмчч. Ко́нона Иконийского и сына его Ко́нона (270–275)
- прп. Арка́дия Кипрского (ок. 361)
- прп. Фридоли́на Зекингенского (540)
- Иконы Божией Матери: Благодатное Небо
- Ченстоховская
- Шестоковская
Богослужения
Каноны
Мысли свт. Феофана Затворника
Крещение на нашем языке созвучно со крестом. Счастливое созвучие. Ибо хотя видимое действие крещения есть погружение, но существо его есть сораспятие Христу на внутреннем духовном кресте. Апостол Павел говорит: «ветхий наш человек распят с Ним» в крещении (Рим.6:6).
Это не механическое какое-либо действие, а нравственное изменение, или переворот, мыслей, целей, желаний, сочувствий. Прежде все это было запачкано самоугодием; теперь же самоотверженно посвящается все Богу, во Христе Иисусе, благодатью Духа Святого. Скажешь: я не понимал этого, когда был крещен. Теперь понимаешь и бери на совесть выполнить значение крещения, ибо оно неизгладимо. Даже на суде печать его будет видна или за тебя, или против тебя.
Притча дня
Говорили, что некий старец провёл пятьдесят лет в великом воздержании, не употребляя вовсе хлеба и употребляя воду в самом умеренном количестве. Этот старец говорил: «Я умертвил в себе страсть блуда, сребролюбия и тщеславия». Услышав такое, авва Авраам пришёл к нему и спросил его:
– Говорил ли ты то и то?
Старец отвечал:
– Говорил.
Авва Авраам сказал на это:
– Вот ты входишь в хижину твою и находишь на постели твоей женщину. Можешь ли ты не подумать, что это женщина?
– Нет! Но я борюсь с помыслом, чтобы не прикоснуться к ней.
Авраам ему:
– Значит, ты не умертвил страсти блудной – она жива в тебе, но связана. Опять: положим, ты идёшь по пути, видишь камни и обломки глиняных сосудов, а посреди их золото. Может ли ум твой обойтись без всякой мысли о золоте?
Старец отвечает:
– Нет! Но я борюсь с помыслом, чтобы мне не взять золота.
Авраам на это:
– Значит, страсть жива, но связана. Опять: если придут к тебе два брата, из которых один любит тебя и превозносит похвалами, а другой ненавидит и злословит, – примешь ли их с одинаковым сердечным чувством?
Старец:
– Нет! Но я буду бороться с помыслом моим и стараться делать добро ненавидящему меня наравне с любящим меня.
Авраам:
– Следовательно, страсти живы, но связаны святыми помышлениями.
Основы православия
Тема 78. Что такое Церковь?
Слово Церковь в буквальном значении означает Собрание. В это собрание входят: Глава Церкви Господь Иисус Христос (Еф.1:22-23), святые (Евр.12:22), Ангелы и все верные христиане.
Церковь условно разделяется на Церковь Небесную и Церковь Земную. Ангелы и святые составляют Небесную Церковь, а христиане, живущие земной жизнью, представляют Церковь Земную.
В Церковь призваны все народы (Мф.28:19). Каждый человек, живущий земной жизнью, может стать членом Церкви, приняв Таинство Крещения. Вступив в Церковь, он приобщается к спасительным благодатным средствам, а живя христианской жизнью, уподобляется Богу, духовно сближается с Богом и ближними, спасается.
См. Церковь.
Практический совет
В последовании молитв на сон грядущим заключительные молитвы и отпуст1 обычно находятся не в конце, а за ними следует ещё несколько молитв. Это связано с тем, что обычно в монастырях вечерние молитвы совершаются всей братией после трапезы. Оставшиеся молитвы, носящие более личный характер, произносятся непосредственно перед сном.
Для мирян есть два варианта чтения вечернего правила: после ужина (как в монастыре) или непосредственно перед сном.
Поэтому, если вечернее правило исполняется сразу перед сном, то молитвы от «Достойно есть...» до отпуста следует перенести в конец правила.
Если же используется монастырская практика, когда часть Правила совершается ранее, то первая часть завершается отпустом, как напечатано в молитвослове. А остальные молитвы читаются уже перед сном.
_______________________
1. Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х поми́луй нас. Ами́нь.