Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Прощёное воскресенье

Неделя сыропустная, последнее воскресенье пред наступлением Великого поста, посвящена воспоминанию «Адамова изгнания».
В конце вечерни совершается чин прощения. Эта вечерня имеет ряд характерных особенностей. Первая ее половина (до Вечернего входа) носит характер праздничный и совершается в светлом праздничном облачении.
После вечернего входа и «Свете Тихий» поется особенно умилительным напевом Великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю». После пения прокимна сразу же закрываются царские врата, читается: «Сподоби, Господи», а священнослужители переоблачаются в великопостные одежды. Просительную ектению диакон произносит уже в черном облачении, и хор отвечает ему великопостным распевом. Дальнейшая служба носит великопостный характер.

Вместо обычного отпуста принято читать молитву: «Владыко многомилостиве», как обычно читается весь Великий пост в конце великого повечерия.
После этой молитвы обычно произносится слово о прощении обид, настоятель с земным поклоном испрашивает у верующих прощения «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем все с земными поклонами просят прощения друг у друга.

Особенно трогательно и умилительно проходил этот день в древних монастырях. В Святой Земле многие подвижники после чина прощения уходили на весь Великий пост в пустыню и возвращались в свою обитель только к Лазаревой субботе. Многие до возвращения не доживали. Для них при обряде взаимного прощения было принято петь пасхальные песнопения «Да воскреснет Бог» и «Пасха Священная нам днесь показася...» Их можно услышать и в наше время. Они ободряют немощь человеческую, страшащуюся продолжительных дней строгого поста, и как бы приближают светлое торжество Воскресения Христова.

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Развернуть

Притча дня

Когда начинать воспитание

Однажды к одному старцу, живущему отшельником в египетской пустыне, принесли маленькое дитя, чтобы получить благословение на воспитание в отеческой вере.

И задали вопрос старцу:

– Авва! Скажи нам слово - как правильно воспитать дитя в православной вере?

– Каков же возраст дитяти? – спросил старец.

– Восемь месяцев, – получил он ответ.

– Вы опоздали на восемь месяцев, – просто ответил авва пришедшим.

Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей (Притч.1:8)

Развернуть

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Основы православия

Тема 72. Что такое прославление человеческого естества во Христе?

Прославление человеческого естества во Христе — богословское понятие, указывающее на некоторые следствия Искупления (следствия жертвенных страданий, смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа), в частности:

1) Воскреснув, вознесшись превыше Небес и воссев одесную Отца, Христос прославил в Себе Человека: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» (Евр.1:13). В данном случае под прославлением подразумевается покрытие неувядаемой славой.

2) По Воскресении Иисус Христос стал чужд тленности и смертности, тогда как до Своей смерти был тленен и смертен по человеческому естеству. Применительно к этому аспекту термин «прославление» указывает на изменение особенностей плоти Христа. Примечателен в данном случае евангельский эпизод, сообщающий, как Господь, посещая апостолов, беспрепятственно прошел в дом, хотя двери его были запертыми: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин.20:19).

Практический совет

Что означает в прощёное воскресенье ответ «Бог простит» на вопрос «Прости меня, грешного(ую)»?

1. Это часть принятого ответа: «Бог простит, и я прощаю».
2. Эти слова свидетельствуют, что прощать грехи может только Бог, а сам человек не берёт на себя роль судии, он как бы говорит этими словами: «Кто я такой, чтобы тебя прощать – я такой же грешник, как и ты».
3. Можно понимать это и в том смысле, что «Бог нас прощает – тем более и я прощаю!».

Случайный тест