Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я
пятница
пятница
Новый стиль

18 марта 2005

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

«Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Притч.3:34).

Припомни особенно слова эти, когда идешь на исповедь. Ничто так, как гордость, не вяжет языка сказать: грешен. Смирись же пред Господом, не пощади себя, не убойся лица человека. Раскрой срамоту свою, да омоешься; покажи раны свои, да исцелеешь; расскажи все неправды твои, да оправдишься. Чем безжалостнее будешь к себе, тем больше жалости явит к тебе Господь, и отойдешь ты с сладким чувством помилования. Это и есть благодать Господа нашего Иисуса Христа, даваемая от Него тем, которые смиряют себя искренним исповеданием грехов своих.

Притча дня

Жил в некоем монастыре нерадивый монах: он часто опаздывал к службе, огорчал этим братьев и вынуждал гневаться игумена. Иноки роптали и даже просили настоятеля изгнать его.
И вот этот монах заболел, болезнь усиливалась, и он уже приближался к смерти. Огорчены были братья, что погибнет душа несчастного. Собрались они у одра его, чтобы облегчить предсмертные страдания своей молитвой, но что же видят они? Этот монах умирал смертью праведника. Лицо его выражало спокойствие и радость.
Когда он немного очнулся, братия спросили:
– Какое утешение получил ты от Бога? С кем ты беседовал, как с близкими родными своими?
И умирающий, собрав последние силы, отвечал:
– Братья, вы знаете, что я жил недостойно, и вот я увидел, как демоны окружили мой одр, в руках их была хартия – лист, сверху донизу исписанный моими грехами. Они приблизились ко мне, Ангел же Хранитель мой стоял вдалеке и плакал. И вдруг я услышал голос с неба: «Не судите, да не судимы будете! Этот монах не осудил никого, и Я прощаю его!» – и тотчас хартия в руках демонов загорелась, и они с воплями исчезли. Подошёл ко мне Ангел и приветствовал меня, и я говорил с ним. Братья, – продолжал он, – после принятия монашества я не осудил ни одного человека! Братья, – сказал он еще, – вы осуждали меня, и осуждали справедливо, а я, грешный, не судил никого.

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Основы православия

Тема 77. В чём состояло значение сошествия Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы?

Незадолго до Своих Крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос, обращаясь к апостолам, пообещал: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины...» (Ин.14:16-17), «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину...» (Ин.16:13).

Святой Дух сошёл на апостолов после Вознесения Христа, когда земная миссия Богочеловека была выполнена: «Дух Святый … научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам… Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.14 и 15). Нужно иметь в виду, что Святой Дух и ранее был на Апостолах, в день же Пятидесятницы они получили Его дары для строительства Церкви. Земная миссия Христа завершилась Вознесением, далее – созидание Церкви Христовой людьми, освящёнными и просвещёнными Св. Духом.

День сошествия Св. Духа на апостолов является Днём рождения Церкви. С тех пор Святой Дух пребывает в ней непрестанно. Благодаря действию Святого Духа в Церкви совершаются Таинства, исполняются богоугодные молитвы, осуществляется преображение верующих, духовное единение членов Церкви с Богом и друг с другом, сохраняется в неповрежденности вера.

Практический совет

В пятницу первой недели Великого поста воспоминается чудо великомученика Феодора Тирона, во времена Юлиана Отступника предупредившего строго постившихся на 1-ой седмице Поста христиан о том, что пища осквернена и давшего совет вкушать коливо (святой был замучен за исповедание Христа более чем за полвека до этого). В память о чуде сегодня в храмах освящается и вкушается принесённое прихожанами коливо.

После заамвонной молитвы Литургии Преждеосвящённых Даров служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется коливо, сам же день памяти великомученика празднуется завтра – в первую субботу Великого поста.

Священник Вадим Семчук: «Но ведь для этой миски колива есть более понятное предназначение, о котором часто забывают. Это — милостыня в память усопшего. Раньше было принято, собирая в церковь на поминовение приношение, отдельно позаботиться об угощении для людей бедных. Ведь в Евангелии Господь заповедал, приготовив званый обед, звать на него неимущих, чтобы дар был безвозмездным. Стараясь исполнить эту заповедь, хозяйка варила вкусную кашу, которой угощала после богослужения нищих. К сожалению, во многих местах этот прекрасный обычай выродился. Осталась горстка каши, с которой не знают что делать. Бороться с коливом, пожалуй, не стоит (разве что с излишними «святыми правилами»), но призвать к возрождению хорошей традиции нужно. Пусть это будет не только каша, а, может быть, пирожки или даже полноценный обед для неимущих, но все равно традиция обретет утраченный смысл».

Случайный тест