Скрыть
зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху

То знайте, что ветхий человек наш сораспят с ним, дабы нам не вступать снова в прежнюю жизнь.

Толкования на Послание к Римлянам

Василий Великий, свт. (†379)

зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху

Человек, крещенный во Христе, принимает крещение в Его смерть (ср. Рим. 6:4) и не только погребается вместе с Христом, будто семя, но, прежде всего, распинается вместе с Ним. Отсюда мы должны научиться, что подобно тому как распятый отделяется от живых, так и тот, кто был распят с Христом в подобие Его смерти, отделяется от всех тех, кто живет по образу ветхого человека.

О крещении

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху

Но скажет кто-нибудь: почему душу называешь телом тьмы, когда она не произведение тьмы? — Обрати при сем внимание, и выразумей правильно. Как повседневную одежду, которую ты носишь, приготовил другой, а ты в нее одеваешься; равно и дом строил и сооружал иной, а ты в нем живешь: таким же образом и Адам, преступив Божию заповедь и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность диаволу, и в душу, — эту прекрасную тварь, которую уготовал Бог по образу Своему, — облекся лукавый, как и Апостол говорит: «совлек начало и власти», победил их на кресте (Кол. 2, 15). Ибо для того было и пришествие Господа, чтобы изгнать их и возвратить Себе собственный Свой дом и храм — человека. Посему-то душа называется телом лукавой тьмы, пока в ней пребывает греховная тьма; потому что там живет и содержится она в продолжение лукавого века тьмы, как и Апостол, упоминая о теле греховном и о теле смерти, говорит: «да упразднится тело греховное»; и еще: «кто мя избавит от тела смерти сея» (Рим. 7, 24)? Подобно сему, и наоборот, душа уверовавшая в Бога, избавившаяся от греха, умершая для жизни темной и приявшая в себя свет Духа Святого, как жизнь, и в нем ожившая, там уже проводит жизнь свою; потому что там удерживается светом Божества. Ибо душа не от Божия естества и не от естества лукавой тьмы, но есть тварь умная, исполненная лепоты, великая и чудная, прекрасное подобие и образ Божий, и лукавство темных страстей вошло в нее вследствие преступления.

Собрание рукописей типа II. Беседа 1

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху

Пока еще не была заплачена эта цена прощения всех через пролитие крови Господа, кровь требовалась от каждого человека, который по закону либо по обычаю следовал священным установлениям [ветхозаветной] религии. Когда же цена была заплачена за всех людей страданием Христа Господа, то уже не стало нужды в крови обрезания каждого мужчины, ибо кровью Христа исполнилось обрезание всех людей, и все мы распяты на Его кресте вместе с Ним, и погребены с Ним во гробе Его, и уподоблены Его смерти, чтобы уже не быть рабами греха: тот, кто умер, оправдан от греха.

Послания

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения

Павел не сказал, что мы были соединены «смертью», но: подобием смерти Его. Ибо и то и другое - смерть, однако разных вещей: та - смерть тела, а эта - греха, потому и подобие смерти.

Огласительные гомилии


зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху

Так говорит Павел и нам, однажды умершим и омертвевшим для греха во время крещения: подобает вам не иметь ничего общего с плотскими страстями и земными делами. Ибо сказано, что ветхий наш человек сораспят и похоронен с Ним посредством крещения… Для неверных наша жизнь теперь скрыта и невидна, но придет час, когда она станет явной. Сейчас - не наше время. Посему, раз умерев, не желайте заботиться о земном. Ибо величие нашей добродетели в особенности проявляется тогда, когда, поборов помысел плоти, мы станем как бы мертвыми для жизни, и так же будем относиться ко всему житейскому.

Огласительные гомилии

Августин Аврелий, блж. (†430)

зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху

Когда Павел говорит: Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, это соотносится со сказанным через Моисея: Проклят пред Богом всякий повешенный на дереве (Втор. 21:23). Символ распятия ветхого человека - крест Господень, а рождения нового - воскресение. Совершенно очевидно, что, согласно Павлу, мы находимся в положении ветхого человека, который проклят. Никто не усомнится, что из-за него Господь назван грехом, ибо Он понес наши грехи (ср. Ин. 1:29; 1Пет. 2:24), и Он сделался грехом за нас (ср. 2Кор. 5:21), и грехом Он осудил грех (ср. Рим. 8:3).

Некоторые темы из Послания к Римлянам

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху

Необходимо исследовать, что это за ветхий наш человек, и что за тело греховное, которое упраздняется, и каким образом оно сораспинается Христу. Некто, возможно, подумает, будто «греховным телом» названа плоть от земли, приданная человеческой душе словно бы в наказание, потому что та согрешила, когда еще не имела тела. Так рассудилось некоторым и думать, и говорить. Мы же отвергнем подобное мнение, которое присуще язычникам, как неистинное. Итак, Павел называет «греховным телом» и нашим «ветхим человеком» тело от земли, потому что последнему необходимо истлеть как бы от ветхости, которая есть в Адаме… Кроме того, оно больное и сластолюбивое, поскольку плоти это присуще по природе из-за врожденных позывов. Как же тогда оно сораспинается Христу? Единородный стал человеком и облекся в плоть от земли - пораженную, как я сказал, смертью из-за Адамовой ветхости и как бы носящую в себе склонность к греху из-за врожденных позывов.

Фрагменты

Феодорит Кирский, блж. (†457)

зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;

Апостол ветхим человеком назвал не естество, но лукавое расположение духа. О нем сказал, что умерщвлено в крещении, чтобы тело соделалось недеятельным для греха. Ибо сие выразил словами: Да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху. Потом яснее показывает это и в другом подобии.

Толкование на послание к Римлянам

Геннадий Константинопольский, свт. (†471)

зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху

«Ветхим человеком» апостол называет человека тленного и страстного.

Фрагменты

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 5-7 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть: соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха

Не сказал: приобщились подобию смерти Его, но говорит: соединены, указывая словом соединение на плод смерти Христовой в нас. Тело Христово, погребенное в земле, принесло плод спасения. Поскольку же мы погребены в воде, а Христос в земле, и притом мы погребены для греха, а Он телом, то не сказал «смертью», но: подобием смерти. Поэтому мы будем общниками и воскресения, наследуем жизнь вечную, как показавшие воскресение, состоящее в добрых делах. Ветхий наш человек, то есть порочность, распят с Ним, то есть, подобно телу Христову, погребен в крещении; чтобы упразднено было тело греховное, то есть слагающаяся из разных видов порочность, или склонное ко греху тело наше, почему и присовокупляет: дабы нам не быть уже рабами греху. Желаю, говорит, чтобы тело было мертво, не в том смысле, чтобы истребилось, но в том, чтобы не грешило. Ибо умерший освободился от греха. Это говорит о целом человеке. Как умерший освободился от греха, то есть избавился, свободен, так и ты, крестившийся и умерший для греха, оставайся мертвым.

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Сие ведяще, яко ветхий наш человек с Ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху

Сие ведяще — показывает, что Апостол намерен предложить истину такую, которая будет служить удостоверением в истине того, что пред сим сказано (см.: святой Златоуст). Если ты убежден в последующем, не можешь сомневаться и в предыдущем. Почему можно положить, что слова: сие ведяще, яко — значат то же, что: потому что, ибо.

Ветхий наш человек — «не естество, а лукавое расположение духа» (блаженный Феодорит), или «порочность» (блаженный Феофилакт). «Ветхий, то есть устаревший во грехах. Ветхий человек то же самое, что устаревшая во грехах жизнь наша. Человеком же он называет ее в показание, что сим означается многовековой и неразделимый с человеком навык греховный. Прежде пришествия Господня и устроения нашего в Нем спасения, люди так были поглощаемы грехом, что, по тогдашним порядкам, без любосластной жизни и непотребных дел и человек не человек. Эту-то жизнь, ради того, что соплетались с нею, срастворялись и срасленною с собою имели, называет он человеком, яко такую, которую мы любили как себя, или даже более, чем себя» (Фотий и Экумений).

С Ним распятся — «сближает крещение и крест» (святой Златоуст) и дает разуметь, что ветхий человек «подобно телу Христову погребен в крещении» (блаженный Феофилакт), — в том смысле, что «лукавое наше расположение умерщвлено в крещении» (блаженный Феодорит). Лукавое расположение, отметнутое пред крещением самоохотно, свободным произволением и решением воли, и замененное добрым расположением, благодатию крещения совсем обессиливается и уступает свое господство новому доброму расположению. Это есть прямой смысл распятия в крещении ветхого человека.

Да упразднится тело греховное. «Под телом греховным разумеет Апостол не сие наше тело, но все наши пороки. Как именем ветхого человека означает вообще все, что есть в человеке злого; так телом ветхого человека именует опять злое, слагающееся из разных видов порока» (святой Златоуст). Подобно сему в обычной ныне речи говорится: корпус (тело) воинский — совокупность воинов; корпус (тело) дипломатический — совокупность дипломатов. Упразднение означает делание недеятельным (см.: блаженный Феодорит). Да упразднится тело греховное — будет то же, что: да соделаются недеятельными в нас все виды порока или греха или да престанут действовать, да замрут. Не сказал: распятся ветхий человек, и упразднися тело греховное, — но: да упразднится, — показывая, что в этом последнем должно принимать участие и свободное рачение наше, — чем указывается на труд и подвиг над пресечением действенности пороков, грехов, страстей.

Но как же это: ветхий человек уже распят, то есть лукавое расположение уже умерщвлено, а между тем предлежит еще упразднять тело греховное, или разные виды порока? На это скажем: грех, как и добродетель, является в трех видах: грех, как дело, и обнимает всю совокупность грешных дел; грех, как склонность, и обнимает все виды грешных наклонностей, страстей, пороков; грех, как грехолюбие вообще, означает коренную падкость человека на грех вообще. Грех в последнем значении есть собственно ветхий человек. Он умирает и распинается в крещении; потому что в нем мы воспринимаем смертельную ненависть ко греху и любовь к правде и добру; а это и есть смерть грехолюбия, то есть распятие ветхого человека. Но тогда как воспринято такое доброе расположение, настроение, решение, частные виды грешности и лукавства — страсти остаются еще, и их надо побеждать и доводить до бездействия или упразднять, особыми против них направленными трудами и подвигами. Труды и подвиги, не позволяя им действовать, истощают их, измождают, замаривают; они и делаются недейственными. Поднимать эти подвиги против страстей нет нравственной возможности, пока в сердце качествует грехолюбие, или ветхий человек. Почему Апостол и сказал, — что для того, чтоб упразднилось тело греховное, или истреблены были пороки и страсти, распят прежде ветхий человек, — восприняты возненавидение греха и возлюбление добра. Это изменение на добро, благодатию Божиею укрепленное в крещении, является мощным к побеждению страстей и упразднению их.

Прибавим к сему, что поелику страсти преимущественное седалище имеют в теле нашем, то упразднение их будет то же, что изгнание их из тела. Тело, пока пребывает седалищем страстей, есть страстное тело или тело греховное; а когда перестанет быть таким седалищем, становится нестрастным и негреховным. Да упразднится тело греховное — можно потому так перифразировать: да изгонятся из тела все страсти, и оно станет чистым и непорочным, совсем другим против прежнего, вместо греховного — безгреховным, вместо страстного — бесстрастным. Можно и к этому еще прибавить: да соделается оно достойным пресветлого воскресения к вечной славе и блаженству.

Яко ктому не работати нам греху. Этим означается и способ, каким упраздняется тело греховное, или истребляются страсти, — и следствие сего упразднения. Хочешь, чтоб упразднилось тело греховное, или страсти, — не работай греху, то есть всякий раз, как представится случай ко греху или помыслы на него зародятся, не подчиняйся сему, — прогоняй помысл, удаляйся от поводов. Не поддашься греху, не сделаешь его, — не дашь пищи страсти. Она останется голодною на этот раз. Не поддавайся греху в другой, третий и во всякий раз; страсть совсем останется без пищи и замрет с голоду, — упразднится. Так делай с другою, третью и всеми страстями; и все они замрут и упразднятся.

Итак, не позволяй себе поблажать никакому греху или не делай никакого грешного дела, и тело греховное — страсти — испразднится. Так неработание греху есть способ упразднения тела греховного, или страстей; но оно же есть и следствие сего последнего. Только там оно было делом самопринуждения, а здесь установившимся состоянием. Когда упразднено тело греховное, страсти погашены и задушены; тогда и позыва на грех никакого нет, никакой задержки в добре уже не бывает человеку, свободно шествует он в добрых начинаниях своих, ничто противное тому не вяжет его и не тянет к себе в работу. Это состояние есть состояние бесстрастности, — пресветлое и многожеланное. И кажется, святой Апостол, говоря: яко ктому не работати нам греху, — желал показать последнюю мету, до коей доводит подаемый нам в Господе Иисусе Христе образ спасения. Такова цель! Восприими же смело и веру, и все обязательства веры. Есть из чего поревновать о сем и потрудиться.

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Амвросиаст (†IVв.)

зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху

Павел разъясняет и повторяет, что те, кто принял крещение, уже не должны грешить и особенно возвращаться к идолопоклонству, ибо это тяжелейшее преступление и причина всех ошибок, - чтобы им не потерять принятую от Бога через Христа благодать. «Ветхим человеком» он называет прежние наши дела. Подобно тому как новым человек зовется за веру и чистую жизнь, так и ветхим - за неверие и злые дела. Павел говорит, что такие дела распяты, то есть мертвы, чтобы плоть греха, то есть наши злые дела, была разрушена. Все грехи сразу он называет «плотью», которая разрушается добропорядочной жизнью и верою кафолической.

Комментарии на Послание к Римлянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха

Зная то. Апостол здесь ссылается на то, что они сами понимают смысл обрядов при таинстве крещения. Что они знают об этом - Апостол говорит сейчас же. Что значит наша смерть со Христом? Что должно при этом умереть? Не мы сами, равно и не грех в нас, а наш ветхий человек, состоящий из соединения ума (nouV) и плоти (sarx). т. е. самая личность человека, в которой, однако, как видно из посл. к Гал (5:24), руководящим началом является плоть. Этот ветхий человек умирает посредством распятия. Выражение это представляет собою конкретный и усиленный способ обозначения умерщвления или прекращения жизни (1Кор. 2:8; Гал 3:1; Евр 6:6) или противобожественного направления не возрожденного человека (ср. Гал 5:24). С какою целью ветхий человек умирает? Смерть есть разрешение связи между указанными выше факторами, которые вместе образуют живой организм, - именно такое разрешение, при котором один из факторов перестает существовать. Какой же из означенных двух факторов должен уничтожиться или, правильнее, лишиться силы, парализоваться (katargeisqai - по русск. пер. - упраздниться)? Не ум, а плоть или тело греха (swma t. amartiaV), под каковым выражением у апостола разумеется тело, как орудие греха, наши страсти и пороки (ср. ст. 12 ср. Рим 7:24 и Кол 1:22; 2:11). Для чего плоть должна уничтожиться или парализоваться? Для того, чтобы нам не служить больше греху, который во плоти имеет свою державу. И это отречение от служения греху вполне естественно для того, кто умер для греха, умер нравственно, конечно, а не физически, потому и в предшествующих, и в последующих стихах Апостол везде говорит о нравственной смерти, которая и может быть вполне действительным основанием для послужения греху. - О том, какое же мы будем иметь тело или плоть вместо умершей греховной, - Апостол говорит в других местах (напр., Еф 4:24 и сл. ; Кол 3:11 и паралл.).

См. также Толкование на Рим. 6:1

священник Николай Рудинский (†1937)

зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;

Вот что, говорит, нам нужно знать для устранения недоразумений. Распят со Христом наш ветхий человек. Устаревшая во грехах и греховных привычках, выродившихся из самоугодия, падкая на всякий грех жизнь наша, в крещении во имя Христа, совсем обессиливается, и уступает свое господство в нас новому, доброму расположению. Так распинается ветхий человек в крещении для того, чтобы упразднились, сделались как бы не действительными в нас, особенно в нашем теле, все виды греха, чтобы они перестали в нас действовать, замерли бы, что и предстоит сделать уже самому крещеному. Но как же это – ветхий человек уже распят, а между тем предстоит еще упразднять тело греховное, или различные виды порока? Грех является в трех видах. Во-первых, как дело, и обнимает всю совокупность греховных дел. Во-вторых, как склонность, и обнимает все виды греховных наклонностей, страстей и пороков, и в-третьих, как грехоподобие вообще, означает коренную наклонность человека вообще ко греху. Грех, в последнем значении, есть, собственно, ветхий человек. Он распинается и умирает в крещении, потому что пред крещением отрекаются от сатаны и всех дел его – дуют, плюют на него, и тем выражают смертельную ненависть ко греху, и любовь к правде и добру, это и есть распятие ветхого человека. Но при этом два первые вида греха – наклонности и страсти, остаются в человеке. Их надо будет побеждать уже при помощи даруемых в крещении благодатных сил, трудами и подвигами, которыми можно их ослабить, сделать недействительными (упразднить). Эта борьба с ними возможна только тогда, когда распята в нас любовь ко греху (ветхий человек), и есть решимость и любовь к добру и правде. Апостол указывает и способ упразднения тела греховного. Хочешь, чтобы упразднилось тело греховное – не работай греху, то есть всякий раз, как представится случай ко греху или зародятся помыслы на него, не подчиняйся этому, прогоняй помысел, удаляйся от поводов, не поддавайся греху. Не дашь пищи страсти, она останется голодной. Мори, таким образом, ее голодом, и она наконец умрет, упразднится. Итак, не позволяй себе поблажать никакому греху, и тело греховное (страсти) упразднится, так что в таком состоянии человек сделается бесстрастным – не будет работать греху.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible