Скрыть
Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни

Итак, поелику мы пострадали с Ним чрез крещение, то, как Он воскрес из мертвых чрез славу Отца Своего, так и мы в обновлении жизни, да шествуем после оживотворения, которое от самого крещения.

Толкования на Послание к Римлянам

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 4-5 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения

Как же бываем мы «в подобии смерти Его? – Спогребшись Ему крещением». В чем же образ погребения? И почему полезно такое подражание? Во-первых, нужно, чтобы порядок прежней жизни был пресечен. А сие, по слову Господню, невозможно для того, «кто не родится… свыше» (Ин 3:5, 7). Ибо пакибытие, как показывает и самое имя, есть начало новой жизни. Посему, до начатия новой жизни, надобно положить конец жизни предшествовавшей. Как у тех, которые бегут на поприще туда и обратно, два противоположные движения разделяются некоторою остановкою и отдыхом, так и при перемене жизни оказалось необходимым, чтобы смерть служила средою между той и другою жизнью, оканчивая собою жизнь предыдущую, и полагая начало жизни последующей. Как же совершаем сошествие во ад? Подражая в крещении Христову погребению, потому что тела крещаемых в воде как бы погребаются. Посему крещение символически означает отложение дел плотских, по слову Апостола, который говорит: «обрезани бысте обрезанием нepукoтвopeнным, в совлечении тела… плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением» (Кол. 2:11). Оно есть как бы очищение души от скверны, произведенной в ней плотским мудрованием, по написанному: «омыеши мя, и паче снега убелюся» (Пс. 50:9). Посему не омываемся по-иудейски при каждом осквернении, но знаем одно спасительное крещение, потому что одна есть смерть за мир, и одно воскресение из мертвых, образом которых служит крещение. Посему-то Домостроитель жизни нашей Господь положил с нами завет крещения, имеющий в себе образ смерти и жизни, и изображением смерти служит вода, а залог жизни подается Духом.

О Святом Духе

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни

Как Иисус умер, взяв на Себя грехи вселенной, чтобы, умертвив грех, восстановить тебя в праведности, - так и ты, сойдя в воду и будучи некоторым образом погребенным в воде, как Он - в скале (см. Мф. 27:60), воскресаешь вновь в обновленной жизни.

Огласительные слова для просвещаемых

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни

Крещение подобно смерти - когда ты погружаешься в воду; но, без сомнения, это и подобие воскресения - когда ты восстаешь. Так и согласно объяснению апостола: как восстание Христа есть возрождение, так и восстание из купели есть тоже возрождение.

О таинствах

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-4 Что убо речем, пребудем ли во гресе, да благодать преумножится; Да не будет. Иже бо умрохом греху, како паки оживем о нем; Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся; Спогребохомся убо Ему крещением в смерть, да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем

Что убо? Пребудем ли во гресе, да благодать преумножится? Да не будет (Рим. 6:1). (Апостол) опять переходит к нравоучительной речи, но не преимущественно держится ее, чтобы не показаться для многих неприятным и тягостным, а касается ее только в связи с речью о догматах. Если и при таком искусстве в речи он опасался, как бы некоторые не были недовольны его словами, почему и оговаривался: дерзее же писах вам отчасти (Рим. 15:15), то тем более он показался бы им резким, если бы не делал этого. Итак, он доказал, что благодать вполне достаточна для уврачевания и великих грехов. Но все же для неразумных эти слова могли показаться побуждением ко греху. Если, могли бы они говорить, благодать явилась в большей мере, когда мы много и согрешили, то не престанем грешить, чтобы обильно являлась и благодать. Чтобы они этого не говорили и не думали, смотри, как (апостол) устраняет их возражение, - сначала запрещением, сказав: да не будет, как обыкновенно выражается о чем-нибудь по общему признанию крайне нелепом, а потом приводит неопровержимое доказательство. Какое же? Иже бо умрохом греху, како еще жити будем в нем (ст. 2)? Что значит - умрохом? Или то, что все мы подпали тому же приговору, какой произнесен против греха, или то, что мы, уверовавши и просветившись, сделались мертвыми для греха. Лучше принять последнее, как это видно и из дальнейшего. Что же значит - сделаться мертвым для греха? Ни в чем более не слушаться его. Хотя крещение и совершило это однажды то есть, умертвило нас для греха, но далее мы сами должны постоянно и со всем нашим прилежанием совершенствоваться, так чтобы не слушаться греха, что бы он ни приказывал нам, и оставаться неподвижно, подобно мертвецу. Хотя в других местах (апостол) говорит, что умер самый грех, но там он говорит это, желая показать легкость достижения добродетели; здесь же, чтобы скорее возбудить слушателя, к нему самому относит смерть. Потом, так как сказанное было неясно, то он опять объясняет тоже самое, пользуясь выражениями более сильными. Или не разумеете, братья, говорит он, яко елицы во Христа крестихомся, в смерть Его крестихомся? Спогребохомся убо Ему крещением в смерть (ст. 3-4). Что значит: в смерть Его крестихомся? То, что и мы должны умереть, как Он, потому что крещение есть крест. Чем для Христа был крест и гроб, тем для нас стало крещение, хотя и в другом отношении Христос умер и погребен плотию, а в нас умер и погребен грех. Потому (апостол) не сказал: снасаждени смерти, но: подобию смерти. То и другое - смерть, но не в отношении к одному и тому же бытию: во Христе - в отношении к плоти, а в нас - в отношении ко греху. Как во Христе, так и в нас смерть есть истинная. Но хотя грех и истинно в нас умирает, однако же нужно опять содействие и с нашей стороны. Потому (апостол) присовокупил: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем (ст. 4). Здесь вместе с попечением о жизни (апостол) прикровенно говорит и о воскресении. Как же? Ты, спрашивает (апостол), уверовал тому, что Христос умер и воскрес? Потому верь и собственному воскресению, так как и в этом ты уподобляешься Христу, - и тебе предлежат крест и гроб. Если ты участвовал в смерти и погребении, то тем более будешь участвовать в воскресении и жизни; когда ты освобожден от большего, т. е. от греха, тебе не должно сомневаться в меньшем, т. е. в уничтожении смерти. Но (апостол) пока предоставляет слушателям обсуждать это по собственному разумению, а сам, в ожидании будущего воскресения, требует от нас иного воскресения, именно новой жизни, заключающейся в перемене нравов настоящей нашей жизни. Когда блудник делается целомудренным, корыстолюбец - милосердным, жестокий - кротким, то и в этом заключается воскресение, служащее началом будущего. В каком же смысле это есть воскресение? В таком, что грех умерщвлен, а праведность воскресла, ветхая жизнь упразднилась, а начата жизнь новая и евангельская. А всякий раз, как слышишь о новой жизни, разумей великую перемену и большое превращение.

Беседы на Послание к Римлянам

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни

Подобает нам, как сопогребенным, так же умопостигаемо воскреснуть вместе с Ним. И поскольку быть погребенным вместе со Христом означает умереть для греха, то ясно, что воскресение вместе с Ним справедливо было бы понимать не иначе, как жизнь в праведности.

Фрагменты

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. 

Самое таинство крещения научило тебя бегать греха, потому что крещение имеет образ смерти Владычней; в нем приобщился ты Христовой смерти и Христова воскресения. Посему надлежит тебе жить новою некою жизнию, сообразно с Тем, в Ком приобщился Его воскресения. Славою же Отчею Апостол называет Божество Христово. Ибо и в другом послании говорит: Да Бог Господа Иисуса Христа, Отец славы (Еф.1:17). И Господь в Евангелии сказал: Разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Ин.2:19). Если же еретики не примут сего толкования, то и в сем случае не умалят славы Единородного. Ибо если и Отец воскресил Его, то воскресил как человека, потому что и страдание приял как человек.

Толкование на послание к Римлянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 3-4 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни

Рассказывает, как умерли мы для греха, и говорит: чрез крещение. Мы крестились в смерть Христа; значит, и мы должны умереть, как умер Он. Ибо что для Христа крест и гроб, то для нас крещение, хотя и в другом отношении; потому что Христос умер и воскрес плотью, а мы умираем для греха и воскресаем для добродетели, дабы как Христос плотью воскрес из мертвых славою Отца, то есть Собственной Божественностью (ибо слава Отца - Сын), так и мы воскресаем другим воскресением, то есть новым образом жизни. Так, когда блудник становится целомудренным, то представляет собою смерть и воскресение, - смерть порока и воскресение и оживление добродетели в человеке.

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Спогребохомся убо Ему крещением в смерть: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем

Убо — указывает на вывод из предыдущего. Что же выводит Апостол? Итак, говорит, мы спогреблись в смерть Христову, чтоб жить новою жизнию. Но прямо ли это выходит из предыдущего? Там говорилось, что, крестясь, мы крестились в смерть Христову, что означает: умерли греху. Прямой вывод отсюда был бы такой: итак, мы спогреблись в смерть Христову, чтобы быть мертвыми греху. И это прямо соответствовало бы самоответному вопросу: како еще жити будем в нем? А он говорит: спогреблись, чтобы жить новою жизнию. — Зачем он так сказал? Затем, что это есть другое выражение одной и той же мысли; ибо жить новою жизнию — значит: жить жизнию, противоположною прежней; и если прежняя была греховная, такая, в коей мы жили греху, — то эта новая должна быть жизнию такою, в коей не следует нам жить греху, или следует быть мертвыми ему. Или затем, — чтобы указать вторую половину действия святого крещения; ибо в нем мы не умираем только, но и оживаем, или воскресаем. Умираем для греха, а воскресаем для правды и святости. И по существу нравственно духовной смерти так должно быть. Когда душа умирает чему, то не сама умирает: ибо есть присноживуща, а только отвращается от того, чему умирает, и смертельною возненавидевает то ненавистию. Но ненависть и отвращение всегда так строятся в душе, что, отвращаясь от одного, она не в пустоту обращается, а к чему-либо противоположному тому, чего отвращается. По сему закону, возненавидевая грех и отвращаясь от него, она в то же время обращается к правде и святости и возлюбляет их. Это возлюбление правды и святости и есть новая жизнь. — Совершается сие обновление жизни в том же святом крещении, в коем умирает и грех. Совершается же не механически, а по внутренним произвольным изменениям или решениям; совершается так в крещении потому, что наперед крещаемый возлюбляет так жить. Почему пред погружением в купель мы, отрекшись от сатаны и дел его, сочетаваемся Христу Господу, чтоб Ему посвящать всю жизнь. Это расположение в купели благодатию Божиею запечатлевается и силу принимает быть действенным. Выходя с ним из купели, крещенный является таким образом совсем новым, обновленным в нравственно-духовной своей жизни, — воскресает. Подобно тому, как Христос Господь умер и воскрес, и крещенный, погружаясь в купель, умирает, а выходя из купели, воскресает: умирает греху и воскресает для правды, для новой и обновленной жизни. Вот об этом таинственном и вместе свободно-охотном изменении и говорит в настоящем месте святой Павел: спогреблись… чтоб ходить в обновленной жизни.

Спогребохомся крещением в смерть — то же самое означает, что выше: в смерть Его крестихомся. Употребил же Апостол такое слово, чтоб выразить ближайшее подобие погружения в купель смерти Христовой, — и не подобие только, но и существенное причастие очистительной и оживительной силе сей смерти. Спогребохомся как бы мы вместе со Христом на крест возносимы и во гроб полагаемы бываем, в действии крещения. Так подлинно сила смерти Христовой переходит на нас в крещении, как бы наша смерть здесь была то же, что смерть Его, или неразлучна и сочетанна с нею.

Когда Апостол говорит, что Господь Иисус Христос воскрес славою Отчею (δια), то сим означает, что Он воскрес «собственным Божеством; ибо сияние славы Отчей есть Сын» (блаженный Феофилакт). «Славою Отчею Апостол называет Божество Христово» (блаженный Феодорит). Но по течению речи видеть надо у Апостола намерение сказать здесь не то, чрез что или какою силою воскрес, а скорее то, в каком состоянии воскрес, чтоб потом с сим состоянием сравнить то состояние, в каком должны держать себя христиане по выходе из купели крещения, то есть что Христос воскрес в светлости и славе Божества. Как Христос Господь по воскресении явился в такой светлости, так нам, по выходе из купели, надлежит ходить в новой, светлой, чистой и непорочной жизни.

Не должно пропускать без внимания слов: ходити начнем. Обновление жизни совершено во святом крещении, — благодатно-таинственно и свободно-охотно. Вышедшему из купели что предлежит? Начать с сей минуты ходить в этой обновленной жизни. Жизнь есть обнаружение в видимых делах того, что создалось внутри. Там создались в момент крещения умертвие греху и оживление правде и святости. Если умертвие греху есть смертельная к нему ненависть, то оживление правде есть положительное возлюбление ее. Ходить, следовательно, в обновленной жизни будет — ходить, при ненависти к греху, в любви к правде и святости. И это есть цель всей жизни приявшего святое крещение христианина.

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О святом Крещении

 

Сектанты говорят: Крещение не просвещает, не обновляет, потому что когда были крещены киевляне, то бежали за идолом Перуном и кричали: «выдыбай боже!» (Дий Мазаев, «Баптист», 1910, стр. 58).

Православный ответ:

во 1-х, здесь не сказано, что бежавшие киевляне были христиане крещенные, а не язычники; во 2-х, и в апостольские дни обновленные крещением и получившие Духа верующие, тяжко согрешали прежними своими недугами, например, Симон Волхв (Деян.8:13-24). А что крещение обновляет, видно из Деян.2:38; Рим.6:4; Тит.3:5.

Оружие правды


О святом Крещении

 

Сектанты говорят: Баптист (Савельев), разбирая слова: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5), утверждает,

а) что родиться не значит креститься,

Православный ответ: Рим.6:4; Кол.2:11-12; Тит.3:5. Крещение есть новое рождение, обновление, возрождение, воскрешение для жизни новой, благодатной.

Сектанты говорят: б) а значит очиститься чрез Слово Божие, как сказано «вы очищены чрез слово, которое Я проповедовал вам» (Ин.15:3).

Православный ответ: Очищаться можно много раз, а родиться только однажды. Значит, под крещением (духовным рождением) нельзя разуметь исключительно одно очищение, но и благодатное привитие к лозе – Христовой Церкви (Ин.15:1).

Сектанты говорят: в) под водой, как ясно видно из беседы с Самарянкой, Христос разумел учение, ибо сказал: «кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать во век» (Ин.4:14).

Православный ответ: Здесь не говорится о рождении от воды, а о питии живой воды, т.е. о питии благодати, как ясно из Ин.7:38-39, а в крещении вещественная вода необходима (Деян.8:36,38-39).

Оружие правды


О святом Крещении

 

Сектанты говорят: Прощение грехов можно получить и без крещения: Лк.7:37-50 – женщина в доме Симона.

Православный ответ: Христос, как Бог, прощал грехи. Но для поступления в Церковь и первого прощения грехов нужно крещение (Деян.2:38;22:16) и крестились все христиане всенеобходимо (Рим.6:3-4).

Оружие правды

Амвросиаст (†IVв.)

Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни

Прежде всего это значит, что Христос воскресил Свое тело из мертвых, так как Он - сила Бога Отца, как и Сам говорит: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. А он говорил о храме тела Своего (Ин. 2:19, 21). Он воскрес для новой жизни, которая уже не знает смерти. Она называется новой, потому что дана Христом, и она - учение Христово. Мы же в крещении умерли вместе с Христом (ср. Кол. 2:11-12), чтобы отныне жить той жизнью, в которой воскрес Христос. Потому крещение является знаком и символом воскресения - чтобы мы оставались в заповедях Христа и не возвращались к прошлым, какими были. Умирающий уже не грешит, ведь смерть - конец греха. Это символизируется водой, поскольку, подобно тому как вода смывает грязь с тела, так и мы верим, что через крещение будем очищены от любого греха и обновимся духовно: то, что не является телесным, смывается невидимым образом.

Комментарии на Послание к Римлянам

Севериан Габальский, еп. (†431)

Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни

Жить в новизне означает начать некую новую и обновленную жизнь, отложив ветхую, ту, что во грехе, - ибо возрождение обещает некий новый и обновленный образ жизни.

Фрагменты

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

 

Елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть его крестихомся; спогребохомся убо ему крещением в смерть, да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем.
Отрицатели водного крещения, прочитав эти слова, думают торжествовать, говоря, что должно погружаться не в воду, а в смерть Христову. Но как можно погружаться, или креститься, в смерть Христову? Верою? Но вера во Христа, пострадавшего, умершего и воскресшего, везде в Новозаветном Писании отличается от крещения, как предшествующее ему условие, а отнюдь не отожествляется с ним. (Что препятствует мне креститься? спрашивал евнух ефиопский. Если веруешь от всего сердца, можно, отвечал ему ап. Филипп, Деян.8:30, 37; ср. Марк.16:16 и др.). И в приведенных изречениях ап. Павла слова в смерть не препятствуют подразумевать, что крещение совершается в воде. Самое слово крещение требует этого потому, что оно означает погружение, а погружаться можно только в какой либо влаге. Без воды невозможно погружение, а не будучи погружением, крещение не могло бы сравниваться у апостола с погребением, которое тем и похоже на крещение, что в нем земля объемлет человека, сходящего в нее, так, как в погружении объемлет вода. Почему же и в каком смысле сказано в смерть? Это сказано в том смысле, что крещение наше в воде есть подобие смерти Христа (спогребение Ему). Выражение: в смерть – можно пояснить словами: в подобие смерти. Эти последние слова действительно употребляются самим апостолом ниже, в Рим.6:5: «мы соединены с Ним подобием смерти Его». Что называется здесь подобием смерти Христовой? (Конечно, крещение сопоставь Рим.6:4, где вместо соединены сказано спогреблись, вместо подобием смерти – крещением в смерть). Итак, креститься в смерть Христову значит креститься в воде, но подобию смерти Христовой.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни

Чтобы доказать, что смерть греху действительно изображается в крещении, Апостол теперь называет это крещение погребением. Раз погребение совершилось - смерть, очевидно, уже признана действительной: иначе людей не погребают. Но Апостол не ограничивается указанием на нашу смерть греху. Он говорит, что мы умерли не для того, чтобы остаться мертвыми, а для того, чтобы жить новою жизнью, подобно тому, как Христос восстал из мертвых. Этим заявлением Апостол еще более закрепляет в нас уверенность в том, что мы с грехом уже, так сказать, покончили. - Воскрес… славою Отца. По общему голосу новозаветных писателей, Всемогуществом (слава) Божиим совершено было воскресение Христа (Рим 4:24; 8:11; Деян 2:24, 31 и сл. ср. 1Кор. 6:14; 2Кор. 13:4; Еф 1:19) [По Ап. Феофану, это указывает на то, что Христос воскрес «в светлости и славе Божества».]. - Так и нам ходить. Апостол хочет указать на невозможность (теоретическую) для верующих снова вернуться к прежней жизни. Поэтому он говорит не о воскресении их (духовном) со Христом, а начатии ими новой жизни. Это последнее - яснее, чем факт их духовного воскресения, - свидетельствует о том, что возврат их к прежнему образу жизни невозможен (принципиально).

См. также Толкование на Рим. 6:1

священник Николай Рудинский (†1937)

Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

Итак, погружаясь в купель крещения, мы, как бы вместе со Христом, вознесены на крест и положены во гроб, и все для того, чтобы умереть для греха. И как Христос воскрес из мертвых в светлости и славе Божества (в слав. славою Отчею), так и крестившийся, умерев для греха и получив благодатные силы, должен начать жить новой, светлой и непорочной жизнью, ненавидя грех, и любя правду и святость.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible