Скрыть
Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились

Или не знаете, что все мы, кои крестились во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? И мы своею жизнью умерли для мира, как и разлучившийся с телом умер для жизни временной.

Толкования на Послание к Римлянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-4 Что убо речем, пребудем ли во гресе, да благодать преумножится; Да не будет. Иже бо умрохом греху, како паки оживем о нем; Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся; Спогребохомся убо Ему крещением в смерть, да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем

Что убо? Пребудем ли во гресе, да благодать преумножится? Да не будет (Рим. 6:1). (Апостол) опять переходит к нравоучительной речи, но не преимущественно держится ее, чтобы не показаться для многих неприятным и тягостным, а касается ее только в связи с речью о догматах. Если и при таком искусстве в речи он опасался, как бы некоторые не были недовольны его словами, почему и оговаривался: дерзее же писах вам отчасти (Рим. 15:15), то тем более он показался бы им резким, если бы не делал этого. Итак, он доказал, что благодать вполне достаточна для уврачевания и великих грехов. Но все же для неразумных эти слова могли показаться побуждением ко греху. Если, могли бы они говорить, благодать явилась в большей мере, когда мы много и согрешили, то не престанем грешить, чтобы обильно являлась и благодать. Чтобы они этого не говорили и не думали, смотри, как (апостол) устраняет их возражение, - сначала запрещением, сказав: да не будет, как обыкновенно выражается о чем-нибудь по общему признанию крайне нелепом, а потом приводит неопровержимое доказательство. Какое же? Иже бо умрохом греху, како еще жити будем в нем (ст. 2)? Что значит - умрохом? Или то, что все мы подпали тому же приговору, какой произнесен против греха, или то, что мы, уверовавши и просветившись, сделались мертвыми для греха. Лучше принять последнее, как это видно и из дальнейшего. Что же значит - сделаться мертвым для греха? Ни в чем более не слушаться его. Хотя крещение и совершило это однажды то есть, умертвило нас для греха, но далее мы сами должны постоянно и со всем нашим прилежанием совершенствоваться, так чтобы не слушаться греха, что бы он ни приказывал нам, и оставаться неподвижно, подобно мертвецу. Хотя в других местах (апостол) говорит, что умер самый грех, но там он говорит это, желая показать легкость достижения добродетели; здесь же, чтобы скорее возбудить слушателя, к нему самому относит смерть. Потом, так как сказанное было неясно, то он опять объясняет тоже самое, пользуясь выражениями более сильными. Или не разумеете, братья, говорит он, яко елицы во Христа крестихомся, в смерть Его крестихомся? Спогребохомся убо Ему крещением в смерть (ст. 3-4). Что значит: в смерть Его крестихомся? То, что и мы должны умереть, как Он, потому что крещение есть крест. Чем для Христа был крест и гроб, тем для нас стало крещение, хотя и в другом отношении Христос умер и погребен плотию, а в нас умер и погребен грех. Потому (апостол) не сказал: снасаждени смерти, но: подобию смерти. То и другое - смерть, но не в отношении к одному и тому же бытию: во Христе - в отношении к плоти, а в нас - в отношении ко греху. Как во Христе, так и в нас смерть есть истинная. Но хотя грех и истинно в нас умирает, однако же нужно опять содействие и с нашей стороны. Потому (апостол) присовокупил: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем (ст. 4). Здесь вместе с попечением о жизни (апостол) прикровенно говорит и о воскресении. Как же? Ты, спрашивает (апостол), уверовал тому, что Христос умер и воскрес? Потому верь и собственному воскресению, так как и в этом ты уподобляешься Христу, - и тебе предлежат крест и гроб. Если ты участвовал в смерти и погребении, то тем более будешь участвовать в воскресении и жизни; когда ты освобожден от большего, т. е. от греха, тебе не должно сомневаться в меньшем, т. е. в уничтожении смерти. Но (апостол) пока предоставляет слушателям обсуждать это по собственному разумению, а сам, в ожидании будущего воскресения, требует от нас иного воскресения, именно новой жизни, заключающейся в перемене нравов настоящей нашей жизни. Когда блудник делается целомудренным, корыстолюбец - милосердным, жестокий - кротким, то и в этом заключается воскресение, служащее началом будущего. В каком же смысле это есть воскресение? В таком, что грех умерщвлен, а праведность воскресла, ветхая жизнь упразднилась, а начата жизнь новая и евангельская. А всякий раз, как слышишь о новой жизни, разумей великую перемену и большое превращение.

Беседы на Послание к Римлянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились

Апостол Павел говорит о крещении, делая акцент на том, что, крестившись во Христа, мы крестились в Его смерть. Креститься в смерть Христа есть не что иное, как умереть для греха, подобно тому как Он умер во плоти.

Против Юлиана-пелагианина

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 3-4 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

Общепризнано, что мы крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). Однако если даже сказать, что мы крещены во Христа Иисуса, сказанное не выйдет за пределы надлежащего. Ведь преимущественно именами, ипостасями и различием лиц некоторым образом отступит в обособленное отличие Отец по отношению к Сыну и по от- ношению к Ним Обоим Святой Дух, ибо Отец — это Отец, а не Сын, Сын же, в свою очередь, из Отца по природе и не Отец, а Святой Дух — это собственно Дух. Но так как Сын — в Отце, а Отец — в Сыне, притом что в Обоих — Святой Дух по причине тождества сущности, то, если даже наименуют одно Лицо, в силу умозрительной способности этим сделают указание на все Лица. Следовательно, наименовав Христа, не оставят в забвении Отца или Духа. Поскольку же, став человеком, Иисус претерпел смерть за жизнь всех, постольку блаженный Павел по необходимости перешёл к тому, что особенно полезно для предлагаемого им учения, ведь нужно было наименовать Того, Кто пострадал. Потому-то он и говорит: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Ведь словно бы предложив Христу благое обещание правой совести (1Пет. 3:21) и по вере приняв, что Он и умер ради нас, и погребен был, и ожил, мы получили отпущение грехов через святое крещение, принимая на себя омертвение греха и как бы умирая вместе с Умершим за нас, умерщвляя земные члены (Кол. 3:5). Ведь Христос умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога (Рим. 6:10). Мы же берем на себя равную с Ним смерть и чуть ли не погребены с Ним, поскольку носим в собственных телах Его мертвость (2Кор. 4:10), так что мы погреблись со Христом. Что же именно мы приобретаем отсюда, апостол объясняет сам, говоря: Дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ведь нужно, чтобы мы, как погребенные с Ним, и духовно (νοητῶς) воскресли с Ним. И если погребение со Христом означает смерть для греха, тогда само собой очевидно, что под воскресением с Ним справедливо было бы понимать не другое что, как жизнь в праведности.

Однако апостол утверждает, что Христос воскрес славою Отца не потому, что Ему будто бы недостаёт крепости, ибо Он Сам — Господь сил, но потому, что отнесение превышающего природу человека свойства к славе высочайшей природы является обыкновением как у Самого Христа, так и у Его последователей. Поэтому даже если скажут, что Бог Отец совершил что-то, мы не отстраняем Сына от Его (Отца), направленного на все действия, ведь если всё возникло через Него (Ин. 1:3), как можно сомневаться в том, что Отец действовал через Сына и при воскресении Его святого тела? Да и Сын, показывая, что Сам Он действует, говорил иудеям: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2:19). Так заметь же, как Он обещает Сам воздвигнуть собственный храм, хотя говорится, что воскресил Бог Отец, ведь поскольку Сам Сын является животворящей силой Бога Отца, постольку Он оживотворял собственный храм.

Из катен

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст. 2-3 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? 

Но как же мы умерли греху?
Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся?
Отрекся ты от греха, стал мертв для него и спогребся Христу; как же можно принять тебе оный грех?

Толкование на послание к Римлянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 3-4 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни

Рассказывает, как умерли мы для греха, и говорит: чрез крещение. Мы крестились в смерть Христа; значит, и мы должны умереть, как умер Он. Ибо что для Христа крест и гроб, то для нас крещение, хотя и в другом отношении; потому что Христос умер и воскрес плотью, а мы умираем для греха и воскресаем для добродетели, дабы как Христос плотью воскрес из мертвых славою Отца, то есть Собственной Божественностью (ибо слава Отца - Сын), так и мы воскресаем другим воскресением, то есть новым образом жизни. Так, когда блудник становится целомудренным, то представляет собою смерть и воскресение, - смерть порока и воскресение и оживление добродетели в человеке.

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся

«Как предыдущие слова были не совершенно ясны, то объясняет то же самое в другой раз, и в выражениях более сильных» (святой Златоуст). Сказал: умрохом греху. Когда и как? В крещении, говорит. «Раскрывает, как умерли мы для греха, и говорит: чрез крещение» (блаженный Феофилакт). Когда окрестились во Христа, тогда и умерли греху. Ибо, окрестившись во Христа, мы в смерть Его окрестились. Очевидно, что крещение в смерть Христову есть умертвие греху. Как же это так? Это объясняет значение и сила смерти Христовой. Умерши на кресте, Господь Спаситель грехи наши вознес на крест и стал очищением о гресех наших. В крестной смерти Господа — очистительная сила грехов. Кто крестится, — погружается, — в смерть Христову, тот погружается в очистительную силу греха. Сия сила в самом действии погружения снедает всякий грех, так что и следа его не остается. Здесь бывает то же, как если бы кто приготовил такой химический состав, который, когда погрузят в него какое нечистое белье или платье, тотчас растворял и снедал бы всякую нечистоту: только погрузи в него, — и всякая нечистота будет снедена. Так и смерть Христова, как очистительная сила греха, снедает всякий грех, как только кто погружается в сию смерть крещением. В крещенном и следа греха не остается: он умер ему.

Но надо при сем иметь в мысли, что в сем умертвии греху чрез крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно свободных решимостей самого человека. Существо умертвия греху всегда одно: это есть отвращение от греха, смертельное возненавидение его. Где же оно в крещении? Тут же, в духе крещаемого. Ибо что делает крещаемый пред погружением в купель? Отрицается сатаны и всех дел его и всего служения его; а это то же, что отвращается от греха и возненавидевает его. Когда затем, в сем духе отвращения и ненависти ко греху, погружается он в купель, тогда благодать Божия, нисшедши внутрь, закрепляет сии расположения и решения воли и дает им силу живую и действенную. Крещенному все прежние грехи прощаются, а от будущих охранять его будет сия, нисшедшая в него в крещении сила. Он и есть воистину мертв греху. И все сие производит очистительная сила греха, сущая в смерти Христовой, погружение в которую совершается чрез погружение в купель. Святой Златоуст говорит: «чем для Христа был крест и гроб, тем для нас стало крещение, хотя в другом отношении. Ибо Христос умер и погребен плотию; а в нас умер и погребен грех. То и другое есть смерть, как во Христе, так и в нас есть смерть истинная. Но хотя грех и истинно в нас умирает чрез крещение; однако ж надобно, чтоб и сами мы содействовали к умерщвлению его». — Это содействие совершается возненавидением греха, восприемлемым до крещения, запечатлеваемым в крещении и хранимым с помощию благодати по крещении. Крещение не освобождает нас от самоохранения от греха, напротив, обязывает к нему. Отчего грешат по крещении? Оттого, что, возложив все на силу крещения, сами и перстом не хотят двинуть в противлении греху и самоохотно склоняются на него, сначала мыслями, потом сочувствиями, далее желаниями, а наконец, и падениями. Чрез это грех оживает и опять начинает жить, бывши так действенно умерщвлен в крещении. Как истинно то, что, погружаясь в смерть Христову в крещении, мы умираем греху, так непреложно и то, что сие умертвие греху есть возненавидение греха, которое надлежит нам возгревать в себе самоохотно, при всей облекающей нас силе благодати Христовой.

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О святом Крещении

 

Сектанты говорят: Прощение грехов можно получить и без крещения: Лк.7:37-50 – женщина в доме Симона.

Православный ответ: Христос, как Бог, прощал грехи. Но для поступления в Церковь и первого прощения грехов нужно крещение (Деян.2:38;22:16) и крестились все христиане всенеобходимо (Рим.6:3-4).

Оружие правды

Амвросиаст (†IVв.)

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились

Павел говорит это, чтобы мы знали, что после принятия крещения мы не должны грешить, поскольку в крещении мы умираем со Христом. Это значит - креститься в смерть Его. Ибо здесь умирают все наши грехи, так что, будучи обновлены сброшенной смертью, мы кажемся восстающими подобно возрожденным к новой жизни - чтобы как Христос умер для греха и воскрес, так и мы через крещение имели бы надежду на воскресение. Итак, крещение есть смерть греха, чтобы за нею последовало новое рождение, которое, хотя тело и остается, обновляет разум человека, погребая все ветхое зло поступков.

Комментарии на Послание к Римлянам

Севериан Габальский, еп. (†431)

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились

Принимая крещение, мы исповедуем, что умерли для мира и отреклись от греха и диавола.

Фрагменты

Констанций (†?)

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились

Здесь апостол учит, что, поскольку мы не под законом, но под благодатью, мы не должны грешить, ибо в крещении мы стали мертвыми для греха.

Комментарии на Послание к Римлянам

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

 

Елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть его крестихомся; спогребохомся убо ему крещением в смерть, да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем.
Отрицатели водного крещения, прочитав эти слова, думают торжествовать, говоря, что должно погружаться не в воду, а в смерть Христову. Но как можно погружаться, или креститься, в смерть Христову? Верою? Но вера во Христа, пострадавшего, умершего и воскресшего, везде в Новозаветном Писании отличается от крещения, как предшествующее ему условие, а отнюдь не отожествляется с ним. (Что препятствует мне креститься? спрашивал евнух ефиопский. Если веруешь от всего сердца, можно, отвечал ему ап. Филипп, Деян.8:30, 37; ср. Марк.16:16 и др.). И в приведенных изречениях ап. Павла слова в смерть не препятствуют подразумевать, что крещение совершается в воде. Самое слово крещение требует этого потому, что оно означает погружение, а погружаться можно только в какой либо влаге. Без воды невозможно погружение, а не будучи погружением, крещение не могло бы сравниваться у апостола с погребением, которое тем и похоже на крещение, что в нем земля объемлет человека, сходящего в нее, так, как в погружении объемлет вода. Почему же и в каком смысле сказано в смерть? Это сказано в том смысле, что крещение наше в воде есть подобие смерти Христа (спогребение Ему). Выражение: в смерть – можно пояснить словами: в подобие смерти. Эти последние слова действительно употребляются самим апостолом ниже, в Рим.6:5: «мы соединены с Ним подобием смерти Его». Что называется здесь подобием смерти Христовой? (Конечно, крещение сопоставь Рим.6:4, где вместо соединены сказано спогреблись, вместо подобием смерти – крещением в смерть). Итак, креститься в смерть Христову значит креститься в воде, но подобию смерти Христовой.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились

Апостол, чтобы еще более убедить своих читателей в невозможности (принципиально) для них обратиться ко греху, напоминает им, что, крестившись в Иисуса Христа, они этим самым крестились в Его смерть. Что значит креститься во Христа (eiV Сriston)? Значит вступить в живое и теснейшее с Ним общение. Христианин, сходящий для крещения в реку или купель и погружающийся в ней (на это указывает здесь употребленный глагол baptiVw), этим самым кончает свою прежнюю жизнь, греховную, и погружается в новую область жизни, в самого Христа. Для него крещение стало тем, чем для Христа были крест и гроб (Злат.). Он также умирает, как и Христос, чувствует такую же боль, такие же страдания, как и Спаситель, умиравший - на кресте, хотя все это происходит в нравственной, а не в физической стороне его существа. Поэтому-то Апостол и говорит, что крещающий крестится в смерть Христову.

См. также Толкование на Рим. 6:1

священник Николай Рудинский (†1937)

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?

Вам, говорит, известно, что крестившиеся во имя Христа, в смерть Его крестились. Он, умерев на кресте за грехи наши, смертью Своей умертвил грех и стал очистительной силой, и спас нас от грехов. Поэтому, кто крестится, тот погружается в очищающую от греха силу, и эта сила в самом погружении уничтожает грех, так что не остается даже и его следа, грех этот умирает в человеке. Однако умерщвление греха здесь совершается не механически, а лишь при полном и живом участии крещающегося. В чем же оно? В намерении более не грешить, что и выражает крещаемый в отречении от сатаны, и всех его дел. Это решение его воли закрепляет в крещении благодать Святого Духа, которая дает ему живую и действующую силу исполнить это решение, жить безгрешно после крещения. Таким образом, крещаемому прощаются все его грехи, а от будущих охранит его, данная в крещении, благодатная сила. Так он самым делом делается мертвым греху.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible