Скрыть
и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте

Видишь ли, как пророк мало-помалу усиливает речь? Упомянув о пре­столе, он изображает свойства этого престола, который составлен не из дерева или другого какого-нибудь вещества, но из правды. Он основан, говорит, на правде. «Судить вселенную по правде». Говорит и о настоящем, и о будущем. Суд всеобщий будет там, а частный бывает и здесь; Бог совершает многое и теперь, чтобы люди бесчувственные не по­думали, будто все существует без Промысла. Если здесь не все получают венцы, не удивляйся этому: «ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян.17:31); а настоящая жизнь есть поприще, место подвигов, время борьбы. Поэтому не все здесь получают по заслугам, но там угото­ваны праведникам награды, а грешникам наказания. Здесь – ожидание и долготерпение, чтобы грехи были очищаемы покая­нием, а там – не то. Так человекоубийца, пока находится на пути, может исправиться и избежать наказания, а когда подвер­гнется приговору судии, тогда для него остается меч, палач и могила. Так и здесь: пока мы находимся в настоящей жизни, то для нас возможно исправиться и избежать наказания; а когда отойдем туда, то будем плакать тщетно, – потому что «приготовил Он для суда престол Свой». Не погрешит и тот, кто слово: «приготовил» будет понимать так, как оно сказано, – потому что у Бога все готово, и наказания, и венцы, и приговоры. Для Бога нет ни ожидания, ни времени, ни промедления, и живые не предварят умерших, как говорит Павел: «мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших» (1Фес.4:15).

«Будет судить людей по правоте». Посмотри на муд­рость пророка, как он говорит и о настоящем, и о буду­щем; о настоящем: «наказал народы, и погиб нечестивый»; о будущем: «приготовил Он для суда престол Свой, и Он будет судить вселенную по правде». Он делает это для того, чтобы неверую­щие будущему убедились доказательствами из настоящего.

Беседы на псалмы. На псалом 9

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 7-9 Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом. И Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой: и Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте

«Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси». Враг лишился собственных своих оружий, не имея у себя служителей нечестия. Которые самих себя предавали ему в орудия, те, перешедши ныне на противную сторону, ведут брань против него. И города, по сокрушении водворявшагося в них древле нечестия, прияли на себя труд назидать благочестие. Ибо невозможно было утвердить благочестие, не сокрушив прежде нечестия. Сие сказал и божественный Апостол: «явися благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и благочестно поживем в нынешнем веце» и т.д. (Тит.2:11). Так каждый не прежде воскресает со Христом, как прияв общение в смерти Его. Почему и говорит божественный Павел: «аще бо снасаждени быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем» (Рим.6:5); и еще: «аще же умрохом, и живи будем». Так Бог, сокрушив нечестие врагов, наздал благочестие.

«Погибе память его с шумом». «И Господь во век пребывает». Враг ввержен в видимую для всех и весьма явную погибель. Сие и означает выражение: «с шумом», взятое от домов, падающих во время землетрясения и производящих великий треск. Бог же и Владыка наш, говорить Пророк, имеет вечную державу и негиблющее царство.

«Уготова на суд престол Свой». «И Той судити имать вселенней в правде, судити имать людем в правоте». Ибо не только в настоящей жизни являет Свою силу, но и в будущей откроет страшное свое судилище, судя на нем всех людей, и воздавая каждому, чего достоин.

Евфимий Зигабен (†1118)

И Той судити имать вселенней в правду (по правде) судити имать людем в правоте (праведно)

Вселенною пророк называет верующих, у которых, как мы веруем, Бог имеет свое жилище, обитая в рассеянных повсюду храмах Божиих, людьми же называет пророк вообще всех людей – из неверующих язычников, у которых повсюду рассеяны глухие заросли страстей, где прячутся, подобно зверям, демоны. И Господь тех и других станет судить не одинаково, но испытуя каждого по его силам и судя одних по вере, других по неверию их. Или также: прибавляя выражение имать судити людем, пророк имел в виду пояснить этим еще более понятие вселенной, представив после содержащаго и самое содержимое им. Указание на суд (судить) имеет здесь то значение, что предрекаемый пророком судия будет судиею прямым, праведным и неподкупным.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-10 И Господь во век пребывает, уготова на суд престол свой: и той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте. И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех

В этой победе обнаружился суд Бога над языческим народом в защиту праведника. Так как Бог вечен, то и всегда угнетаемый праведник найдет в Нем защиту

В том, что Бог Давида есть истинный Бог и Вечный Судия всех народов, заключается основание веры всех угнетенных праведников, что они найдут всегда в Нем защиту. Вероятно, под угнетенным праведником Давид разумел еврейский народ, которому хотел привить свою веру в Бога, как всегдашнего его покровителя и единственного защитника.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

9:8-9. И Госпо́дь во век пребыва́ет, угото́ва на суд Престо́л Свой,
и Той суди́ти и́мать Вселе́нней в пра́вду, суди́ти и́мать лю́дем в правоте́.


Девятый Псалом, довольно обширный по объему (39 стихов), не весь одинаков по содержанию. Первая – бо́льшая половина (стихи: 2–21) имеет характер главным образом хвалебно-благодарственный; вторая половина – сетующе-просительный.
В девятом Псалме, как и в ряде соотносительных других, Псалмопевец созерцает, уже с первых же псалмов Псалтири очерченное, расслоение рода человеческого на праведных и грешных, как и страдает сердцем от того засилья нечестивых и злых, которое постоянно наблюдается в истории людской, а равно и от терпения нищих и убогих. И характеристика этих злых и гордых нечестивцев в данном псалме отличается особенною жизненностью и яркостью. Как, в свою очередь, и помощь обижаемым и защита их от Бога также оттеняются с особенной силой, а грядущий суд Божий изображается так, что его можно сопоставлять и с пророчеством Даниила, и с новозаветными речами о страшном Суде – в Евангелиях и в Апокалипсисе.
Конечно, не торжество Давида над сирийцами предносилось здесь сознанию Псалмопевца, а победа веры над неверием, дело Правосудия Божия в истории всего земного мира, особенно когда Он «судити имать Вселенней в правду, судити имать людям в правоте» (стих 9).

Говорится здесь, конечно, о Страшном Суде Христовом.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 8–9 И Господь во век пребывает, уготова на суд престол Свой: и Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте

Враг человеческого рода побежден, и память идолослужения бесовского исчезла и погибла с шумом, а Господь Иисус Христос пребывает во век, потому что Ему, как Сыну Божию, от Отца «предана власть на небеси и на земли» (Мф. 28:18). В пророческом духе, предвидя будущие отдаленные времена второго пришествия Христова, пророк присваивает Христу неограниченную власть Судии, имеющего судить не только дьявола и врагов Своих, но и всех людей во всем мире, по всей вселенной, праведно воздавая каждому по делам его. И хотя между царями и судьями земными бывают судьи справедливые, любящие правосудие, но их суд не всегда бывает судом праведным, иногда по неведению, иногда по нерадению, по свойственной людям ошибочности и погрешительности суда. Господь же, как Бог Всеведущий, Всеблагий и Премудрый Судия, чужд всех этих недостатков человеческого суда, и потому Его суд праведный, Он судити имать людем в правоте.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible