Скрыть
Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть

Постави, Господи, законоположителя над ними. Кто же законоположитель, кроме Того, Кто ввел у нас закон Нового Завета? Да разумеют языцы, яко человецы суть. По чрезмерному демонскому обольщению обратились они в образ скотов, почему и сказано о них: приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс. 48, 13).

В евр. библии начинается далее псалом 10.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть

Διαψαλμα – перемена тона (в славянском переводе нет этого слова). Другой (Акила): постоянно. Что значит: «Поставь законодателя над ними»? Так как они, говорит, делают все самоуправно, не желая отда­вать отчета, то восстань Ты, и да будет для них наказание вместо внушения. Тоже говорит и другой переводчик (Акила), выра­жаясь так: наведи Господи страх на них. Смотри, как он желает им не наказания, но того, чтобы они на­учились, исправились и не жили беззаконно. Да будет им, говорит, наказание вместо внушения, и не только им, но и дру­гим. А чтобы ты видел, какая отсюда польза, как это истреб­ляет их болезнь, выслушай следующее. «Да знают народы», говорит, «что они люди». Смысл слов его такой: многие утратили и это, забыли о своей природе, дошли до безумия, не знают самих себя. И хорошо прибавил он: «постоянно», выра­жая, что (нужно знать это) не только во время бедствий, но и во время благоденствия. Если Ты накажешь их теперь, то они, чувствуя сильный страх и помня постигшие их бедствия, будут знать свою природу и тогда, когда достигнут благо­денствия. Видишь ли, как пророк молится за них и желает, чтобы они оставили свое безумие? Подлинно, не знать самих себя – крайнее безумие, хуже умопомешательства. Последнее есть болезнь невольная, а первое есть следствие развращенной воли.

Беседы на псалмы. На псалом 9

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 20-21 Воскресни Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою. Постави Господи законаположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть

При сем справедливо будет спросить кому-либо Иудеев, какого Законоположителя даровать умоляет здесь Пророк? Ибо великий Моисей, в давнем еще времени бывший служитель Божия законоположения, кончил уже жизнь; другаго же законоположителя после него не возставало (Втор.34:10). Если же оказывается, что никто другой не был поставлен законоположителем, ни Иудеям, ни язычникам; то остается уразумет, что указуется Законоположителем язычников Владыка Христос, который в Священном Евангелии взывает: «речено бысть древним: не убиеши. Аз же глаголю вам: яко всяк гневайся на брата своего всуе, повинен есть суду. Речено бысть древним: не прелюбы сотвориши. Аз же глаголю вам: яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем» (Мф. 5:21, 28). А подобно сему и прочее. Поэтому Пророк умоляет Его, чтобы законоположение даровано было язычникам, и чтобы они, оставив жизнь звероподобную, узнали, «яко человецы суть». Ибо «человек», как говорит Пророк, «в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися имъ» (Пс. 48:13). Почему и здесь сказано: «да разумеют языцы, яко человецы суть».

Евфимий Зигабен (†1118)

Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть

Постави, Господи, законоположителя (законодателя) над ними

Под законоположителем или законодателем пророк разумеет здесь Иисуса Христа, по реченному в Писании: Я поставлен от него царем; ибо Он, подобно царю и законодателю, дал нам новый закон, именно закон евангельский, Или просто святое Евангелие.

Да разумеют языцы (народы), яко человецы суть

Да научатся, то есть, они потом, впоследствии, жить так, как люди живут, а не как звери.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют язы́цы, яко человецы суть.

Понеже, глаголет, вся творят, аки бы сами себе закон были, и наказания не приемлют: то накажи их, и да будет им наказание вместо увещателя и законоположника, и не токмо им, но и иным. Да разумеют язы́цы, яко человецы суть: ибо многие и сие потеряли, позабыли естество, в неистовство вринулися, себя не познали. Не знать же себя самих есть знак крайняго безумия, и горше самаго сумасшествия. Сей бо недуг есть от Божия попущения, оное же происходит от развращенныя воли. Вместо законоположителя, в Еврейском тексте читается, учителя, а по переводу Иеронима, страх. Наложи, Господи, страх на них. Но понеже Пророк глаголет здесь о некоем учителе странном, который со властию повелевает и учит, того ради седмьдесят толковников нарекли его законоположителем. Некоторые под сим разумеют антихриста, иные Константина Великаго, Иовиниана, Валентиниана, Феодосиа и иных: мы же мним быти Самаго Христа, яко верховнаго Законоположника и Судию всех. Ибо Он произвел суд на языки, гонившие церковь, и усмирил нечестивых царей жезлом железным, дабы познали, яко человецы суть, от земли созданные, немощные, и Христа превозмощи не могущие.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Сергий Терновский, прот. (†1868)

Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть

Пророк молит, чтобы Господь послал Искупителя, Единородного Сына Своего, дабы нечестивые уразумели, что они люди, ибо прежде Его язычники не понимали, что они люди. Одни от гордости поставляли себя выше участи человеков, другие от плотских грехов были гораздо ниже, нежели прилично человеку, а проповедию Евангелия все уразумели, что они суть люди: первые - смирившись пред величием и святостию Божиею, а последние - поднявшись из тины греховных похотей.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.21   Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть

Ст.21   Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они
 

«Кто же законоположитель, – говорит св. Афан. Ал., – кроме Того, Кто ввел у нас закон Нового Завета»? Бл. Феодорит разумеет также под законоположителем Владыку Христа, так как после Моисея другого законоположителя не восставало. Поскольку язычники и нечестивые, забывающие Бога, живут по своей злой воле, без страха наказания, так что потеряли достоинство человеческой природы, приложились скотам несмысленным и уподобились им: то пророк умоляет Господа, чтобы законоположение дано было язычникам, и чтобы они, оставив жизнь звероподобную, узнали, яко человецы суть» (Бл. Феодор.). «Так как язы́цы делают все самоуправно, не желая отдавать отчета, то восстань Ты, Господи, и да будет для них наказание вместо внушения, потому что многие забыли о своей природе, дошли до безумия, не знают самих себя» (Злат.). 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-21 воскресени, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть

«Восстань, Господи, да не преобладает человек» - пусть Господь будет единственным вершителем судеб народов, пусть от Него одного, как истинного Судии, зависит их счастье или несчастие, а не от человеческого искусства и военных успехов, которые могут принадлежать и нечестивому. Господство же последнего являлось бы упрочением и распространением на земле нечестия. Поэтому Давид молит Бога, чтобы Он своими какими-либо особенными делами показал всему миру, что власть над ним принадлежит только Ему, и чтобы знали все народы, что «человеки они», с евр. enosh - слабый, бессильный.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 18-19 Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть

Побеждены не все еще языческие соседи; псалмопевцу и его народу угрожает опасность еще с другой стороны; поэтому благодарность за одержанную победу соединяется у него с молитвою о даровании другой победы, о новом суде над язычниками, чтобы они, беззаконники, были усмирены и таким образом показано было их бессилие.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Поставь, Господи, Законоположителя над ними, да знают народы, что человеки они.

Поста́ви, Го́споди, Законоположи́теля над ни́ми, да разуме́ют язы́цы, я́ко челове́цы суть.


Девятый Псалом, довольно обширный по объему (39 стихов), не весь одинаков по содержанию. Первая – бо́льшая половина (стихи: 2–21) имеет характер главным образом хвалебно-благодарственный; вторая половина – сетующе-просительный.
В девятом Псалме, как и в ряде соотносительных других, Псалмопевец созерцает, уже с первых же псалмов Псалтири очерченное, расслоение рода человеческого на праведных и грешных, как и страдает сердцем от того засилья нечестивых и злых, которое постоянно наблюдается в истории людской, а равно и от терпения нищих и убогих. И характеристика этих злых и гордых нечестивцев в данном псалме отличается особенною жизненностью и яркостью. Как, в свою очередь, и помощь обижаемым и защита их от Бога также оттеняются с особенной силой, а грядущий суд Божий изображается так, что его можно сопоставлять и с пророчеством Даниила, и с новозаветными речами о страшном Суде – в Евангелиях и в Апокалипсисе.
Стихи: 14–21 представляют собой, как бы переход к последней части, Давид здесь и молит о спасении своем, и обещает возвещать хвалу Богу «во вратах дщери Сиони», ибо уже и выявился суд Божий, когда язычники впали в ту яму и в ту сеть, что были приготовлены ими для Праведных. «Да возвратятся же грешницы во ад, вси язы́цы, забывающие Бога», взывает Давид, потому что «не навсегда забыт будет нищий, и терпение убогих не погибнет до конца» и «да знают народы, что человеки они».

«Законоположителя»: «некоторые под сим разумеют антихриста, иные Константина Великого, Иовиниана, Валентиниана, Феодосия и иных (лучших царей христианской истории). Мы же мним быти Самого Христа, яко Верховного Законоположителя и Судии всех. Ибо Он произвел суд на языки, гонящие Церковь, и усмирил нечестивых царей жезлом железным, дабы познали, что человеки суть они, от земли созданные, немощные, и Христа превозмощи не могущие» (Архиепископ Ириней).

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют язы́цы яко человецы суть

После пророка Моисея, через которого объявлен был Закон Божий людям, никакого другого равного законоположителя, поставленного Богом, не было у людей, кроме Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который положил, или дал, людям Закон Нового Завета. Сего-то Законоположителя, без сомнения, и разумеет здесь составитель псалма, как это объясняют и св. отцы (св. Афанасий Александрийский [3, с. 61], блж. Феодорит [6, с. 47] и др.). Так как многие из язычников, по свойственному им нечестию, в особенности же эти гордые и безбожные цари и правители языческие, уничижавшие и притеснявшие нищих и убогих, доходили до такого высокомерия и безумия, что многие из них возводили себя на степень богов или каких-то особых высших существ, забывая о своей полнейшей зависимости от Бога, Творца и Верховного Правителя мира, – то пророк-псалмопевец молит Бога, чтобы Он дал им законоположителя, дабы уразумели и узнали, что они не более, как слабые и смертные человеки, да разумеют, яко человецы суть. С другой стороны, т.к. все языческие народы погружены были в грубое идолопоклонство и бесовское злочестие, забыли Бога и жили по своей злой воле, без страха наказания, и до того себя унизили, что потеряли человеческое достоинство, приложились скотам несмысленным и уподобились им, – то пророк умоляет Господа, чтобы дал язычникам законоположение, закон, по которому они уразумели бы, яко человецы суть, чтобы, оставив жизнь звероподобную, узнали о высоком достоинстве человека, созданного по образу и по подобию Божию.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible