Скрыть
Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь вышнему молитвы твоя

Как? Без крови, – потому что такая жертва особенно достойна Бога. Поэтому, сказав: «принеси Богу, он прибавляет: жертву хвалы», т.е. благо­дарности, священных песнопений, прославления Его посред­ством дел. Смысл слов его следующий: живи так, чтобы прославлялся твой Владыка. Этому и Христос учил, сказав: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). «Хвала» есть не что иное, как похвала, слава, про­славление. Живи так, чтобы прославлялся твой Владыка, и ты принесешь совершенную жертву. Такой жертвы требует и Па­вел, когда говорит: «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим.12:1); и тот же пророк в другом месте говорит: «восхвалю имя Бога моего песнею, возвеличу Его хвалением. И (это) будет угодно Богу более, нежели юный телец, с подрастающими рогами и копытами» (Пс.68:31, 32). Такую жертву приносил Иов, когда, после ударов, превышавших природу человеческую, благодарил и говорил такие слова: «Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1:21). «И исполни пред Всевышним обеты твои». Здесь пророк говорит о молитвах, чтобы мы постоянно пребывали в молитве и с поспешностью воздавали Богу то, что обещали. Хорошо сказал он: «исполни», потому что после обещания дело становится долгом. Так Анна отдала сына, как величайший долг (1Цар.1:28). Так и ты, если дашь обет милосердия, целомудренной жизни, или чего-нибудь другого подобного, спеши исполнить его. Если же кто выполнил в точности обещанное, то, хотя бы он и не давал других обетов, и для него обя­зательны дела добродетели. Внушая это, Христос говорил: «сделали, что должны были сделать», и при этом сказал притчу о рабе, которому назначена была самая малая работа, но по исполнении ее приказано не возлечь, а ходить и служить (Лк.17:7–10). И другой некто говорит: «когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни» (Еккл.5:3). Ты сделал обет? Исполни его, чтобы смерть, пришедши не воспрепятствовала. Но что, скажешь, мне до этого, когда я не властен в своей жизни? Потому-то и не следует медлить, что тебе неизвестна кончина, что ты не властен в своей жизни и смерти. Так, кажущееся оправдание служит обвинением. Не смерть бывает причиною неисполнения обета, но твоя запоздалость и медленность.

Беседы на псалмы. На псалом 49

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 14-15 Пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя. И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя

Благовременно открыл и досточтимое число Святыя Троицы, и совокупил оное с новым заветом; потому что с ним прияли мы и ведение о Святой Троице. Пророк же вводит разделение не для того, чтобы разделить действия неразделимой и Святой Троицы, а чтобы пророчески научить сему числу потомство. Посему говорит: «пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя, и призови Мя в день скорби твоея». А из сего познаем три Лица, впрочем не в том смысле, что просимое подает или только Бог, или только Вышний, или приемлющий жертву хвалы. Ибо каждое Лице есть и Бог, и Вышний, и Податель благ. Жертвою же хвалы называет Пророк подобающия праведным песнопения, и молитвами – их обеты. Ибо так говорит и в псалме двадцать первом: «молитвы моя воздам пред боящимися Его» (Пс.21:26). Поелику же сказал: «не о жертвах твоих обличу тя»; то показывает наконец, в чем будет обличать.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Ст. 8, 14-15 Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжений же твоя предо Мною суть выну. Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя: и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя

Поистине боговдохновенные псалмы! Если бы Дух Божий не говорил устами Давида, он не мог бы сам так величественно говорить: Я не стану обличать тебя в том, что ты не надлежащим образом приносишь Мне жертвы. Я вижу их: они пред Моими глазами постоянно. Нет, Мне даже не нужны тельцы из дома твоего или козлы от стад твоих. Хотя ты называешь их своими, а они – на самом деле Мои. Мои все звери дубравы, скоты, пасущиеся в горах, и волы. Я знаю по именам всех птиц небесных – и все растительное царство присуще Мне как на ладони. Если бы Я взалкал, не сказал бы тебе об удовлетворении Моего голода – потому что Моя вся вселенная и все, что наполняет ее. Как это божественно, возвышенно! Чего же хочет Бог от человека, если Ему не нужны наши жертвы, потому что они состоят из материалов, взятых из Его же сокровищницы? А вот чего: возблагодари Бога за Его бесчисленные дары тебе, прославь Его за Его благость. Принеси в жертву Богу хвалу. Исповедуй, что все твои блага – Его дары, и помолись Ему, чтобы Он не лишил тебя их и вперед: воздаждь Вышнему молитвы твоя. А когда Он посетит тебя лишением какого-либо блага и ты будешь в скорби, тогда призови Его – и Он избавит тебя, и ты снова прославь Его; и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня.

Дневник. Том I. 1856

Евфимий Зигабен (†1118)

Пожри (принеси в жертву) Богови жертву хвалы

Смотрите, как ясно открывает Господь народу своему, что богопочитание по закону Моисееву неугодно Ему и что Он некогда заменит его богопочитанием новым, по духу Евангелия; ибо жертва, соединенная с хвалением Бога, дана впоследствии в удел именно христианам. Под хвалою разумеется славословие, или благодарение возносимое Богу. И мы, члены Христовой церкви, должны делать то и другое, т. е. и прославлять и благодарить Бога, как приведенные Им из небытия в бытие, как получившие от Него все, что служит к нашей пользе и наслаждению, как воспринявшие от Него свет истинного знания, как наконец вообще получившие столь великие и многоразличные блага от Господа.

И воздаждь Вышнему молитвы твоя

т. е. вознеси пред Вышним молитвы о твоем спасении, ибо ты должен так делать. Или же под молитвами разумеются здесь не молитвы в собственном смысле, а — те обеты, которые даны Богу, чтобы благоугодить Ему, как давали например, обеты иудеи, что они исполнят то или другое угодное Богу, как даем и мы свои обеты Господу, мы—рабы своему Владыке. Но истинно благоугождает Богу только тот, кто посвящает себя служению добродетели, и одно принесение животных в жертву не есть добродетель; почему и язычники за свои жертвы не почитаются людьми добродетельными.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-15 Аще взалчу, не реку тебе: моя бо есть вселенная и исполнение ея. Еда ям мяса юнча? или кровь козлов пию? Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь вышнему молитвы твоя: и призови мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши мя.

Жертвы Богу не нужны для Его питания. Если бы за ними было только такое внешнее значение, то Господу, во власти которого весь мир, они не надобны. Важно в жертве не вещество приносимое, а та «хвала» Богу и те «обеты», которыми должно сопровождаться это приношение. Под хвалою разумеется благоговейное чувство пред Богом, то чувство, которое лежит и в основании обетов, как обязательств, налагаемых на себя человеком добровольно пред лицом Господа, а потому и с сознанием важности их значении. Молитва к Богу при таких жертвоприношениях приятна Ему и Он избавит молящегося в день скорби. Такой человек - праведен пред Ним.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя

Прославление Господа, одушевляющее и сопровождающее внешнюю жертву, признание величия Божия, преданность Господу, вот жертва, какой хочет Бог, и какою только можно воздать сделанные жертвенные обеты. Жертва хвалы – здесь не благодарственная жертва, в противоположность жертве всесожжения, о грехе, преступлении, но внутреннее душевное состояние, сопровождающее всякую истинную жертву, будет ли это жертва умилостивительная, или благодарственная.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 14–15 Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя: и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя

Пожри значит: «принеси жертву». Изречениями этих стихов Господь Бог устами пророка дает понять народу Своему, какая жертва может быть Ему приятна. Если, говорит, хочешь благоугождать Мне жертвою, то пожри, принеси Богу жертву хвалы и вознеси пред Вышним (т.е. Богом) молитвы о твоем спасении. Под молитвами здесь разумеются собственные обеты (как и переведено это слово с еврейского: воздай Всевышнему обеты твои), которые даны Богу, чтобы благоугождать Ему, как давали, например, обеты иудеи, подтверждая завет свой с Богом (Исх. 19:8; Втор. 26:17) в том, что они исполнят то или другое угодное Богу, что они будут послушны Его повелениям (Втор. 23:21), как даем и мы те или другие обещания свои Господу, каковы, например, обеты православного христианина, даваемые им при крещении. Жертва хвалы – это не значит «благодарственная жертва», какая была у иудеев, в противоположность жертве всесожжения о грехе или преступлении, но означает вообще внутреннее душевное состояние, сопровождающее всякую жертву, будет ли то жертва умилостивительная или благодарственная. Прославление Господа, одушевляющее и сопровождающее внешнюю жертву, признание величия Божия, преданность Господу и совершенная покорность Его воле – вот та жертва, какой хочет Бог (1Цар. 15:22) и какою только можно воздать сделанные жертвенные обеты. В словах пожри Богови жертву хвалы – Господь ясно открывает народу Своему, что богопочитание по Закону Моисееву, с кровавыми жертвами, не угодно Ему, и что Он некогда заменит его богопочитанием новым, по духу Евангелия, и такое богопочитание установлено впоследствии в Церкви Христовой, которая «непрестанно (выну) приносит Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15). Кто приносит жертву такого рода, тому Бог внимает, слышит его молитвы и избавляет его от скорби. Продолжая речь Свою чрез пророка, Господь как бы так говорит о сем: ты, Израиль, не только во дни благополучия и радости, но наипаче в день скорби должен ко Мне прибегать и на Меня возлагать всю надежду. Я избавлю (изму тя) тебя от всякой скорби твоей, а ты прославишь Меня жертвой хвалы и благодарения. И что говорит здесь и далее (в следующих стихах) Господь израильскому народу, все то в равной мере приложимо и к новому Израилю, народу христианскому.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible