Скрыть
«соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве».

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Соберите Ему преподобныя Его. Речь обращена как бы к Ангелам, согласно с сказанным: послет Ангелы Своя, и соберут праведных от четырех ветр земных (Мф. 24,31). Завещающыя завет Его о жертвах. Разумеет жертвы духовные.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Соберите Ему преподобныя Его, завещающыя завет Его о жертвах

Для чего он назы­вает здесь преподобными тех, которых намеревается обвинять и судить? Для того, чтобы усилить обвинение и указанием на их достоинство выразить большее наказание. Так и мы, когда видим кого-нибудь согрешившим и хотим сильнее укорить его, называем его по его званию, чтобы тем сделать для него осуждение более тяжким, и говорим: призови диакона, или священника. Иудеи назывались царским священием и народом избранным и много превозносились этим: отсюда он и рас­крывает важность их преступлений. «Принявших завет Его о жертвах». Так как они, совершая бесчисленное множество грехов, допуская столько видов зла, похищая чужое, преда­ваясь корыстолюбию, убивая, прелюбодействуя, смешивая кровь с кровью, думали, что они совершают много доброго и испол­няют закон и завет, когда приносят в жертву овец и тельцов, то он с этой стороны укоряет их и, смеясь над ними, говорит: «принявших завет Его о жертвах», т.е. думаю­щих, что для их спасения достаточно приносить в жертву тела бессловесных животных.

Беседы на псалмы. На псалом 49

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 5-6 «Соберите Ему преподобныя Его, завещающия завет Его о жертвах». «И возвестят небеса правду Его: яко Бог судия есть». В сказанном выше Пророк показал, что суд Его страшен; а в сих и следующих словах открывает несовершенство подзаконнаго служения и небогоугодность приносимых жертв. Преподобными же называет Моисея, Аарона, Елеазара, Финееса и всех, которые после них священствовали под законом. Им-то повелевает Бог собраться, не для того, чтобы подвергнуть их наказанию, как мысливших что-либо противное (потому что Богом дан закон, и закону повинуясь, каждый из поименованных нами приносил жертвы); но чтобы посредством настоящаго показать им собственную Свою цель и, положив конец учению, которое прилично было младенцам, преподать учения совершенныя. По совершении же сего, говорит Пророк, дивятся небеса правдивости определения, а под небесами разумеет небесныя Силы.

Евфимий Зигабен (†1118)

Соберите Ему преподобныя Его.

Под преподобными разумеются те израильтяне, которые стараются вести жизнь праведную и которые посвятили себя на служение одному Господу.

Завещающыя завет Его о жертвах.

Т.е. тех преподобных, поясняет далее пророк, которые думают, что принося жертвы свои Господу, они тем самым исполняют завет Божий в отношении их. Под заветом разумеется здесь закон, некогда данный Богом народу израильскому. Соблюдая, как мы сказали, только одни касающиеся жертв предписания закона, они думают, что уже исполнили весь закон и, вследствие этого, хвалятся своими жертвами и считают себя самыми угодными Богу людьми. Соберите же к Нему, говорить пророк, этих преподобных, соберите, разумеется, в то именно время, когда происходило чтение пророческих речений пред народом.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Соберите ему преподобныя его, завещающыя завет его о жертвах.

«Святых Моих», т. е. евреев, которые призваны Богом быть народом святым (Исх XIX:6). - «Вступивших в завет со Мною при жертве» - разумеются жертвы, принесенные евреями при Синае, как внешний знак торжественности момента.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Соберите Ему преподобныя Его, завещающыя завет Его о жертвах

И вот теперь, когда все приготовлено, дается повеление исполнителям суда (ангелам?) привести обвиняемых. По LXX, говорит не сам Бог, но высший ангел к низшим исполнителям суда. Преподобными (святыми) называются и нечестивые израильтяне, как принадлежащие к языку святому (Исх. 19:6). Завещавающие – осуществляющие завет. Весь Ветхий Завет основывался на жертвах (Исх. 24 и д.); если жертва приносилась в истинном духе, с отвращением от греха, то тем самым исполнялся закон, завет. Всякий израильтянин, приносящий надлежащим образом жертву, продолжал как бы заключение завета; всякая истинная жертва была как бы заключением завета. Обвиняемые думали, что и они своими жертвами заключают завет; но этого не было.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 4–5 Призовет небо свыше и землю, разсудити люди Своя. Соберите Ему преподобныя его, завещающыя завет его о жертвах

Как древле при Моисее Господь свидетельствовался небом и землею в верности Завета Своего с народом израильским, так и ныне грядущего на Суд Господа пророк изображает призывающим небо и землю во свидетели Суда над народом Завета, дабы показать важность сего суда и устрашить живущих. И вот, когда все приготовлено, дается повеление исполнителям суда (ангелам) привести обвиняемых, т.е. иудеев, которые называются здесь преподобными, как принадлежащие к «языку святому» (Исх. 19:6): соберите Ему преподобныя Его. Еврейским словом хасидим, т.е. святые, означались евреи в противоположность язычникам. Завещающие завет Его о жертвах, т.е. пусть предстанут на суд пред Богом те, которые думают, что принося жертвы свои Господу, они тем самым исполняют Завет Божий в отношении их к Богу. Под Заветом разумеется здесь Закон, данный некогда Богом народу израильскому, и весь этот Завет основывался на жертвах. Соблюдая только одни касающиеся жертв предписания сего Закона, они думали, что исполняют уже весь Закон и потому хвалились своими жертвами и считали себя самыми угодными Богу людьми. Их-то и повелевается теперь собрать на Суд Божий. Изъясняющие этот стих в смысле второго пришествия Господня говорят, что призовет небо свыше – это значит, что Господь от вышней части мира (свыше) повелит предстать пред Ним всем ангелам, как сказано в Евангелии: «Егда приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии ангели с Ним» (Мф. 25:31), а от нижней части призовет землю, т.е. всех людей, живущих и живших на земле от создания мира и до кончины его. «И соберутся пред Ним все народы для того, чтобы разсудити Ему люди Своя. И разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ» (Мф. 25:32). Тогда речет Судия ангелам: Соберите Мне преподобныя Моя, т.е. всех верных Моих, «ибо неверующий уже осужден есть» (Ин. 3:18), – соберите тех, которые в Ветхом Завете посвящаемы были Богу чрез обрезание, а ныне посвящаются чрез крещение, завещающих завет, т.е. верующих христиан, которые вступают в завет с Богом силою и действием крестной жертвы Христа Спасителя.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible