Скрыть
Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 7-8, 12 Услышите людие Мои, и возглаголю вам. Вводя новые законоположения, чтобы не принял кто-нибудь их за человеческое слово или слово какой-либо ангельской силы, предпоставляет слова: Бог, Бог твой есмь Аз. Я — Тот самый, Который изначала и доныне показал роду вашему великие чудеса. Из того, что постановляю теперь иные законы, не заключай, что и Я — иной. Напротив того, Я — Тот самый, Кто чрез Моисея дал законы о жертвах. Свидетельствую же тебе, что не будешь обвинен, преступив Моисеевы законы. Ибо Я сам, повелевший там отроку Моему, что было полезно, теперь свидетельствую, что нет для тебя нужды сохранять узаконенное о жертвах. Если и не приносишь жертв, то и в сем случай они уже принесены. Всесожжения твоя предо Мною суть выну, хотя и не приносятся тобою. Если же всеми мерами стараешься приносить Мне жертву, как нечто досточестное и необходимое, то со всею уверенностью выслушай, что ничего этого не прииму от тебя, потому что все это для Меня излишне. И животные, пасущиеся в полях, и волы, и скоты, и птицы небесные, и красота сельная — все это Мое, и ни в чем не имею Я нужды. А если бы и была Мне когда потребность в пище, то не столько Я скуден, чтобы просить чего-либо подобного у тебя. Моя бо есть вселенная. Какие же предложишь Мне угодные жертвы? Хвалу, песнопение, богословы. Когда исполнишь это, тогда, как исполнивший Божественный закон, приимешь в воздаяние, что будешь услышан, как скоро призовешь. И показывая, к какому народу обращает эту речь, присовокупил: Израилю, и засвидетельствую тебе. Потом указывает на собственное Свое владычество: Бог, Бог твой есмь Аз. Я — Бог, избавивший тебя от египетского рабства, обративший море в путь, препитавший в пустыне, давший тебе тот Закон. Ибо не почитай Меня иным законодателем, видя различие законов.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Аще взалчу, не реку тебе: моя бо есть вселенная и исполнение ея

Далее, смеясь над ними и стыдя их, чтобы сделать обличение более разительным, Он говорит: «если бы Я взалкал, не сказал бы тебе (о сем): ибо Моя вселенная и что наполняет ее». Так как Он дозво­лил жертвоприношения для того, чтобы мало-помалу отклонить от них иудеев, а они привязались к столь маловажной вещи и не получили себе никакой пользы от такого снисхождения, то, беседуя с ними несколько чувственно и человекообразно, Он говорит: «если бы Я взалкал, не сказал бы тебе (о сем)», т.е. Я не алчу, потому что Бог «ниже взалчет, ниже утрудится» (Ис.40:28); и если бы Я хотел при­нимать такое служение, не имел бы недостатка в бесчислен­ных жертвах и всесожжениях. Все это предо Мною в вели­ком изобилии; но будучи Господом и Владыкою всего, Я хочу получать от тебя Свое, чтобы этим путем привлечь тебя к Моей любви и отклонить от привязанности к пустым вещам.

Беседы на псалмы. На псалом 49

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная, и исполнение ея». Если потребуется Мне пища, не имею нужны в твоем подаянии; потому что Я – вместе Творец и Владыка всякой твари. Потом дает видеть безстрастие естества Своего.

Евфимий Зигабен (†1118)

Аще взалчу, не реку тебе.

В этих словах заметна как бы некоторая ирония, с какою Господь порицает неразумие тех, которые думают, что Бог нуждается в жертвенной пище. Господь как бы так говорит, обращаясь к своему народу: Если бы Я и действительно взалкал когда либо, как ты, народ Мой, ошибочно думаешь обо Мне, то и в таком случае Я не обратился бы к тебе с просьбою, чтобы ты дал Мне есть. И слушай, какая тому причина:

Моя 6о есть вселенная и исполнение (полнота) ея.

Так как вся вселенная Моя, то Я и могу взять от Меня же Самого, что Мне нужно.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-15 Аще взалчу, не реку тебе: моя бо есть вселенная и исполнение ея. Еда ям мяса юнча? или кровь козлов пию? Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь вышнему молитвы твоя: и призови мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши мя.

Жертвы Богу не нужны для Его питания. Если бы за ними было только такое внешнее значение, то Господу, во власти которого весь мир, они не надобны. Важно в жертве не вещество приносимое, а та «хвала» Богу и те «обеты», которыми должно сопровождаться это приношение. Под хвалою разумеется благоговейное чувство пред Богом, то чувство, которое лежит и в основании обетов, как обязательств, налагаемых на себя человеком добровольно пред лицом Господа, а потому и с сознанием важности их значении. Молитва к Богу при таких жертвоприношениях приятна Ему и Он избавит молящегося в день скорби. Такой человек - праведен пред Ним.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 12–13 Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная и исполнение ея. Еда ям мяса юнча? или кровь козлов пию

Если бы Я и взалкал, говорит Господь, и тогда не стал бы просить у тебя пищи, не стал бы говорить тебе (не реку тебе) о том, потому что вселенная Моя, и все, что на ней есть и делается, – все это Мое. Притом же Я не таков, как языческие боги, которым приносят служители их вещественную пищу. Я в такой пище никогда не нуждаюсь как Дух бестелесный и беспредельный – ем ли Я мясо волов и буду ли пить кровь козлов?

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible