Скрыть
Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 5-6 Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя: болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя

Одержаша мя болезни смертныя. Упоминает здесь не о какой-либо брани с смертными, но о невидимых силах, внутренно окружавших душу его. И потоцы беззакония смятоша мя. Болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя. Потоцы беззакония суть беззаконные помыслы; они же самые, если остаются в нас надолго, называются болезнями, а если умерщвляют нас действующим в нас грехом, именуются и сетями.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 5-6 Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя: болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя

Болезнями смертными и адовыми называет угрожающия смертию опасности. Ибо, как болезни бывают при самом рождении, так великия опасности приближают к смерти. «Потоками же беззакония» наименовал несправедливыя и частыя нападения врагов. Ибо, как поток, принимая в себя оттуда и отсюда стремящиеся стоки вод, разливается внезапно; так Саул и другие враги производили на него набеги. «Сетями» же «смертными» назвал засады, ибо что сеть для безсловесных, то для воюющих засада; и то и другое служит средством нанести вред скрытно.

Евфимий Зигабен (†1118)

Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя

Одержаша (объяли) мя, говорит пророк далее, болезни смертныя

Болезни смертные суть собственно болезни родов, и здесь это выражение употреблено в значении не собственном. Болезни смертные мужчин суть те муки души, которые порождают в ней постигающие нас скорби, подобно тому как болезни смертные женщин суть муки, которые испытывают беременные женщины при родах. Но болезни последних скорее можно назвать болезнями жизни, а не смерти, или смертными потому, что рождается с болями, производится на свет и к жизни новое существо, носимое ею доселе в своей утробе; тогда как при болезнях первого рода бывает совершенно наоборот, действительно болезни смертные, так как они способны перенести во мрак смерти того, кого захватывают. В приложении к себе пророк хочет выразить приведенными словами ту мысль, что он охвачен был невыразимыми скорбями, и что он испытывал всю тяжесть этих скорбей.

И потоцы беззакония смятоша (смяли) мя

Потоками беззакония пророк называет те скоропроходящие внезапные и вместе стремительные набеги, которые делали в его царствование на народ Божий беззаконные народы языческие. Их набеги, говорит он, были подобны потокам, которые вдруг среди зимы, во время оттепели, образуются и начинают течь внезапно и стремительно. Так действовали и эти враги пророка, искавшие всегда случая отнять у него жизнь. Посему очень кстати употреблен здесь глагол смятоша, ибо подобные потоки все, что встречается им на пути, уносят с собою и кружат. Сам я, как бы так говорит пророк, был смят и закружен коварными планами врагов, устрашаемый внезапным и стремительным ходом событий.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя:

Отсюду начинает Пророк подробнее повествовать о восприятых от Бога благодеяниях: и, во-первых, глаголет о том, что он безчисленными опытами дознал, колико рука Божия крепка и мощна ко отражению всякаго рода зол. И не дивно, что он стихотворческим высоким слов прибором распространяется во изъяснении того, что бы мог простым и умеренным изобразить штилем. Ибо Дух Святый, желая с кичливыми злых людей умами в брань вступить, вооружил здесь Давида иперболическим витийством, дабы возбудить мир как бы от сна к размышлению о Божиих благодеяниях. Ибо как нет толь ощутительныя Божия помощи, которую бы злость человеческая не помрачила, то Давид, дабы сильнее поразить чувства наши, глаголет, что спасение, устроенное ему Богом, во всем творении мира явственно было. Сие намерение его заметить должно, дабы мы не думали, что он в высоком слоге своем не сохраняет меры. Сущность слов состоит в том, что Давид, находяся в крайностях, всегда прибегал к помощи Божией и чудным образом сохраняем был. Что касается до слов, то Евреи нарицают болезньми и сетьми смертными все то, что умерщвляет человека, или что клонится к погибели его: аки бы сказал, что он опасностьми смертными аки бы сетьми отвсюду был окружен. Болезни адовы то же означают, что и опасности смертныя. Ибо как прежде пришествия Христова все умирающие во ад нисходили: сего ради Пророки и смерть и ад за одно и то же полагают. Потоками беззакония нарицает насильственныя стремления врагов, или наветы людей беззаконных, которыми влечен был на смерть аки корабль на крушение.

Одержаша мя, глаголет, болезни смертныя. То есть, такия опасности отвсюду окружали меня, что я отчаявался о моей жизни, и потому объят был такими болезньми, какими обыкновенно объемлются те, которые видят предстоящую смерть. Потоцы беззакония смятоша мя. То есть: оныя болезни происходили от того, понеже беззаконные люди, нападая, в такое смятение приводили, какому обыкновенно подвержены бывают те, которые стремлением вод уносятся и поглощаются. Следующия слова: болезни адовы обыдоша мя, и: предвариша мя сети смертныя, имеют тот же разум, как уже сказано, и положены для означения разнообразных вражеских наветов.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст. 5-6   Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя: болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя

Ст. 5-6   Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня; Цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня.
 

Одержаша мя болезни смертныя, т.е. сильные болезни или душевные скорби, сокрушающие силы, приводящие к смерти и низводящие во ад, т.е. в могилу, потому в следующем стихе называются болезням адовыми: болезни адовы обыдоша мя. «Болезнями смертными и адовыми, – говорит бл. Феод., – называет угрожающие смертию опасности». Потоцы беззакония смятоша мя, т.е. множество беззаконий смутили меня. «Потоками беззакония, – говорит бл. Феод., – наименовал несправедливые и частые нападения врагов, которые подобно потоку, устремились на Давида и окружили его».
С Евр.: «Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня». «Потоцы беззакония, – говорит св. Афанасий Ал., – суть беззаконные помыслы; они же самые, если остаются надолго, называются болезнями, а если умерщвляют нас действующим в нас грехом, именуются и сетями». Предвариша мя сети смертные. Бл. Феодорит под сетями смертными разумеет засады; ибо «что сеть для бессловесных: то для воюющих засада». 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя

«Объяли меня муки смертные» - со всех сторон окружали опасности, грозившие смертью. - «Потоки беззакония», с евр. «потоки Валиалэ». Это название означает человека дурного т. е. меня окружили люди, целые потоки нечестивых людей и злых.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 5-7 Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя. Болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя – сети смертныя! И внегда скорбети ми, призвах ГОСПОДА, и – к БОГУ моему воззвах! Услыша от храма святаго Своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет – во уши Его.

Ст. 5-7 Одержали меня болезни смертельные, и потоки беззакония – в смятение привели меня. Болезни адския объяли меня, раскинулись предо мной – сети смерныя! Но во время скорби моей я призвал Господа, и к Богу моему воззвал: Он услышал от храма святого Своего голос мой, и вопль мой пред Ним внидет в уши Его.

     Болезненно воспоминает затем он во второй части (ст. 5–7), как окружали, захватывая его, болезни смертные, потоки беззакония, болезни адовы, чтобы погубить: но „к Богу моему я воззвал, и Он услышал глас мой от храма святого Своего‟.

     Ст. 5–6. Отсюда начинает Пророк подробнее повествовать о восприятых от Бога благодеяниях. И во-первых, говорит о том, что он бесчисленными опытами дознал, насколько рука Божья крепка и мощна к отражению всякого рода зол. Арх. Ириней в поэтическом языке XVII псалма усматривает нарочитое намерение Духа Святого, „вооружившего здесь Давида иперболическим витийством‟, дабы с кичливыми умами в брань вступить, и возбудить мир как бы от сна – к размышлению о благодеяниях Божиих. И оттеняет при этом, что, „так как нет столь ощутительной Божией помощи, которую бы злость человеческая не помрачила, то Давид, дабы сильнее поразить чувства наши, и говорить, что спасение, устроенное ему Богом, во всем мире явственно было‟...‟Болезни смертные‟... Болезнями и сетями смертными „евреи нарицают все то, что умерщвляет человека... Болезни адовы то же означают. Ибо как прежде пришествия Христова все умирающие в ад сходили: сего ради Пророк и смерть, и ад за одно полагает... „Потоцы беззакония‟... беззаконные люди, нападая, в такое смятение приводили, какому подвержены бывают те, которые стремлением вод уносятся и поглощаются.

     Ст. 7. Под именем вопля псалмопевец жаркое и сильное движение сердца означает. Потом, называя Бога своим („Богу моему‟) отличает себя от ложных богомольцев или лицемеров, которые, хотя, будучи принуждены необходимостью, Бога и призывают, но не усердно и не с чистою верою молятся Ему.... Под именем храма в семь месте разумеется не святилище в Иерусалиме, (как часто в других местах), но небо, которое есть храм нерукотворенный и святой, то есть, никакой скверне непричастный.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–6 Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя: болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя

Болезни смертныя, т.е. сильные болезни или скорби душевные, приводящие к смерти; потоками беззакония называет насильственные стремления врагов, или козни людей беззаконных, которые, подобно водному потоку или ручью, устремились на Давида, окружили и навели страх на него. Болезни адовы – то же, что и болезни смертные – означают опасности, угрожавшие смертью, которая до пришествия Христова на землю всех людей низводила во ад. Предвариша мя сети смертныя – под сетями разумеются засады от врагов, – значит и это последнее выражение указывает на множество опасностей и страшных нападений, которыми со всех сторон окружен был Давид.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible