Скрыть
Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя!

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 2-3 Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него: Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой

Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя. Господь утверждение мое и прибежище мое. Сознавая Божии благодеяния, приносит Богу величайший из даров, именно любовь, которую Спаситель и в заповедях поставил на первом месте.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 2-3 «Возлюблю Тя Господи крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на Него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой

За благодеяние Пророк воздает любовию; потому что ее одну и может принести в дар Богу облагодатствованный им. Любовь и Бог узаконил в начале законоположения. Ибо сказано: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея и от всея силы твоея» (Втор.6:5). А за любовию следует угождение любимому; потому что «любы вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает» (1Кор.13:7-8). Блаженный же Давид дает обещание любить Бога, не как уже исполнивший сие совершенно, но как недопускающий и возможности насытиться сею любовию. Потом переименовывает божественныя благодеяния, и из списка полученных им благ делает список имен Божиих, и называет Бога «крепостию», как приявший крепость; «утверждением», как соделавшийся твердым против врагов; «прибежищем», как имевший Бога стеною и твердою оградою; «избавлением», как избавленный Богом от неприязненных; «помощником», как сподобившийся от Него помощи; «защитителем», как имевший Его при времени споборником; «рогом спасения» и «заступником», как спасенный Его промышлением. Употребил же выражение: «рог спасения» в переносном смысле, заимствовав оное от животных, которые рогами отражают неприятелей.

Евфимий Зигабен (†1118)

Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя

Многие, говорит, и великие благодеяния получил я от Тебя, Господи, но сам я не имею чем воздать Тебе за них. Ибо что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? (Пс. 115,3) Для меня одно только и возможно, это я и сделаю, именно: я возлюблю Тебя, Господи. Это однако же не значит, будто я не любил Тебя прежде, до сего времени; а только значит, что я возлюблю Тебя теперь с особенною силою. И возлюбить Тебя таким образом я обязан. Такова самая первая твоя заповедь. И возлюбиши, говорит она, Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и от всея силы твоея (Втор. 6,5). Крепостию пророк назвал Господа, желая показать, что именно Господь подкреплял его немощь в той борьбе, какую он должен был вести с многочисленными и весьма сильными врагами своими.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст. 2-3   Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на Него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой

Ст. 2-3   Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!  Господь, твердыня моя и прибежище мое, избавитель мой, Бог мой, – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое
 

Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя. Сих слов нет во 2Цар. 22:2, – где сей псалом прямо начинается: Господи каменю мой, утверждение. «Давид, – говорит св. Аф., – сознавая Божии благодеяния, приносит Богу величайший из даров, именно любовь». Слова: крепость, утверждение, прибежище, Избавитель, Помощник, Защититель, рог спасения, Заступник, означают, по бл. Феодориту, благодеяния Божии и разные блага в деле спасения от врагов, полученные Давидом.

Толкование на Псалмы

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 2-4 Возлюблю Тя, ГОСПОДИ, крепосте моя. ГОСПОДЬ – утверждение мое и прибежище мое, и избавитель мой, БОГ мой, помощник мой, и уповаю на Него! – Защититель мой, и рог спасения моего, и – Заступник мой! Хваля призову ГОСПОДА, и от враг моих спасуся.

Ст.2-4 Возлюблю Тебя, Господи, – крепость моя! Господь – твердыня моя и прибежище мое, и Избавитель мой – Бог мой, Помощник мой и уповаю на Него! Защитник мой, и рог спасения моего, и – Заступник мой! Хваля, призову Господа, и от врагов моих спасуся.

     1-я часть (ст. 2–4) представляет собой излияние горячей, осознанной, издавна нараставшей, благодарно-сыновней любви Давида к Богу – Надежде, Прибежищу и Защитнику его, о Котором он знает, что как только в трудную и опасную минуту в преследованиях призовет, хваля, Его на помощь, – то от врагов своих спасется.

     В ст. 2-3 Пророк начинает псалом „от любве, которой он тщится (старается) поблагодарить Бога за благодяния, оказанные ему. Ибо сию едину жертву может принесть Богу, благодетелю своему, человек облагодетельствованный, как и Сам Бог в самом начале закона положил: „возлюбиши Господа Бога твоего‟... Обещает же блаженный Давид возлюбить Бога не потому, что аки бы доселе не имел к Нему любви, или как бы несовершенно сие исполнил, но лишь потому, что не терпит он иметь сытость в любви. Потом к каждому благодеянию Божиему приличное наименование присовокупляет, и по числу полученных благ число имен Ему умножает, называя Его – крепость моя, утверждение мое и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой... Защититель мой, Заступник мой и рог спасения моего.‟ Это последнее выражение уясняется тем, что в Иерусалимском храме у краев жертвенника поднимались как бы роги животных, и невольные убийцы, когда схватывались за них, избавлялись от опасности смерти.

     В ст. 4-м Давид передает кратко сущность глубоко религиозного отношения человека к самой грозной опасности, постигшей его. Ибо говорит: как только „призову Господа‟, и призову – хваля (более чем прося, – от несомненности надежды на Него), и тут же „от враг моих спасуся‟.
     

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 2–3 Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на Него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой

Испытав, в продолжение всей своей жизни, постоянно изливаемые на него милости и благодеяния Божии, многократно и многообразно облагодетельствованный, чем другим пророк мог выразить чувства благодарности к Богу, какую лучшую жертву мог принести Ему как не выражение крепкой любви своей к Богу? И Сам Господь Бог ничего высшего и большего не требует от человека, как той же самой любви: «Возлюбиши Господа Бога Твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею» (Лк. 10:27; Втор. 6:5). Стараясь всеми силами души своей выразить эту любовь и всецелую преданность свою Богу, Давид как бы не находит слов для выражения чувства благодарности за многие и различные благодеяния, оказанные ему Богом. Возлюблю Тебя, Господи, говорит он, крепость моя! Господь твердыня (каменный утес, petra) моя и прибежище мое (укрепленное место), Избавитель мой, Бог мой, скала моя; и на Него я уповаю, щит мой, рог спасения моего и убежище мое. Все эти слова и выражения пророка понятны и близки сердцу человека верующего и уповающего на Бога. Во всякой нужде и скорби прибегающий к Богу находит в Нем Защитника и Избавителя, убежище, неприступную скалу, которую не может сокрушить никакая злая сила, не может повредить никакой враг. Выражение рог спасения нередко употребляется как у псалмопевцев, так и у других богодухновенных писателей. Слово «рог» часто означает силу, крепость. Некоторые из бессловесных животных одарены от природы рогами, которые служат им орудием для защиты от нападения со стороны других животных или для спасения от какой-либо опасности. Отсюда, без сомнения, у евреев в их образную, искусственную речь вошло выражение «рог спасения». Затем это выражение имело, конечно, связь с существовавшим у евреев обычаем в случае тяжкой беды, угрожавшей смертною казнью, прибегать к жертвеннику храма, ухватиться и держаться руками за роги этого жертвенника (Исх. 27:2), и здесь ожидать милости и спасения. Хотя это не всегда спасало от беды и смерти (3Цар. 1:52), тем не менее от утвердившегося обычая произошло то выражение, которым наилучшим и общепонятным образом высказывалась спасительная сила Божия (Лк. 1:69), всегда готовая на помощь всем призывающим ее.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible