Скрыть
Наклонил Он небеса и сошел, – и мрак под ногами Его.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его

И приклони небеса и сниде. Самым ясным образом пророчествует о снисшествии Господа. И это почти тоже, что и сказанное: смирил Себе даже до смерти (Флп. 2, 8). И мрак под ногама Его. Дает разуметь сокровенность домостроительственного пришествия и невидимость Божию, чтобы сказанное им не увлекло нас в плотские понятия.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его

Господь, принявши наше естество, сделался рабом, что­бы рабов сделать свободными: «наклонил Он небеса и сошел», чтобы пребывающих долу возвести на небо. «Наклонил небеса»; не сказано: оставил небеса и сошел, но «наклонил», чтобы для тебя сделать более легким восход на небеса.

Беседа о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 10-13 И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его. И взыде на херувимы и лете, лете на крилу ветреню. И положи тму закров Свой: окрест Его селение Его: темна вода во облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное

«И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его. И взыде на Херувимы: и лете на крылу ветреню. И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его». И здесь опять, изображая пришествие Божие, приводит слушателей в не малый страх. Впрочем мы не постигаем ни низхождения, ни восхождения Божественнаго естества, потому что Божество неописанно, повсюду пребывает, и все обдержит. Научаемся же чрез это разным способам домостроительства, потому что Бог является людям, иногда с благоволением, иногда в велелепии; а в иных случаях, с намерением внушить страх, являет нечто чудное и необычайное. Поэтому слова: «приклони небеса и сниде», будем разуметь так, что явил собственное Свое пришествие. А мраком под ногами означается невидимость пришествия, восхождение же на Херувимов и полет ветров показывают скорость пришествия; словами: «положи тму закров Свой» означается незримость естества, и словами: «окрест Его селение Его» – сущий окрест Его свет: почему и блаженный Павел сказал: «Един имеяй безсмертие, и во свете живый неприступнем» (1Тим.6:16).

«Темна вода в облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша», то есть, как от густоты облаков воздух, сделавшись мрачным, издает блистание молнии; так Бог всяческих, будучи невидим, источает лучи разумнаго света, и карательным огнем наказывает живущих лукаво. Сие дал разуметь Пророк, присовокупив: «град и углие огненное».

Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)

И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его

[Выражения] «судьбы Твои как великая бездна» (Пс. 35:7) и «мрак под ногами Его» имеют [один и тот же] смысл. [Под выражением] «под ногами Его» следует понимать вещи, которые [находятся] далеко от Него. Ибо непознаваемы созерцания суда, заботы и руководства разумными существами Бога.

«Мрак» [означает] духовный ум, поглощенный изумлением посредством понимания духа, которое внезапно нисходит в душу и без [всяких] движений возвышает ум посредством сокрытия от него всех видимых [вещей] в незнании и чистоте мыслей. Ум пребывает в покое, как мрак над городом, препятствующий материальному видению вещей.

Первое слово о знании

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его

Какой это мрак? Плоть Господа. Сошел Он и облекся плотию, как облаком примрачным.

Слова. Слово 45

Евфимий Зигабен (†1118)

И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его

И приклони (наклонил) небеса и сниде

Желая показать нам тайну воплощения Божия, пророк сказал, что Господь наклонил небеса до самой земли и сошел на нее тихо без малейшего шума. Ибо Он вселился в девической утробе тайно от всех сил. Пророк описал здесь эту тайну воплощения Божия несколько чувственным образом, как это становится особенно приметным из дальнейшего его рассказа. Так он говорит далее:

И мрак под ногама Его

Под мраком разумеется тьма, под ногами—самое шествие Божие или Его нисхождение на землю; так как причина вочеловечения Его, равно как и самый образ оного остались непостижимыми для всех. Или иначе: подобно тому как люди земли, или т. е. жители земли, называются нередко в Писании просто землею, жители небесные или ангелы называются иногда небом. Их-то именно и наклонил Господь к земле, когда Сам сходил на нее. Ибо написано в евангелии: и се Ангели приступиша и служаху Ему (Матф. 4,11). Но это схождение Божие должно понимать не телесно, а духовно, потому что Бог неописуем, Он выше всякого нашего понимания и неизречен.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама его.

Облака и пары, которыми закрывается небо, сравнивает Давид с густым дымом, исходящим из ноздрей разгневаннаго человека: чрез что дает знать, коль есть страшен гнев Божий, когда единым дохновением своим помрачает небо, и отъемля сияние солнца и звезд, покрывает нас тьмою. Сему соответствуют и следующия за сим слова: огнь от лица Его воспламенится, которыя означают, что Бог без малейшаго усилия, как скоро дым испустит из ноздрей и уста Свои откроет, тот час огнь возгорится, который дымом своим весь мир помрачит, а потом все в пепел обратит. Оныя слова: углие возгореся от Него, присовокупляет для различия скоро исчезающаго пламени. Преклонение небес означает воздух, облаками покрытый. Ибо когда густые пары покроют его, то кажется, что облака как бы над главами нашими висят. Мрак же означает мглу или пасмурное небо; не токмо же сие, но и страх, который производит в нас Бог ближайшим присутствием величества Своего, и обуздывает безпечность тех, которые, при ясном небе забывая Его, препровождают время в веселостях и забавах.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.10   Приклони небеса, и сниде, и мрак под ногама Его.

Ст.10   Наклонил Он небеса и сошел, – и мрак под ногами Его.
 

 «Самым ясным образом, – говорит св. Афан., – Давид пророчествует о снисшествии Господа. Словами: мрак под ногама Его – дает разуметь сокровенность домостроительственного пришествия и невидимость Божию»

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама его

Обычный образ явления Бога ветхозаветному человеку - в тучах и облаках, поэтому «наклонение небес и мрак под ногами Бога» - появление тучи.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его

Преклони небеса; так как во время грозы, когда облака опускаются низко, небо представляется как бы нагибающимся.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст. 9-10 Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него. И преклони небеса и сниде, и мрак – под ногами Его.

Ст.9-10 Поднялся дым гневом Его, и огонь от лица Его воспламенился, (и) уголья загорелись от Него. И (Он) преклонил небеса и снизошел, и мрак под ногами Его.

     И дальше, в 3-й части (ст. 8–16) описывает в возвышенных образах и картинах особенные пути Божественного мироправления, те грозные знамения, в которых, как при законодательстве Синая, является на помощь Господь: и землетрясение, когда двигались основания гор, и огонь и дым, в гневе Его поднимавшиеся в высоту. Во мраке закрова Своего, взойдя на херувимов, на крыльях ветра летит Господь, рассылая стрелы молний Своих и устрашая всех раскатами грома – голоса Его. И открылись основания вселенной, явились источники водные – „от дохновения духа гнева Твоего, Господи‟.

     Ст. 9–10. Оные слова „углие возгореся‟ присовокупляет для различия скоро исчезающего пламени. Преклонение небес обозначает воздух, облаками покрытый. Ибо когда густые пары покроют его, то кажется, что облака как бы над нашими головами висят. Мрак же означает мглу или пасмурное небо; не только же сие, но и страх, который производит в нас Бог ближайшим присутствием величества Своего, и обуздывает беспечность тех, которые, при ясном небе забывая Его, препровождают время в веселостях и забавах.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 9–10 Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него. И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его

В русском переводе с греческого это место псалма читается так: «Взвился дым от гнева Его, и огонь от лица Его воспламенился: угли горели подле Него. И наклонил Он небеса и сошел: и мрак под ногами Его». Первая половина этих изречений (ст. 9) напоминает погибель нечестивых городов ханаанской земли Содома и Гоморры (Быт. 19:24), когда нечестие и беззакония жителей этих городов воспламенили гнев Божий, и Господь пролил на Содом и Гоморру дождем серу и огонь с неба, ниспроверг города сии, и всю окрестность, и всех жителей их, и превратил всю местность в сланое, или так называемое Мертвое море. При этом истреблении нечестивых городов дым подымался с земли, как из печи, и от горения жилых помещений и городских построек немало было горевших углей. Вторая же половина (ст. 10) речи еще яснее указывает на другое важнейшее событие в жизни еврейского народа, когда «сниде Господь на гору Синайскую, на верх горы, и воззва Господь Моисея на верх горы» (Исх. 19:20); когда весь народ, приготовленный Моисеем для выслушания Закона Божия, стоял под горою, а гора горела огнем до самых небес, и была тьма, облако и мрак (Втор. 4:11). Таково буквальное, простое понимание псаломских изречений. Но мы не должны забывать, что Давид был не только псалмопевец, но и боговдохновенный пророк, в изречениях которого священные толкователи – св. отцы Церкви – видят пророчества о будущих судьбах Церкви, или, что то же, Царства Христова. Так и в рассматриваемых изречениях под огнем и дымом св. отцы разумеют гнев Божий, коим Господь угашает силу огня демонского, или бесовского. Злые духи взяли власть над грешным родом человеческим. Пришедший на землю Сын Божий, как «огнь поядающий» (Евр. 12:29), лишил их этой власти: Он чудесно изгонял бесов из людей, много лет одержимых ими, и ясно предрек, что «ныне князь мира сего (диавол) изгнан будет вон» (Ин. 12:31). От лица огня Божественного возгоравшиеся угли означают апостолов и других людей, возгоравшихся верою и просвещенных светом учения Христова. Словами: приклони небеса и сниде, по изъяснению св. отцев, Давид ясно пророчествует о снисшествии Господа с небес на землю. Под мраком они разумеют тьму, т.е. неясность, или сокровенность Божества под образом человечества. Под ногами – самое шествие Сына Божия, или нисхождение на землю; так как причина вочеловечения Его, равно как и самый способ оного, были непостижимы для людей.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible