Скрыть
Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 13-19 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его

Восходит на гору для того, чтобы помолиться. Поскольку пред сим творил чудеса то после совершения чудес молится, конечно, в урок нам, чтоб мы благодарили Бога, как скоро сделаем что-либо доброе, и приписывали бы то силе Божией. Или поскольку Господь намеревался рукоположить апостолов, то по этому случаю восходит на гору для молитвы в наставление наше, что и нам, когда намереваемся рукоположить кого, сначала должно молиться, чтоб открыт был нам достойный того и чтобы мы не делались участниками «в чужих грехах» (1Тим. 5:22). А что и Иуду избирает в апостола, то отсюда мы должны понять, что Бог не отвращается человека, имеющего сделать зло, из-за будущего его злого дела, но что за настоящую его добродетель сподобляет его чести, хотя бы он впоследствии сделался худым человеком. Евангелист перечисляет имена апостолов по поводу лжеапостолов, дабы знали истинных апостолов. Сынами громовыми называет сынов Зеведея, как особенно великих проповедников и богословов.

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 13-14 Потом взошел (Господь) на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать

Не нанизывай подвигов, не кидайся в служения ради Бога… Господь Сам зовет нужных Ему рабов на вечное служение веры и любви. В служении будь тем, кто ты есть, на что ты уже призван. Имей чуткую совесть и слушай ее зова, когда Господь внушит новый долг служения и подвига… Всегда проверяй свои мысли опытным советом раба Господа!

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

13. Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.
14. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,
15. и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;
16. поставил Симона, нарекши ему имя Петр,
17. Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»,
18. Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита
19. и Иуду Искариотского, который и предал Его.

 

   «Взошел на гору»: близлежащую, недалеко от Капернаума (см. прим. к Мф.5:1).

   «Позвал к себе, кого сам хотел»: из множества следовавшего за Ним народа Он позвал к себе на гору тех, кого намеревался особенно приблизить к себе, сделать своими ближайшими учениками – апостолами.

   «И поставил двенадцать»: (об избрании 12 Апостолов см. Мф.10 и дал. и прим. к этих стихам), «чтобы с Ним были» и пр.: чтобы были ближайшими и постоянными Его учениками и помощниками в проповеди евангельской и в деле устроения новозаветной церкви словом и действиями, для чего им теперь же дарованы чрезвычайные духовные силы и средства (Мф.10:1).

   «Симона, нарекши ему имя – Петр»: это имя наречено было Симону еще ранее, при первой встрече Господа с ним (Ин.1:42), теперь же только подтверждено, равно как и еще впоследствии, по исповедании им Господа Мессиею, Сыном Бога живого (Мф.16:15-18).

   «Воанергес, то есть сыны Громовы»: по арамейскому произношению и сирскому значению слова. Образная речь эта значит, что Иаков и Иоанн, сыны Зеведеевы, подобны в известных отношениях грому. Этим прозванием обозначаются особенности характера братьев Зеведеевых, как названием Петр обозначаются особенности характера Симона; эти особенности сынов Зеведеевых, – сила, стремительность и некоторая величавость, – выражающиеся в слове и деле. Эти особенности они вскоре высказали при одном случае, когда просили Господа свести, подобно Илии, с неба огонь на негостеприимное к ним селение Самарянское (Лк.9:54). – Впрочем, это прозвание, данное им, встречается только здесь и нигде более не упоминается о нем. Кажется, оно не осталось за ними в обычном употреблении и не стало как бы собственным их именем, как осталось за Симоном и стало как бы собственным его именем название Петр или Кифа. – Фаддей: см. прим. к Мф.10:3.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему

(О призвании 12-ти апостолов ср. Мф. 10:2-4).

«На гору». Берег моря был, так сказать, местом постоянных народных собраний. Напротив, в горах, которые находятся к северу от Тивериадского моря, можно было найти место довольно уединенное. Господь и отправляется туда, чтобы удалиться от толпы. Ученики призываются следовать за Ним – именно только те, на кого в этом случае пал выбор Христа, а не все. Евангелист Марк даже не называет приглашенных Христом «учениками», очень возможно, что в числе уже ранее призванных Христом учеников были и совершенно новые лица.

«И пришли к Нему» (ἀπῆλθον), т. е., пойдя за Ним, они оставили вместе с тем и свои прежние занятия.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему

На гору, – лежавшую близ г. Капернаума, где в это время находился Иисус Христос (1 ст.). Эта гора известна до сих пор. Она называется „Горой блаженства“ от произнесённого на ней Господом учения о блаженстве (чит. у Матфея (Мф. 5:1) и дал.).

По Евангелию Луки (Лк. 6:12), пред избранием Апостолов Иисус Христос всю ночь молился. О чем же Он молился? Можно думать, что полагая начало строения новозаветной церкви, Божественный Ходатай призывал на дело Свое благословение Отца Своего и просил ей крепости против царства тьмы (врата адова не одолеют ей) (Мф. 16:18); просил Отца Своего и о Своем укреплении на подвиги, Ему предлежащие – избрание сотрудников Себе.

По сказанию Матфея, пред избранием Апостолов Господь сказал Своим ученикам следующие слова: жатвы много, а делателей мало. Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою. (Мф. 9:37 и 38). Т. е. Господь сравнил еврейский народ с полем, покрытым спелой жатвой, которое нужно жать (Ин. 4:35), а жнецов мало, и этим выразил именно то, что многие из сего народа ищут царства Мессии и готовы вступить в него – готовы уверовать в Него, Христа, и сделаться Его учениками; но мало руководителей, приготовленных к этому делу. Следовательно, Ему, как Спасителю мира, необходимо избрать таких руководителей, и Он избирает их в лице Апостолов.

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible