Скрыть
И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего;

Прочие

Георгий Константинович Властов (†1899)

1. И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего;
2. только к ближнему родственнику своему, к матери своей и к отцу своему, к сыну своему и дочери своей, к брату своему
3. и к сестре своей, девице, живущей при нем и не бывшей замужем, можно ему прикасаться, не оскверняя себя;

Священникам предписывается соблюдать высший уровень телесной и нравственной чистоты в этом «народе святом», который весь должен был удаляться от осквернения. Для первосвященника постановлены ниже (Лев. 21:10-11) еще более строгие правила. Правила для священников делятся на два отдела: на запрещение осквернять себя трупами и похоронными обрядами и на запрещение осквернять себя недозволенными браками и допускать блуд в семье своей. В стихах 1–3 указывается, что только к трупам отца, матери, детей своих, родного брата и сестры, если только она девица, может он прикасаться и плакать о них. Священник мог, по-видимому, присутствовать при кончине и погребении лишь тех лиц, которые жили с ним в одном доме. По Чис. 19:14, труп, лежавший в доме или шатре, делал дом и шатер нечистыми и осквернял всех входящих в это помещение. Священник, в случае кончины ближайшего родственника, упомянутого выше, мог оставаться в шатре или доме, где умер и лежал покойник. Но первосвященник, который никогда не мог быть нечистым, должен был оставлять вероятно дом свой, если в нем был кто-либо близок к смерти. Весьма вероятно, впрочем, мнение, что первосвященник всегда жил отдельно от семьи, имея особый дом или шатер, где его могли навешать члены семьи, но где он мог и уединяться в случае осквернения дома обрядовою нечистотою. Трапезы же совершались в общем семейном доме первосвященника, где он с семьею по закону совершал и Пасху.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-3 И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего; только к ближнему родственнику своему, к матери своей и к отцу своему, к сыну своему и дочери своей, к брату своему и к сестре своей, девице, живущей при нем и не бывшей замужем, можно ему прикасаться, не оскверняя себя

Если и весь народ израильский, как избранный Богом в народ священнический, имевший быть посредником между Иеговою и всем внезаветным человечеством, должен был строго соблюдать все предписания закона о духовной и физической чистоте и святости, то тем более строгие требования в этом отношении предписываются священникам. Круг дозволенного здесь для священников, а особенно для первосвященника, более тесен и ограничен. «Священнику надлежало быть образцом целомудрия, и чтобы род оставался беспримесным, не подавать повода к оскорблению замышляющим поругание» (блаж. Феодорит, вопр. 30). Требования к священникам в отношении духовно-телесной чистоты разделяются на 3 группы: 1) запрещение оскверняться трупами и погребальным трауром (ст. 1, 10–12); 2) запрещение жениться на вдове, блуднице, отверженной, иностранке (ст. 7–8, 13–15); 3) запрещение священства для лиц, имеющих телесные недостатки (ст. 17–23). Как служители святилища Бога Живого, священники не должны иметь привязанности к обрядам смерти. Потому, хотя погребение умершего вообще считалось непременным долгом еврея, но священники могли погребать и оплакивать лишь ближайших и вместе живущих родственников, прикосновение к которым, след. и осквернение (Чис V:2; VI:6; XIX:14), было неизбежно: мать, отца, сына, дочь и сестру-девицу, живущую при нем. О жене не упомянуто (как и в Иез XLIV:25). На жену видят указание (на основании Таргума Ионафана) в запрещении ст. 4 не прикасаться к кому-либо в народе (ср. Иез XXIV:16–18), хотя весьма сомнительно, чтобы совершение последнего долга было воспрещено священнику в отношении жены, которая, по Быт II:23–24, есть одна плоть с мужем (Vulg.: ст. 4: nec in principe populi su contaminatur; так и Онкелос; но контекст речи ничего не говорит о «князе народа»).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible