Скрыть
Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.

Прочие

Евфимий Зигабен (†1118)

Они же слышавше и совестию обличаеми, исхождаху един по единому, наченше от старец до последних

так как никто не мог сказать о себе, что он безгрешен.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. 

 – Будучи обличаемы совестью: из этого видно, что эти книжники и фарисеи в то время не отличались целомудренностью жизни. Из области отвлечённой, юридической, Господь премудро перенёс вопрос в область нравственности и тем поставил обвинителей в такое положение, что их совесть не чистая, не свободная от упрёков в том же грехе, не позволяла им продолжать разговора, и они как посрамлённые тихонько удалились от Христа и жены. 
– От старших до последних: по возрасту и по достоинству.
– Стоящая посреди: ср. Ин.8:3.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 7-9. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. 


Ст. 7-9. Якоже прилежаху вопрошающе его, восклонься рече к ним: иже есть без греха в вас, прежде верзи камень на ню. И паки долу преклонься, писаше на земли. Они же слышавше и совестию обличаеми, исхождаху един по единому, наченше от старец до последних: и оста един Иисус и жена посреде сущи.

Господь заставляет обвинителей вникнуть каждого в собственную совесть и – или отказаться от применения закона к обвиненной, или же заявить о своей безгрешности. На это последнее, как видим, ни один из обвинителей не решился, даже при всей злобе их. Господь переносит закон из сферы буквы в сферу нравственную и указует, что между людьми нет никого без греха, все нуждаются в милосердии: грешнику же Господь указует, что и ему есть дверь спасения в великой любви Господней.

Обвинители, обличаемые совестью – этим стражем «образа и подобия Божия» в человеке – начинают уходить «наченше от старец». Люди молодые, не убеленные опытом жизни, еще не сомневающиеся в себе, не так скоро поняли как старцы (явно, что здесь говорится не о старшинах по положению, а о старцах по летам; поэтому и употреблено слово πρὲσβυς в основном смысле т. е. senex) величие и глубину слов Господа. Кто же как не старцы могли понять скорее всех, что в долгой борьбе человека с грехом и искушением, человек во все продолжение своей жизни не может ни на одну минуту вперед быть уверен в победе своей над грехом. Одно слово Господа вызвало в уме старцев всю прошедшую жизнь их, и напомнило им что ни в одном из периодов жизни от молодости до старости включительно человек не мог (и не может) указать самого краткого периода времени, в который он был бы свободен от греха и уверен в своей твердости пред искушением.

«И осталась одна женщина, стоящая посреди» пред Господом.

Нет сомнения, что ушли только обвинители, а народ, не принимавший участия в обвинении, остался, и прославлял Господа вместе с учениками, сопровождавшими Господа.

Что чертил Господь на земле – есть вопрос совершенно праздный (еп. Михаил. Иоан. стр. 265 (in loco). Это было действие, заменяющее ответ, и имевшее, как мы выше говорили, целию спасти жизнь женщины.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-11 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши

Совесть стала обличать приведших женщину в несправедливости их отношения к ней, этой преступнице, и они разошлись – старшие, как более сообразительные, раньше, а младшие – позже. Они поняли, что их попытка поставить Христа в затруднительное положение окончилась неудачей, и им стало стыдно перед народом. Господь же отпустил грешницу, но не простил ее, не объявил, что она не виновата, но сделал ей предостережение, чтобы впредь она не согрешала. Бенгель замечает: «не сказал: «иди с миром», или: «прощаются тебе грехи твои», но сказал: «не греши».

«И Я не осуждаю». Здесь Христос обнаруживает Свое милосердие как пришедший не судить, а спасать (Ин.3:17).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible