Скрыть
Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 45-46 Аз же зане истину глаголю, не веруете Мне: кто от вас обличает Мя о гресе; аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне

Аз же зане истину глаголю, не веруете Мне (ст. 45). Какая последовательность в этих словах? Ни в чем не обвинив Меня, вы хотите убить Меня. Вы преследуете Меня, потому что вы враги истины. Если же не потому, то скажите вину Мою. Поэтому и присовокупил: кто от вас обличает Мя о гресе? (ст. 46). Иудеи еще говорили: мы от любодеяния несмы рождени. Хотя многие из них были рождены и от любодеяния, потому что у них были и незаконные браки, однако ж Он не обличает их в этом, а продолжает говорить о прежнем. Доказав всем вышесказанным, что они не от Бога, а от диавола, потому что и убивать есть дело диавольское, и лгать – дело диавольское, а вы делаете и то и другое, теперь показывает, что любовь есть признак происхождения от Бога. Почто беседы Моея не разумеете? Так как они всегда с недоумением спрашивали: что это Он говорит: аможе Аз иду, вы не можете приити? (ст. 22), то Он и отвечает: вы не разумеете беседы Моей потому, что не вмещаете в себе слова Божия. А это происходит с вами оттого, что ваши помышления пресмыкаются по земле, между тем как слова Мои гораздо выше. Что ж, если они и действительно не могли разуметь? Но здесь слово – не можете значит: не хотите, потому что вы приучили себя пресмыкаться долу и ни о чем великом не помышляете. А так как они говорили, что преследуют Его по ревности будто бы к Богу, то Он всюду старается показать, что преследовать Его – значит ненавидеть Бога; напротив, говорит, любить Его – значит знать Бога. Единаго Отца имамы, Бога. Вот чем хвалятся – честию, а не делами. Итак, что вы не веруете, это доказывает не то, будто Я чужд Богу; напротив, неверование ваше служит знаком того, что вы не знаете Бога. Причина же этому та, что вы хотите лгать и творить дела диавольские, а это происходит от бедности души, как говорит Апостол: идеже бо в вас зависти, и рвения, и распри, не плотстии ли есте? (1Кор. 3, 3). Почему вы не можете? Потому, что похоти отца вашего хощете творити, – (об этом) стараетесь, ревнуете.

Видишь ли, что слово: не можете означает нехотение? Сего Авраам несть сотворил (ст. 40). Какие же дела его? Кротость, снисходительность, послушание; а вы поступаете напротив: вы непокорны и жестоки. Но откуда им пришло на мысль прибегнуть к Богу? Христос показал, что они недостойны Авраама. Вот, чтобы избежать этого, они и прибегли к большему. Так как Он укорил их в убийстве, то они этим говорят, как бы в некоторое оправдание себе, что они мстят за Бога. Но (Христос) показывает, что и это самое служит признаком противников Божиих. Выражение: изыдох означает, что Он от Бога. Говорит – изыдох, указывая на Свое пришествие к нам. А так как можно было ожидать, что они скажут: Ты говоришь что-то странное и новое, то Он и прибавляет, что пришел от Бога. Поэтому, говорит, естественно, что вы не слушаете Моих слов, так как вы от диавола. В самом деле, за что вы хотите убить Меня? В чем можете обвинить Меня? Если же ни в чем, то почему не веруете Мне? Доказав, таким образом, из их лживости и склонности к убийству, что они происходят от диавола, Он вместе показал и то, что они чужды Аврааму и Богу, так как, с одной стороны, ненавидят человека, который не сделал ничего худого, а с другой– не слушают слова Его. Так Он всюду показывает, что Он не противник Божий и что они не по этой причине не веровали в Него, но потому, что были чужды Богу. В самом деле, если не веруют Тому, Кто греха не сотворил, Кто говорит, что Он пришел от Бога и от Него послан, Кто изрекает истину, и так изрекает истину, что вызывает всех опровергнуть, то очевидно, что неверующие не веруют в Него потому, что они люди плотские. Он знал, верно знал, что грехи уничтожают душу. Потому-то сказано: понеже немощни бысте слухи ваши (Евр. 5, 11). Подлинно, кто не может презреть вещей земных, тот может ли когда-нибудь любомудрствовать о небесном?

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 46-50 Кто из вас обличит Меня в неправде? если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии; вы потому не слушаете, что вы не от Бога. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? Иисус отвечал: во Мне беса нет, но Я чту Отца Моего; а вы бесчестите Меня. Впрочем, Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий

Они сами себя называли сынами Бога. Он говорит: если вы сыны Бога, вы, конечно, должны ненавидеть грешника. Если и Меня, которого ненавидите, можете обличить во грехе, очевидно, ненавидите Меня справедливо. Если же никто не может обличить явно, вы ненавидите Меня за истину. За какую истину? Без сомнения, за ту, что Он Сам Себя называл Сыном Божиим, что совершенно истинно. - «Кто от Бога, тот слушает слова Божии». Посему, если бы и вы были сынами Божиими, вы не отвращались бы от Меня, Сына Божия, сшедшего с неба и возвышающего слова Божии. - Так кротко говорит им Господь, а они позволяют себе дерзости. Они говорят: не правду ли мы говорили, что Ты Самарянин и беса имеешь в Себе? Называли Его Самарянином как нарушителя иудейских обычаев, например субботнего покоя, так как самаряне не соблюдали в точности иудейского закона. А беснующимся называют Его, может быть, подобно тому, как говорили, что Он и бесов изгонял силою князя бесовского (Лк. 11, 15). Ибо все клеветавшие, что Он изгонял бесов силою веельзевула, говорили, что Он имел в Себе веельзевулова беса, которым и совершал чудеса. А как Он открывал их помыслы и пожелания, то, может быть, считали Его беснующимся и потому, что думали, будто тайны сердца их открываемы Ему были бесами. - Когда же называли Его Самарянином? Евангелист нигде об этом не упомянул. Отсюда видно, что евангелисты не все записали, а многое и опустили, как мы о сем самом заметили в другом месте. Так они обижают Его, а Он незлобливо принимает от них обиды. Впрочем, когда они сами себя называют сынами Божиими, Он сильно обличает их, вступаясь за истину; а когда Его обижают, Он не защищается. Сим научает Он и нас вступаться за славу Бога и кротко переносить обиды, касающиеся нас самих, подобно как и Он кротко говорит: «во Мне нет беса, но Я чту Отца Моего». Как же Он чтит Отца? Вступаясь за Него и не позволяя убийцам и лжецам называться сынами Спасителя и Истины. Вы, говорит, бесчестите Меня за то, что Я чту Отца Моего, поносимого вами, так как вы клевещете, что Он отец ваш. Но, если Я и не отмщаю за Себя, а переношу обиды, вы не думайте, что эта обида останется без отмщения. Есть Отец, Который накажет за такую обиду, наносимую Мне потому, что Я вступаюсь за Него и не позволяю вам называть самих себя сынами Его. Есть Ищущий Моей славы, и не только Ищущий, но и Могущий судить и наказать обижающих Меня без основания. Часто иной ищет взыскания за обиду, но сам не может судить. А Отец и ищет славы Сына, и может судить. Посему и сказал: «есть Ищущий и Судящий».

Евфимий Зигабен (†1118)

Кто от вас обличает Мя о гресе

Если вы не потому не верите Мне, что Я говорю истину, то скажите: кто от вас обличает Мя о гресе, совершенном Мной, чтобы можно было подумать, что вы не верите Мне по причине этого греха?

Аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне

Если же никто из вас не обличает Меня во грехе, то значит Я говорю истину; аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне? Изобличив их таким образом, как злонамеренных, делает еще новое заключение.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст.46-47. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога. 

 Кто из вас обличит Меня в неправде, – собственно – во грехе (ἁμαρτία)? Господь указывает иудеям на Свою совершенную нравственную чистоту, святость, безгрешность в доказательство того, что Он в учении Своём говорит им совершенную истину. Чтобы оправдать своё неверие Его слову, пусть они укажут хотя на одно пятно в Его нравственной деятельности, потому что святость и истина служат ручательством одна за другую, истина есть противоположность лжи и есть достояние святости, ложь же есть грех и с понятием о святости несоединима. Итак, если никто не может обличить Меня в грехе, то из этой нравственной чистоты и святости Моей несомненно следует, что Я говорю истину, что учение Моё истинно; а ежели Я говорю истину, то почему вы не верите Мне? Ответ выше, ст. Ин.8:43. Заключение то, что своим неверием иудеи сами показывают, что они дети лжи или лжеца, т. е. дьявола. Это изречение Господа служит несомненным доказательством Его безгрешности,
 Кто от Бога и пр.: связь речи такова: неверием своим истине Моего учения вы ясно показываете, что вы не от Бога, потому что кто от Бога, тот слышит слова Божии, которые Я изрекаю.
 Слышать здесь употребляется в смысле принятия слов в сердце, в смысле веры в слова. 
– Слова Божии означают вообще учение божественное, проповедуемое Господом.
– Быть от Бога означает состояние расположенного, к Богу, любящего Бога и вследствие сего получающего Его помощь и просвещение духа человеческого, при чём в нём необходимо рождается расположение к учению Христову, как божественному, и любовь к Самому Христу, как проповеднику божественного учения (ср. ст. Ин.8:42-43).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 45-47. А как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.


Ст. 45-47. Аз же зане истину глаголю, не веруете мне: Кто от вас обличает мя о гресе; Аще ли истину глаголю, почто вы не веруете мне; Иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает: сего ради вы не послушаете, яко от Бога несте.

Господь указует Иудеям, что они именно потому не веруют Ему, что Он глаголет истину. Если бы уста Его произнесли (что невозможно) не истину, то они поверили бы ей, потому что она сродна им, отвечала бы лживому сердцу их. Затем Господь переходит к другому роду доказательств: Он явно при всем народе спрашивает их, могут ли они бросить хотя бы тень подозрения на всю жизнь Его как человека? Но самые заклятые враги Господа молчат на этот вопрос и в следующем стихе отвечают лишь хулою. Господь (по человечеству говоря), как бы взывает к давно заглохшему чувству чести Иудеев и ставит им этот постоянно повторяющийся вопрос, на который они не могут дать ответа. Если вы не имеете в чем обвинить Меня, и если Я глаголю истину, почему вы не веруете Мне и словесам Моим? А что Я глаголю истину, то вы сами знаете, что в этом убеждает вас даже ваша испорченная душа.

«Но вы не верите, потому что вы не чада Божии». Самое безчувствие Иудеев свидетельствует о том, что они не принадлежали Богу. «Иже есть от Бога глаголов Божиих послушает», ибо сердце его не может оставаться оледенелым, слова Божии суть огнь, – или возжигающий в сердце человека огонь любви, или попаляющий недостойного, озлобленного и упорного.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 46-47 Kто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Kто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога

Свое строгое суждение об иудеях Христос подтверждает ссылкой на то, что никто из них не мог уличить Его в неправде или грехе. Они пытались обвинять Христа (Ин.5:16, 18; Ин.7:12, 8:13), но доказать своих обвинений не могли ни прежде, ни после. Почему они не верят Христу? Ясно, что причина тут в них, а не в Нем, и причина тут в том именно, что они не чада Божии, хотя и в Израиле есть все-таки люди, о которых можно сказать, что они от Бога (Ин.1:47, 3:21) и потому слушают Христа, посланника Божия.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible