Скрыть
Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Рех убо вам, яко аще не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших

Действительно, если Он для того пришел, чтобы взять грех мира, и если можно совлечься греха не иначе, как чрез крещение, то в неверующем по необходимости остается ветхий человек. Кто не хочет умертвить его (ветхого человека) и погребсти чрез веру, тот умрет с ним и отойдет туда, чтобы понести наказание за прежние грехи. Поэтому говорил: а не веруяй уже осужден есть (3, 18), не потому только, что он не верует, но и потому, что отходит отсюда с прежними грехами.

Беседы на Евангелие от Иоанна

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших

«Рех убо вам, яко умрете во гресех ваших». В немногих словах опровергнув безрассудное предположение размышлявших вышеуказанным образом и изобличив опять их пустословие о Себе, возвращается к предположенной как бы с самого начала цели речи, снова повторяет и выставляет на вид, в каких бедствиях будут они и чему подвергнутся, безумно отвергая веру в Него. Такое повторение одного и того же необходимо требуется от мудрого и опытного учителя. Учащему, думаю, подобает не потакать невежеству слушателей и беззаботно относиться к ним, если бы они даже и не совсем охотно усвояли познание научений, но снова и часто повторяя, говорить одно и то же и в одинаковых словах. Так терпеливый пахарь, подняв пашню, положив на нее немалые труды и рассеяв зерна по бороздам, если посев окажется испорченным, снова обращается к плугу и немедленно делает подсев к испорченным уже семенам. Не достигши сначала цели, он не ожидает, конечно, потерпеть то же самое и во второй раз. Действуя таким же образом, и божественный Павел говорит в одном месте: «То же самое говорить вам для меня не леностно, для вас же назидательно» (Флп. 3:1). Видишь, как учитель оказывается свободным от лености и для слушателей частое повторение учения доставляет назидательность. Поэтому Господь наш Иисус Христос, снова повторив Свою речь к иудеям, тем самым утверждает, что немалый какой-либо и случайный вред будет от неверия в Него, ибо неверующие, говорит, должны непременно «умереть во грехах», умереть несомненно обремененные грехами, потому что предаст человеческую душу всепожирающему пламени.

Аще бо не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших. Точнее изъясняет полезное и, ясно представляя способ спасения, показывает потом, каким путем они могут возвыситься до жизни святых и достигнуть вышнего града, небесного Иерусалима. Не только, говорит, надлежит уверовать, но и утверждает, что уверовать надо именно в Него, ибо мы получаем оправдание верою в Него как в Бога от Бога, как в Спасителя, Искупителя, Царя всяческих и Истинного Господа.

Итак, вы погибнете, говорит, не веруя, «что Я» (это) «есмь». Это «Я», о Котором, говорит, написано у пророков: «Светись, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой и слава Господня над тобою воссияла» (Ис. 60:1). Я, говорит, «есмь», некогда повелевавший удалиться прочь болезням души и обещавший по любви исцеление в словах: «Обратитесь, сыны, обратитесь, и исцелю сокрушения ваши» (Иер. 3:22). Это «Я есмь», говоривший, что даруется тебе Божественная и исконная благость и несравненное долготерпение, и потому восклицавший: «Я, Я Сам изглаживаю грехи твои, и не вспомяну» (Ис. 43:25). Это «Я есмь», говорит, изрекающий чрез пророка Исаию: «Омойтесь, чисты будьте, отнимите лукавства от сердец ваших пред очами Моими, отстаньте от лукавств ваших… и приходите (тогда) и рассудим, говорит Господь: и если будут грехи ваши, как багряница, (то) как снег убелю (их), – и если будут, как пурпур, (то) как руно убелю» (Ис. 1:16, 18). Это «Я есмь», говорит, о Котором опять сам пророк Исаия сказал в одном месте: «На гору высокую взойди, благовествующий Сион! Возвысь с силою голос, благовествующий Иерусалим! Возвысьте, не бойтесь! Вот Бог ваш, вот Господь с силою грядет, и мышца (Его) со властию! Вот награда Его с Ним, и дело (воздаяние Его) пред Ним! Как пастырь будет пасти стадо Свое и мышцею Своею собирать агнцев и во чреве имущих утешать» (Ис. 40:9–11). И опять: «Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат, тогда вскочит, как олень, хромой, и ясен будет язык косноязычных» (Ис. 35:5–6). Это «Я есмь», говорит, о Котором также написано еще, что «внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Вестник Завета, Которого вы желаете: вот грядет, говорит Господь, и кто выдержит день пришествия Его? Ибо Он придет как огонь в плавильнице и как щелок моющий» (Мал.3:1–2). Это, говорит, «Я есмь», чрез уста Псалмопевца дающий обещание Самому Богу и Отцу принести Себя Самого в жертву за спасение всех и восклицающий: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, тело же уготовал Мне, всесожжений и (жертвы) о грехе Ты не возблаговолил; тогда сказал Я: вот иду, во главе книги написано о Мне – (чтобы) сотворить волю Твою, Боже» (Пс. 39:7–9; Евр. 10:5–7). Это, говорит, «Я есмь», о Котором и сам закон возвещал чрез Моисея в словах: «Пророка из братий твоих, как меня, восставит тебе Господь Бог твой, Его слушайте, – согласно всему тому, что просил ты от Господа Бога твоего на горе Хориве в день (твоего) собрания» (Втор. 18:15–16).

Итак, вы справедливо, говорит, погибнете и получите вполне должное возмездие от Судьи за то, что по причине великого нечестия своих нравов не поняли Меня, столь многими святыми предвозвещенного вам и засвидетельствованного делами, какие Я совершаю. Ведь и в самом деле поистине нет никакого основания для того, чтобы неверующие Ему должны были освобождаться от наказания, когда Богодухновенное Писание наполнено речами и свидетельствами о Нем, да и Сам Он, согласно древним предсказаниям, представляет блестящее доказательство от дел Своих.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 21-24 Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем; куда Я иду, туда вы не можете придти. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: куда Я иду, вы не можете придти? Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших

Для чего так часто Он говорит им: Я отхожу, и будете искать Меня? Для того чтобы потрясти и устрашить души их. Ибо смотри, в какую они тотчас впали заботу. Они в недоумении говорят: неужели Он убьет Сам Себя? Хотя они желали избавиться от Него, просили Его удалиться от них и даже хотели убить Его, однако же, настоящее обстоятельство представляют себе так важным, что пришли от него в недоумение. - «Я отхожу». Часто говорит сие и для того, чтобы показать, что Он вперед знает о Своей смерти и что Крест есть дело не их силы, но Его произволения. «Я, - говорит, - отхожу»: не вы Меня ведете, но Я иду добровольно. - «Куда Я иду, туда вы не можете придти». Сими словами показывает, что Он подлинно воскреснет в славе и сядет одесную Бога, а они умрут во грехах своих. Что же они говорят на это? «Неужели Он убьет Сам Себя?» Отвергая такое их предположение и показывая, что самоубийство есть дело преступное, Господь говорит: «Вы от нижних», и не можете помыслить ничего божественного; потому вам естественно так думать; но «Я не от сего мира», то есть не забочусь ни о чем мирском и земном, и потому никогда не могу дойти до такого безумия, чтобы убить Самого Себя. Ибо это дело бесовское, а не божеское. Здесь Аполлинарий, ухватившись за сие изречение, вслед за манихеями, говорит: видишь ли, тело Господа было не от сего мира, но свыше, с неба, как и Павел говорит, что второй Человек Господь с неба (1Кор. 15, 47). Что же нужно сказать? Или нужно спросить его, как он понимает слова Господа к апостолам: «Вы не от мира» (Ин. 15, 19) - ужели так, что и они имели тела с неба, а не от сей твари? Или Господь сказал это потому, что они не заботились о благах мира сего? Так нужно понимать и сии слова: «Я не от сего мира», то есть Я не то, что вы, заботящиеся о мирском. Подобным образом и Павел говорит некоторым: «Вы не по плоти» (Рим. 8, 9), говорит не потому, будто они бестелесны, но свидетельствует об их любомудрии и свободе от плотских страстей. Что же опять Господь говорит им? «Если не уверуете в Меня, то умрете во грехах своих». Если Он пришел затем, чтобы взять на Себя грех мира (Ин. 1, 29), а получить прощение грехов можно не иначе, как чрез крещение, креститься же невозможно, не уверовав прежде, то неверующий неизбежно умрет во грехе своем, ибо, не приняв крещения, он не совлекся ветхого человека. Посему и Господь в другом месте говорит, что неверующий уже осужден (Ин. 3, 18), не потому только, что не уверовал, но и потому, что умирает с прежними грехами.

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших

Главное и, в сущности, единственное несчастье человека на земле – грех. Грех вносит расстройство в нашу душу – мучит ее. А свобода от греха есть самая высшая и настоящая свобода человека. Христос Бог есть Спаситель мира от его грехов (Мф. 1:21).

Для того и сходил на землю Бог – Второе Лицо Пресвятой Троицы, и принял от Пресвятой Девы Марии и Духа Свята человеческое естество – душу и тело безгрешное, чтобы избавить всех людей от греха и тем даровать нам святость, или радость, счастье вечное… А путь к святости, к свободе от греха – вера в Бога и приобщение к Церкви Христовой, Богом основанной и Им же хранимой. Кто не верит в Бога и не принадлежит к Церкви Православной, тот остается со своими грехами и умрет в них… Знают ли это все наши современники – во множестве открытые безбожники?..

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

Евфимий Зигабен (†1118)

Рех убо вам, яко умрете во гресех ваших

Еще устрашает их, желая убедить.

Аще бо не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших

Если вы не уверуете, что Я Христос Сын Божий, то умрете во грехах своих, как связанные ими. Кто не уверует и через Крещение не смоет скверны грехов, тот, конечно, умрет в этой скверне и, воскресши с нею, понесет наказание…

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

23. Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. 
24. Потому Я и сказал вам, что вы умрёте во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших. 
 Он сказал им: не отвечая на грубую насмешку их, Господь указывает им на их нравственный характер, по побуждению которого они доходят до подобного глумления над Ним.
 Вы от нижних, Я от вышних: нижнее – земное и подземное в противоположность вышнему – небесному и пренебесному (Деян. 2:19; Кол. 3:1-2; Гал. 4:26; Флп. 3:14; ср. Ин. 3:31).
– От мира сего: мир понимается здесь как совокупность всего злого, враждебного Христу и Его делу. Смысл ответа Христова: вы потому так враждебно относитесь ко Мне, что при своих чувственных, мирских, ложных расположениях вашего духа вы потеряли способность понимать небесное, божественное; между небом, откуда Я пришёл и куда иду, и землёй – миром, где пресмыкается ваша мысль, пропасть велика утвердися, так что вы никак не перейдёте её. Единственное средство к сему для вас, это – вера в Меня как в Мессию (Ин. 8:24, если не уверуете); если таковой веры не будет в вас, вы погибнете в грехах ваших (ср. ст. Ин. 8:21 и прим.), ибо только вера может даровать вам жизнь божественную и во времени и в вечности (Ин. 1:12, Ин. 13:18 и далее; Ин. 6:40 и далее; Ин. 7:3 и др.).
– Что это Я: т. е. подразумевается – Мессия,
– что Я есмь Мессия. Весь контекст речи заставляет подразумевать это слово: ибо вся эта речь основана на том, что иудеи пытаются узнать, Он ли Мессия, или опровергнуть, что Он Мессия. А Господь указывает в Себе признаки Мессии, но не называет Себя прямо и открыто этим, заключавшим во мнении иудеев столь много ложного, именем, возводя их к лучшему, высшему понятию о сем. Как бы избегая названия Мессии, Господь употребляет выражение, которое Иегова употребляет о Себе чрез пророков: «видите, видите, что это Я, Я и нет другого, кроме Меня» (Втор. 32:39; ср. Ис. 43:10). В ветхозаветном выражении: что это Я выражается вся сущность ветхозаветной веры; в новозаветном: 
что это Я – вся сущность новозаветной веры.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 8:24. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.

Ст. 8:24. Рех убо вам, яко умрете во гресех ваших: аще бо не имете веры, яко аз есмь, умрете во гресех ваших.

Господь еще яснее повторяет Иудеям священное выражение «Аз есмь» и при этом в человеколюбии Своем и этим озлобленным еще не закрывает дверь спасения, говоря, что они умрут во грехах своих, если не уверуют, что он есть Господь, который вывел Израиль из земли Египетской. Упорное сопротивление свету, от них самих зависящее, будет и причиною, что они «умрут во грехах своих», как умерли в пустыне (Ср. торжественные слова Господа в Числ.14:22-23) возмутившиеся упорные Израильтяне; только детям их дал Господь видеть землю обетованную. Не вошли же в покой Господень Израильтяне за непослушание (Евр.4:5-6,8-9), и потомки их точно также не хотели слушаться гласа Божия, как не послушались отцы их. Но вероятно и среди этих, почти совершенно погибших, человеколюбие Пастыря нашло некоторых, которые воскликнули: «благословен грядый во имя Господне», и спаслись по слову Господню (Мф.23:38-39 и наст. стих Ин.8:24).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших

Христос объясняет и то, почему Он угрожал Своим врагам тем, что они умрут во грехах, и вечной погибелью: это потому, что только вера в Иисуса может спасти человека.

«Что это Я» – выражение это соответствует еврейскому выражению ani hou во Второзаконии (Втор. 32:39) и в книге пророка Исайи (Ис.43:10), которым Иегова обозначает Себя, как Того, при Kотором не может быть допускаемо существование какого-либо другого Бога. Христос, повторяя о Себе это выражение, хочет сказать, что Он один есть жизнь, свет, путь, истина и т.д. В Нем вся сущность новозаветной веры (Мейер).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible