Скрыть
На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 48-49 Отвещаша убо Иудее и реша Ему: не добре ли мы глаголем, яко Самарянин еси Ты и беса имаши; Отвеща Иисус: Аз беса не имам, но чту Отца Моего, и вы не чтете Мене

Иудеям надлежало бы прийти в умиление от слов и подивиться дерзновению и последовательности Его беседы; а они, напротив, поносят Его, называют самарянином, утверждают, что Он имеет беса, и говорят: не добре ли мы глаголем, яко самарянин еси и беса имаши? Когда Он говорил нечто высокое, тогда этим людям, крайне бесчувственным, казалось это безумием. И хотя евангелист выше нигде не заметил, что они называли Его самарянином, но из приведенных слов можно заключать, что они часто это говорили. Говорят: беса имаши. Но кто имеет беса? Тот ли, кто чтит Бога, или – кто оскорбляет чтущего? Что же Христос, – эта кротость, эта снисходительность? Аз беса не имам, но чту Отца, пославшаго Мя. Когда надлежало научить их, смирить великую их надменность и наставить не гордиться Авраамом, тогда Он был строг; а когда Ему Самому надобно было перенести от них поношение, тогда Он выказывает великую кротость.

Когда они говорили: мы имеем отцом Бога и Авраама, тогда Он сильно поразил их; а когда Его Самого называли имеющим беса, тогда отвечает кротко, научая нас отомщать за то, чем оскорбляется Бог, и не обращать внимания на оскорбления, наносимые нам.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?

«Отвещаше иудеи и реша Ему: не добре ли глаголем мы, яко самарянин еси и беса имаши?» Заслуживает слез опять эта тупость иудеев и чрезмерная глупость. Уловляются своими собственными голосами, подобно зверям, когда они бросаются на охотников и попадают на их ножи. Обличаемые в том, что лжесловие обычно и свойственно им, они тотчас же доказывают истинность этого обличения и свирепеют, слыша от Спасителя, что они не от Бога. И без всякого промежутка времени являют в себе точнейший образ зла диавольского. Бога, явившегося от Бога, они дерзают называть самарянином и беснующимся, сами, напротив, имея в себе свирепого и богоборного беса, ибо никто не скажет: «Анафема Иисус», как только веельзевулом, по слову Павла (1Кор. 12:3). Итак, и здесь они оказываются лжецами, гордецами и ругателями и, как привыкшие богоборствовать, получат подобающее наказание от Всемогущего Судии.

Следует опять и здесь искать причину, по которой называют Господа самарянином и беснующимся. Предпосланные ими слова: «Не хорошо ли мы говорим», дают видеть, что по каким-то причинам и бранят Его самарянином, и дерзают еще на другое название Его (бесноватым). Самарянином называют Его за то, что Он безразлично относился к заповедям закона и ни во что не вменял нарушение субботы. Ведь иудейство у самарян было неполное, их культ представлял смешение некоторое с чужестранными обычаями и эллинскими. Или же по другой причине называют Его самарянином, именно потому, что самаряне имели обыкновение лживо хвастаться своею чистотою и осуждать других как оскверненных. Под этим, полагаю, предлогом «не сообщаются иудеи с самарянами», по написанному (Ин. 4:9), – отказываются от общения также и с некоторыми другими, отвращаясь некоторым образом от являющегося вследствие этого осквернения, поскольку эта болтовня представляется им справедливою.

Осуждая злонравие иудеев, Господь называл их сынами диавола, Себя же Самого неповинным греху, свидетельствуя о всецелой чистоте Своей в словах: «Кто из вас обличает Меня во грехе?» (выше, ст. 46). В этих словах Он со всею очевидностию приписывает Себе совершеннейшую чистоту благодаря невозможности подпасть греху, – а называя иудеев чадами сатаны, Он осуждает их как оскверненных и имеющих преисполненный всякой нечистоты ум, что и истинно.

Вот почему называют Его самарянином, а беснующимся еще обзывают потому, что подобающую Богу честь бесы обыкновенно присвояют себе и бессовестно похищают славу Божию. Это именно, по их мнению, и делает Христос, когда, будучи человеком, ставит Себя на место Бога в словах: «Сущий от Бога глаголы Бога слышит» (ст. 47), являя таким образом, что эти глаголы Божии суть и Его собственные слова. Таков был предлог у иудеев для порицания, вернее, хуления против Него, – и по таковому побуждению они говорили Ему вышеприведенные слова, что и обезопасило для них вечный огонь.

Приходится мне удивляться им опять и здесь. Гневаясь на то, что их часто называли сынами диавола и лжецами, они на деле показывают присутствие в себе этой вины, между тем как, наоборот, посредством стремления к добродетели надлежало бы отклонять это обвинение. Ведь любовь к ругательству и не присущее кому-либо называть присущим свойственно отнюдь, конечно, не тем, которые причислены к чадам Божиим, но сынам диавола. А они, жалкие, не только ругают, изрекая ложь на свои головы, чтобы не сказать на Христа, но и утверждают, что «прекрасно» это делают, нисколько не сознавая своей порочности, что служит доказательством крайней слепоты.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 46-50 Кто из вас обличит Меня в неправде? если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии; вы потому не слушаете, что вы не от Бога. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? Иисус отвечал: во Мне беса нет, но Я чту Отца Моего; а вы бесчестите Меня. Впрочем, Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий

Они сами себя называли сынами Бога. Он говорит: если вы сыны Бога, вы, конечно, должны ненавидеть грешника. Если и Меня, которого ненавидите, можете обличить во грехе, очевидно, ненавидите Меня справедливо. Если же никто не может обличить явно, вы ненавидите Меня за истину. За какую истину? Без сомнения, за ту, что Он Сам Себя называл Сыном Божиим, что совершенно истинно. - «Кто от Бога, тот слушает слова Божии». Посему, если бы и вы были сынами Божиими, вы не отвращались бы от Меня, Сына Божия, сшедшего с неба и возвышающего слова Божии. - Так кротко говорит им Господь, а они позволяют себе дерзости. Они говорят: не правду ли мы говорили, что Ты Самарянин и беса имеешь в Себе? Называли Его Самарянином как нарушителя иудейских обычаев, например субботнего покоя, так как самаряне не соблюдали в точности иудейского закона. А беснующимся называют Его, может быть, подобно тому, как говорили, что Он и бесов изгонял силою князя бесовского (Лк. 11, 15). Ибо все клеветавшие, что Он изгонял бесов силою веельзевула, говорили, что Он имел в Себе веельзевулова беса, которым и совершал чудеса. А как Он открывал их помыслы и пожелания, то, может быть, считали Его беснующимся и потому, что думали, будто тайны сердца их открываемы Ему были бесами. - Когда же называли Его Самарянином? Евангелист нигде об этом не упомянул. Отсюда видно, что евангелисты не все записали, а многое и опустили, как мы о сем самом заметили в другом месте. Так они обижают Его, а Он незлобливо принимает от них обиды. Впрочем, когда они сами себя называют сынами Божиими, Он сильно обличает их, вступаясь за истину; а когда Его обижают, Он не защищается. Сим научает Он и нас вступаться за славу Бога и кротко переносить обиды, касающиеся нас самих, подобно как и Он кротко говорит: «во Мне нет беса, но Я чту Отца Моего». Как же Он чтит Отца? Вступаясь за Него и не позволяя убийцам и лжецам называться сынами Спасителя и Истины. Вы, говорит, бесчестите Меня за то, что Я чту Отца Моего, поносимого вами, так как вы клевещете, что Он отец ваш. Но, если Я и не отмщаю за Себя, а переношу обиды, вы не думайте, что эта обида останется без отмщения. Есть Отец, Который накажет за такую обиду, наносимую Мне потому, что Я вступаюсь за Него и не позволяю вам называть самих себя сынами Его. Есть Ищущий Моей славы, и не только Ищущий, но и Могущий судить и наказать обижающих Меня без основания. Часто иной ищет взыскания за обиду, но сам не может судить. А Отец и ищет славы Сына, и может судить. Посему и сказал: «есть Ищущий и Судящий».

Евфимий Зигабен (†1118)

Отвещаша убо Иудее и реша Ему: не добре ли мы глаголем, яко Самарянин еси Ты и беса имаши

Следует читать вопросительно. Самарянином называли они Иисуса Христа, как не вполне соблюдающего закон, как им казалось, и предания старцев: таковы были самаряне, – а имеющим беса, как относящего честь Божию к Себе: таковы были бесы; но Иисус Христос делал это, как истинный Бог, а бесы делали это, как обольстители.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 48-50.  На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?  Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.  Впрочем, Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.

 Не правду ли мы говорим и пр.: по поводу упрёка Господа иудеям, что они ищут убить Его, они раз уже сделали Ему упрёк, что Он одержим бесом (Ин.7:20), но упрёка Ему с их стороны, что Он самарянин, не видно из Евангелий, хотя несомненно, что они называли Его так, ибо сами в этом сознаются в рассматриваемом месте (ср. Злат, и Феофил.). Господь резко и решительно отверг их сыновство Аврааму и Богу и назвал отцом дьявола; со своей стороны и они резче выражают упрёк Ему, чем прежде.
– Самарянин (ср. прим. к Мф.10:5): самаряне известны были как заклятые враги иудеев, и врагам Господа кажется, что Он стоит на их стороне, когда, отрицая их сыновство Богу и Аврааму, называет их сынами дьявола, как бы отрицая тем, что они народ Божий. Даже и самарянин обыкновенный, по их мнению, не может говорить о них так, как говорит Господь, если он не бесноватый. Таким образом, враги Господа дошли до такой степени озлобления против Него, что считают Его злейшим врагом всей их национальности, и притом ещё бесноватым.
– Господь, Который, по словам св. Ап. Петра, будучи злословим, Сам не злословил взаимно, но предавал то Судии праведному (1Пет.2:23), с удивительным спокойствием и кротостью отвечает на этот злобный упрёк. «Когда они говорили: мы имеем отцом Бога и Авраама, тогда Он сильно поразил их; а когда Его Самого называли имеющим беса, тогда отвечает кротко, научая нас отмщать за то, чем оскорбляется Бог, и не обращать внимания на оскорбления, наносимые нам» (Злат.). Сила упрёка – в том, что Он будто бы бесноватый, и Господь спокойно отклоняет его простым отрицанием: во Мне беса нет; напротив, подобными речами, которые вам представляются речами бесноватого, 
– Я воздаю честь Отцу Моему Небесному. Я вынужден говорить с вами так потому, что чту Отца Моего, вы же, со своей стороны, вместо того чтобы склонить покорно голову свою пред Тем, Кто говорит вам истину от имени Отца, бесчестите Его, укоряя Его самарянином и бесноватым, а вместе с сим бесчестите и Того, от имени коего Он говорит и действует, т. е. Бога, Которого, однако же, осмеливаетесь называть Отцом своим. Вот почему, заключает Господь, вы подвергнетесь наказанию осуждения от Того, Кого вы бесчестите так.
– Не ищу Моей славы: если не хотите признать во Мне Того, Кто Я действительно, и воздать подобающую честь и славу: пусть!  Я не сужу (ср. ст. Ин.8:15-46
– Есть Ищущий, т. е. славы Моей, и Судящий, т. е. вас, не дающих славы Мне (ср. 5 и прим.). Словами
 Ищущий и Судящий указываются божественные действия, которыми Бог Отец вообще прославляет и прославит Сына Своего и осуждает и осудит врагов Его. Особенно же слава Господа явилась в воскресении и вознесении Его и сошествии Святого Духа на апостолов, а осуждение иудеев особенно торжественно выразилось в разрушении Иерусалима и уничтожении политической самостоятельности иудейского народа.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)


Ст. 48. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?

Ст. 48. Отвещаша убо Иудее и реша ему: не добре ли мы глаголем, яко Самарянин еси ты, и беса имаши;
 

Ругательство Иудеев распадается на две части. Под именем Самарянина они, кажется, хотели упрекнуть Господа в сношениях с этим народом (гл. 4) и выставить Его врагом Иудейской нации: кажется эта мысль подобна мысли Каиафы, признававшего Господа Иисуса врагом нации и ее благосостояния, которого поэтому следовало убить. Но нелепость этой хулы такова, что и сами Иудеи в ст. 53 не решаются повторить, что Господь Самарянин, а повторяют лишь вторую хулу.

Но вторая хула прямо относится к словесам Божиим, к словесам истины, которые только что глаголал им Господь и прямо подходит под определение хулы на Духа Святого, о которой Господь сказал, что «она не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31-32), а потому те, которые осмелились произнести эту хулу, и которые сочувствовали ей, – были именно те, которым Господь сказал: «умрете во грехе своем» (Ин.8:21). Нет сомнения, что обличаемые Господом Иудеи, которым указал Господь (ст. 44), кто источник их злобы и кто отец их, – в иступлении злобы пытаются обратить обвинение на Господа.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе

Слова Христа, что Его настоящие, предстоящие перед Ним теперь слушатели – «не от Бога», производят в них взрыв негодования против Христа. Они называют Его самарянином, так как самаряне известны были своей ненавистью к иудеям (ср. Мф.10:5). У Христа, хотят сказать иудеи, чисто самарянская злоба к нам, Его соплеменникам! Чтобы еще больше уязвить Христа, они называют Его бесоодержимым, потому что-де только под влиянием беса можно говорить такие оскорбления против богоизбранного иудейского народа. При этом они выдают, что и прежде уже рассуждали о Христе в таком именно тоне («не правду ли мы говорим?»).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible