Скрыть
Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 48-49 Отвещаша убо Иудее и реша Ему: не добре ли мы глаголем, яко Самарянин еси Ты и беса имаши; Отвеща Иисус: Аз беса не имам, но чту Отца Моего, и вы не чтете Мене

Иудеям надлежало бы прийти в умиление от слов и подивиться дерзновению и последовательности Его беседы; а они, напротив, поносят Его, называют самарянином, утверждают, что Он имеет беса, и говорят: не добре ли мы глаголем, яко самарянин еси и беса имаши? Когда Он говорил нечто высокое, тогда этим людям, крайне бесчувственным, казалось это безумием. И хотя евангелист выше нигде не заметил, что они называли Его самарянином, но из приведенных слов можно заключать, что они часто это говорили. Говорят: беса имаши. Но кто имеет беса? Тот ли, кто чтит Бога, или – кто оскорбляет чтущего? Что же Христос, – эта кротость, эта снисходительность? Аз беса не имам, но чту Отца, пославшаго Мя. Когда надлежало научить их, смирить великую их надменность и наставить не гордиться Авраамом, тогда Он был строг; а когда Ему Самому надобно было перенести от них поношение, тогда Он выказывает великую кротость.

Когда они говорили: мы имеем отцом Бога и Авраама, тогда Он сильно поразил их; а когда Его Самого называли имеющим беса, тогда отвечает кротко, научая нас отомщать за то, чем оскорбляется Бог, и не обращать внимания на оскорбления, наносимые нам.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня

«Отвеща Иисус: Аз беса не имам, но чту Отца Моего, и вы не чтете Мене». Речь отличается кротостию, но вместе и большею решительностию. Весьма выразительно говорит: «Я беса не имею», и, как бы противопоставляя Себя им, являет Себя свободным от порицания за это, но наоборот – показывает, что в действительности это относится к ним. В самом деле, если бы они действительно не имели беса, то, без сомнения, страшились бы называть беснующимся Того, Кто посредством дел засвидетельствован пред ними как Бог. Поэтому весьма целесообразно говорит: «Я не имею», как бы перенося это обвинение на них и именно им в действительности усвояя такое состояние (беснования). Итак, Я, говорит, «не имею», но вы очевидно (имеете) – «беса», но «чту» Моего «Отца», называя Себя Самого Богом и явившимся от Бога и утверждая, что не знаю греха. Ведь Богом быть, конечно, надлежит Тому, Кто от Бога, – и Сущий от Неведающего греха должен оказываться таким же, каков Тот, от Кого Он есть. В противном случае Мне необходимо было бы отказаться от противоречия вам и Я не стал бы говорить о Себе такие высокие слова. Ведь для Бога не было бы никакой чести, если бы о Нем думали, что Он имеет такого сына, который не есть Бог. Нисколько бы, говорит, не был почтен Отец, если бы Он назывался отцом того, кто впадает в грех. Итак, свидетельствуя о Своей собственной славе, Я, говорит, отнюдь не поношу, как вы предполагаете, но, напротив, «чту» Моего Родителя.

«Чту» Его также и другим образом, именно когда говорю со всею справедливостью о вас, что вы не от Бога, так как о дошедших до такой злобы и погруженных во всякую порочность не подобает говорить, что они от Бога. Бог чтит и удостаивает близости к Себе, конечно, не лжеца, ругателя, хулителя, гордеца и обидчика, не склонного к неправедному убийству, но честного, кроткого, благочестивого, боголюбивого и доброго. Итак, и тем еще «чту Отца», что поставляю вне общения с Ним тех, которые подвержены крайнему нечестию. А вы опять и делающего это «бесчестите» и нападаете на Его похвалы Отцу, так что оказываетесь нечестивцами не только против Сына, но уже и против Самого Отца. Ведь если Я, свидетельствуя о Своей высоте, тем самым «чту» Родителя Моего, то, без сомнения, «обесчестит», говорит, Его тот, кто станет подвергать чрезмерным поношениям Сущего от Него (Его Сына).

Так всесторонне подтверждает Христос Свои слова и ясно открывает, что Он есть Бог по природе, – и чрез то, говорит, посредством чего чтится Отец, при совершенном отсутствии общения с Ним в толпе нечестивцев, являет иудеев совсем чуждыми Богу, ибо что может быть нечестивее таких речей их?

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 46-50 Кто из вас обличит Меня в неправде? если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии; вы потому не слушаете, что вы не от Бога. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? Иисус отвечал: во Мне беса нет, но Я чту Отца Моего; а вы бесчестите Меня. Впрочем, Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий

Они сами себя называли сынами Бога. Он говорит: если вы сыны Бога, вы, конечно, должны ненавидеть грешника. Если и Меня, которого ненавидите, можете обличить во грехе, очевидно, ненавидите Меня справедливо. Если же никто не может обличить явно, вы ненавидите Меня за истину. За какую истину? Без сомнения, за ту, что Он Сам Себя называл Сыном Божиим, что совершенно истинно. - «Кто от Бога, тот слушает слова Божии». Посему, если бы и вы были сынами Божиими, вы не отвращались бы от Меня, Сына Божия, сшедшего с неба и возвышающего слова Божии. - Так кротко говорит им Господь, а они позволяют себе дерзости. Они говорят: не правду ли мы говорили, что Ты Самарянин и беса имеешь в Себе? Называли Его Самарянином как нарушителя иудейских обычаев, например субботнего покоя, так как самаряне не соблюдали в точности иудейского закона. А беснующимся называют Его, может быть, подобно тому, как говорили, что Он и бесов изгонял силою князя бесовского (Лк. 11, 15). Ибо все клеветавшие, что Он изгонял бесов силою веельзевула, говорили, что Он имел в Себе веельзевулова беса, которым и совершал чудеса. А как Он открывал их помыслы и пожелания, то, может быть, считали Его беснующимся и потому, что думали, будто тайны сердца их открываемы Ему были бесами. - Когда же называли Его Самарянином? Евангелист нигде об этом не упомянул. Отсюда видно, что евангелисты не все записали, а многое и опустили, как мы о сем самом заметили в другом месте. Так они обижают Его, а Он незлобливо принимает от них обиды. Впрочем, когда они сами себя называют сынами Божиими, Он сильно обличает их, вступаясь за истину; а когда Его обижают, Он не защищается. Сим научает Он и нас вступаться за славу Бога и кротко переносить обиды, касающиеся нас самих, подобно как и Он кротко говорит: «во Мне нет беса, но Я чту Отца Моего». Как же Он чтит Отца? Вступаясь за Него и не позволяя убийцам и лжецам называться сынами Спасителя и Истины. Вы, говорит, бесчестите Меня за то, что Я чту Отца Моего, поносимого вами, так как вы клевещете, что Он отец ваш. Но, если Я и не отмщаю за Себя, а переношу обиды, вы не думайте, что эта обида останется без отмщения. Есть Отец, Который накажет за такую обиду, наносимую Мне потому, что Я вступаюсь за Него и не позволяю вам называть самих себя сынами Его. Есть Ищущий Моей славы, и не только Ищущий, но и Могущий судить и наказать обижающих Меня без основания. Часто иной ищет взыскания за обиду, но сам не может судить. А Отец и ищет славы Сына, и может судить. Посему и сказал: «есть Ищущий и Судящий».

Евфимий Зигабен (†1118)

Отвеща Иисус: Аз беса не имам

Я не бесчещу Бога, как демоны, и не отнимаю у Него Его чести.

Но чту Отца Моего

Почитая Отца, Я показываю этим, что вы не имеете отцом своим Бога, что вы не от Бога. Быть отцом человекоубийц – бесчестие для Человеколюбца.

И вы не чтете Мене

называя самарянином и бесноватым за то, что, почитая Отца, Я показал, что вы не имеете отцом своим Бога. А бесчестя Сына, вы обесчестили и Отца, так как выше было сказано, что кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его (Ин. 5, 23).

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 48-50.  На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?  Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.  Впрочем, Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.

 Не правду ли мы говорим и пр.: по поводу упрёка Господа иудеям, что они ищут убить Его, они раз уже сделали Ему упрёк, что Он одержим бесом (Ин.7:20), но упрёка Ему с их стороны, что Он самарянин, не видно из Евангелий, хотя несомненно, что они называли Его так, ибо сами в этом сознаются в рассматриваемом месте (ср. Злат, и Феофил.). Господь резко и решительно отверг их сыновство Аврааму и Богу и назвал отцом дьявола; со своей стороны и они резче выражают упрёк Ему, чем прежде.
– Самарянин (ср. прим. к Мф.10:5): самаряне известны были как заклятые враги иудеев, и врагам Господа кажется, что Он стоит на их стороне, когда, отрицая их сыновство Богу и Аврааму, называет их сынами дьявола, как бы отрицая тем, что они народ Божий. Даже и самарянин обыкновенный, по их мнению, не может говорить о них так, как говорит Господь, если он не бесноватый. Таким образом, враги Господа дошли до такой степени озлобления против Него, что считают Его злейшим врагом всей их национальности, и притом ещё бесноватым.
– Господь, Который, по словам св. Ап. Петра, будучи злословим, Сам не злословил взаимно, но предавал то Судии праведному (1Пет.2:23), с удивительным спокойствием и кротостью отвечает на этот злобный упрёк. «Когда они говорили: мы имеем отцом Бога и Авраама, тогда Он сильно поразил их; а когда Его Самого называли имеющим беса, тогда отвечает кротко, научая нас отмщать за то, чем оскорбляется Бог, и не обращать внимания на оскорбления, наносимые нам» (Злат.). Сила упрёка – в том, что Он будто бы бесноватый, и Господь спокойно отклоняет его простым отрицанием: во Мне беса нет; напротив, подобными речами, которые вам представляются речами бесноватого, 
– Я воздаю честь Отцу Моему Небесному. Я вынужден говорить с вами так потому, что чту Отца Моего, вы же, со своей стороны, вместо того чтобы склонить покорно голову свою пред Тем, Кто говорит вам истину от имени Отца, бесчестите Его, укоряя Его самарянином и бесноватым, а вместе с сим бесчестите и Того, от имени коего Он говорит и действует, т. е. Бога, Которого, однако же, осмеливаетесь называть Отцом своим. Вот почему, заключает Господь, вы подвергнетесь наказанию осуждения от Того, Кого вы бесчестите так.
– Не ищу Моей славы: если не хотите признать во Мне Того, Кто Я действительно, и воздать подобающую честь и славу: пусть!  Я не сужу (ср. ст. Ин.8:15-46
– Есть Ищущий, т. е. славы Моей, и Судящий, т. е. вас, не дающих славы Мне (ср. 5 и прим.). Словами
 Ищущий и Судящий указываются божественные действия, которыми Бог Отец вообще прославляет и прославит Сына Своего и осуждает и осудит врагов Его. Особенно же слава Господа явилась в воскресении и вознесении Его и сошествии Святого Духа на апостолов, а осуждение иудеев особенно торжественно выразилось в разрушении Иерусалима и уничтожении политической самостоятельности иудейского народа.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 49. Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. 

Ст. 49. Отвеща Иисус: аз беса не имам, но чту Отца моего, и вы не чтете мене:

Господь так спокойно отвечает на произнесенную хулу, не возражая вовсе на имя Самарянина, Ему данное. Уже Иудейство преходит, уже пред Господом все народы и племена равны, уже наступает время единения и уравнения: все, кто чтит Бога в лице Сына Его суть чада Божии по призванию и усыновлению. Но не чтущие Бога и бесчестящие (русский синод. перевод слов: ὑμεῖς ἀτιμὰζετε με ближе к греческому (ἂτιμος, обесчещенный), чем славянский.) Господа Иисуса – как они явятся перед Богом? Господь спокойно отвечает: «аз беса не имам, и чту Отца моего, а вы бесчестите меня». Другими словами – хула, вами произнесенная, произнесена на Бога Израилева и на вас обрушатся все последствия ея.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 49-50 Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий

Не обращая внимания на то, что иудеи назвали Его самарянином, Христос возражает только против второго заявления, которое имело целью окончательно подорвать доверие ко Христу, даже отпугнуть от Него народ. «Нет, – говорит Христос, – Я нахожусь в здравом уме и уверен в том, что Своим образом действий Я воздаю почет Отцу Моему. Вы несправедливо бесчестите Меня подобными заявлениями». Но пусть иудеи не думают, что Христос особенно нуждается в восстановлении Своей чести. Он хорошо знает, что об этом заботится Его Отец, Kоторый и будет Судьею в распре, возникшей между Христом и иудеями (ср. 1Пет.2:23).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible