Скрыть
Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 36-38 аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете: вем, яко семя Авраамле есте: но ищете Мене убити, яко слово Мое не вмещается в вы: Аз, еже видех у Отца Моего, глаголю: и вы убо, еже видесте у отца вашего, творите

Аще убо Сын вы свободит (ст. 36). Видишь ли единосущие Его с Отцом, – как Он показывает, что имеет одинаковую с Ним власть? Аще Сын вы свободит, то уже никто не станет этому противоречить, и вы будете иметь верную свободу, потому что Бог оправдаяй. Кто осуждаяй? (Рим. 8, 33, 34). Этим он показывает, что Он свободен от греха, и вместе намекает на свободу только по имени. Последнюю дают и люди, но первую – один Бог. А чрез это Он убеждает их стыдиться не того рабства, но рабства греховного. И, чтобы показать, что они, хотя бы и не были рабами, так как отвергли от себя то рабство, тем не менее – рабы, Он тотчас присовокупил: воистинну свободни будете (ст. 36). А этим присовокуплением Он и показывает, что их свобода – не истинная. Потом, чтобы они не сказали, что не имеют греха (а можно было думать, что они и это скажут), смотри, как Он подверг их обвинению в нем. Не обличая всей их жизни, Он выставляет на вид то злодеяние, которое они только еще хотели совершить, и говорит: вем, яко семя Авраамле есте, но ищете Мене убити (ст. 37). Незаметно и мало-помалу отстраняет их от этого родства, научая не превозноситься им, потому что как свобода и рабство, так и родство зависят от дел. И не сказал Он тотчас: вы не дети Авраама, вы человекоубийцы, а Он праведник; но пока еще соглашается с ними и говорит: вем, яко семя Авраамле есте, но не в этом дело; а потом произносит против них более сильное обличение. И весьма часто можно видеть, что Он, намереваясь совершить что-нибудь великое, после совершения говорит с большим дерзновением, так как свидетельство от дел заграждало им уста. Но ищете Мене убити. Что ж, скажут, если справедливо? Напротив, совсем несправедливо. Поэтому Он представляет и причину: яко слово Мое не вмещается в вы (ст. 37). Как же было сказано, что они уверовали? Но я уже сказал, что они опять отложились. Поэтому-то Он сильно и обличает их. Если вы тщеславитесь родством с ним, то вам надобно выказывать и жизнь его. И не сказал Он: вы не вмещаете слова, но: слово Мое не вмещается в вы, показывая тем высоту Своих догматов. А за это не убивать следовало, напротив – еще более почитать и уважать, чтобы научиться. Что ж, могли сказать, может быть, Ты от Себя это говоришь? Поэтому Он присовокупил: Аз, еже видех у Отца Моего, глаголю, и вы, еже слышасте у отца вашего, творите (ст. 38). Как Я, говорит, и словами и истиною являю Отца, так и вы – своими делами. Я имею не только одно и то же существо с Отцом, но и одну и ту же истину.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего

«Аз, яже видех у Отца, глаголю: и вы убо, яже слышасте у отца, творите». Сказав, что слово Его невместимо у иудеев, почему они и восстают на Него и изобличаются как убийцы, счел необходимым присоединить и эти слова, – а по какой причине, изложу снова.

Не не ведал Он, как надо думать, что некоторые из иудеев восстанут и вооружатся на слова Его и, изрыгая от присущего им худомыслия, опять скажут: не напрасно, как утверждаешь, некоторые имеют убийственные замыслы на Тебя, они стремятся к этому по основательным причинам, боголюбезно это намерение в них и ревность эта по справедливости не заслуживает обвинения: ведь невместимо в них Твое слово, так как Ты сделал его (Себя), говорят, противным Богу, другому (не согласному с волею Бога) научаешь нас заблуждению, отвлекаешь от пути по закону (Моисееву) и переводишь к чему-то только для Тебя Одного угодному. Так, наверно, шептали тайно иудеи или размышляли в себе самих, и Господь опять предупреждает их, зная происходившие в них движения помыслов, ибо Он есть Бог истинный. Поэтому и говорит: «Я что видел у Отца, говорю», созерцал природу Отца Моего, Сам собою и в Себе самом Я видел Родителя и соделался созерцателем Его желаний. Видел, очевидно, посредством прирожденного знания, каких дел Он есть любитель, и это «говорю» к вам, а совсем не оказываюсь говорящим противное Ему, и не установил Я ничего вопреки Его воле. Я стараюсь призывать к этому слушателей, не отступая и от Своих желаний, ибо во Мне Его желания и Мои также в Нем. Но если Я, будучи таковым по природе и оказываясь соволителем во всем с Богом и Отцом, представляюсь вам каким-то не истинным и считаюсь отклоняющим вас от Божественных наставлений, то да престанет такое обвинение, отбросьте такое подозрение. «Что слышали от Отца, делайте», – говорил (Он) вам чрез Моисея, исполняйте заповедь, – вы слышали слова Его: «Невинного и правого не убивай» (Исх. 23:7), как же ищете Меня убить, нарушая тем и заповедь Отца?

Но и в другом значении можно понимать изречение: «И вы же» (поэтому, таким образом, «так и вы»), «что слышали от Отца, творите». Он говорил вам чрез пророков, вы слышали слова: «Радуйся сильно, дочь Сиона! Проповедуй, дочь Иерусалима! Вот Царь твой грядет к тебе правый и спасающий и восшедший на юного (жеребенка) осла, сына подъяремника» (Зах. 9:9). Также опять и гласом Исаии: «На гору высокую взойди, благовествующий Сион! Возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! Возвысьте, не бойтесь! Вот Бог ваш, вот Господь с силою грядет, и мышца Его со властию; вот награда Его (от Него) с Ним и дело пред Ним; как пастырь будет пасти стадо Свое и мышцею (рукою) Своею собирать агнцев и во чреве имущих утешать» (Ис. 40:9–11). Итак, повинуясь заповедям Отца, примите предвозглашенное, почтите верою Предвозвещенного, дайте в себе власть хотя бы словам Отца.

Надо знать, что если говорит, что закон есть Бога и Отца, хотя и изречен был от Него чрез Ангелов, то этим не исключает Себя Самого от законодательства, но делает это из снисхождения к иудеям, думавшим, что это так было, и не опровергает этого их мнения для пользы их. Ведь Он часто постыжал их за то, что не принимают Его, приводя имя Отца.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 37-38 Знаю, что вы семя Авраамово: однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего

Вы, говорит, считаете себя семенем Авраамовым. Я согласен с тем, что вы сохраняете плотское родство с этим святым, но у вас нет с ним родства по духу, Он праведен, человеколюбив и странноприимен, а вы (умалчиваю уже о прочих сторонах вашей жизни, а выставлю самое явное, что вы теперь делаете) дышите убийством и ненавистью к людям. Ибо вы ищете убить Меня и злоумышляете против Меня. Как же вы истинные его дети, когда так далеки от свойств отца? Если хвалитесь сродством, то должны подражать и добродетели его. Чтобы не сказали, что мы справедливо ищем убить Тебя, Он выставляет причину. Вы, говорит, беснуетесь против Меня не за другое что, как за то, что слово Мое превышает ваше разумение и не вмещается в вас. Между тем за это нужно было бы не убивать, а уважать и почитать, и сильнее желать, чтобы Я научил высоте догматов. Чтобы опять не сказали Ему, что мы и за слово Твое справедливо ненавидим Тебя, потому что Ты говоришь нам не от Бога, а от Самого Себя, и потому мы не можем принять Твоего учения, - Он прибавляет: Я говорю не Сам от Себя, но говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Я, говорит, возвещаю божественное и небесное и тем являю Отца Моего, а вы своими делами являете отца вашего то есть диавола. Когда слышишь сии слова: «Я говорю то, что видел», то не думай о телесном видении, но разумей знание естественное, истинное и самое верное. Как глаза, здраво видящие дело и истину видят истинно и не обманываются, так и Я истинно говорю то, что узнал от Отца.

Евфимий Зигабен (†1118)

Аз, еже видеху Отца Моего, глаголю

что узнал от Отца Своего, чему научился от Него.

И вы убо, еже видесте у отца вашего, творите

т.е. человекоубийство, так как под отцом их разумеет здесь дьявола. Подобно тому, как они теряют право иметь своим отцом Авраама несходством дел, так и совершенное сходство дел указывает на то, что отец их – дьявол; и он тоже человекоубийца, о чем яснее будет сказано после.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст.37-38. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Моё не вмещается в вас.  Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. 

 – Знаю, что вы семя Авраамово и пр.: на второе положение иудеев, будто они рабами никогда и никому не были (ст. Ин.8:33), Господь ответил (ст. Ин.8:34-36), теперь отвечает на первое, что они – семя Авраамово. Господь не отрицает, что они происходят по плоти от Авраама, но указывает вместе с сим на такой нравственный факт, который показывает, что они не дети Авраама – отца верующих – по духу и вере. Факт тот, что они ищут убить Господа: однако ищете убить Меня. Странным представляется, что, говоря речь к уверовавшим в Него, Господь обличает их в намерении убить Его. Но, как видно из хода речи, эта вера уверовавших в Него на сей раз была вера поверхностная, которая не выдержала первой же пробы, и тотчас снова эти люди перешли в оппозицию Господу (см. прим. к ст. Ин.8:31-33). Потому в дальнейшей речи Своей Господь и не отличает уже этих на минуту уверовавших и не устоявших в вере от неверующих, цель конечная которых была убить Господа (Ин.5:16 Ин.7:32 и парал.). Основание их такого намерения относительно Его Господь указывает в том, что слово Его не вмещается в них. Общий смысл сего изречения тот, что они не веруют в учение Его как Мессии, и потому не веруют и в Него Самого, как Мессию. Буквально выражение значит: учение Моё не умещается в вашей душе вполне; она слишком тесна для вмещения Моего учения; она как каменистая почва, на которой посеянное семя, только что взошедши, засыхает, не имея корня доброго (ср. Мф.13:5-6,20-21). Выражение метко характеризует только что уверовавших в Него (ст. Ин.8:31) и тотчас отпавших (ст. Ин.8:33); они приняли было слово Его, но оно не вместилось в душе их, наполненной предрассудками и ложными представлениями о Мессии и Его Царствии, оно не нашло себе там удобной почвы, нашло почву каменистую и не дало плода, даже не произросло, а, только что пустив малый корень, тотчас засохло.
– Я говорю то и пр.: основание внутреннее того, почему слово Господа не вмещается в них, то, что Его учение и их дела имеют совершенно различный источник, из коего то и другие истекают; Его учение происходит от Бога, а они делают то, чему научились от дьявола, вследствие чего они и не понимают учения божественного.
– Я говорю и пр.: см. прим. к Ин.3:11-13.
– Что видели у отца вашего: т. е. что узнали от дьявола (ст. Ин.8:44). В противоположность видению и ведению Сыном тайн и дел Отца (Ин.5:19-20 и парал.), открывающего Сыну всё, представляется, что иудеи – враги Христа, как дети дьявола, видят и знают, что делает отец их, который тоже открывает им волю свою. Конечно, видение и ведение их не только по содержанию и существу, но и по способу совершенно отлично от видения и ведения Сына и сопоставляются, как противоположные.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 38-40. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. 


Ст. 38-40. Аз, еже видех у Отца моего, глаголю: и вы убо, еже видесте у отца вашего, творите. Отвещаша и реша ему: отец наш Авраам есть. Глагола им Иисус: аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили: Ныне же ищете мене убити, человека, иже истину вам глаголах, юже слышах от Бога: сего Авраам несть сотворил:

Господь Иисус, указывая опять (ср. ст. 26–29) на единство Свое с Богом Отцем и на тот вечный источник мудрости и правды и любви, из которого истекают Его деяния и слова, хотя Он в образе человека (ср. Григор. Богосл. сл. 36-е ч. 2, л. 151 на обор., 152, 164), – особенно указывает Иудеям, что их слова и деяния проистекают от злого начала, от отца лжи. В ответ на постоянно повторяющееся кичливое восхваление Иудеев, что они сыны Авраама, Господь настойчиво указывает им на громадное нравственное различие между ими и Авраамом. Авраам творил дела Божия, что же они замышляют, – спрашивает Господь, – убиение праведника? В стихе 40 в устах Господа является выражение, которое нигде более не встречается: Господь говорит: «вы ищете убить Меня, человека ἂνθρωπον, который сказал вам истину». Господь чтобы яснее выставить гнусность преступления, даже устраняет временно священные имена Сына Божия и Сына человеческого: Он называет Себя просто человеком и, говоря о Себе как об обыкновенном смертном, представляет Иудеям всю черноту души их, которая способна замышлять убийство брата своего, как Каин Авеля, за то только что последний был угоден Богу. При таковом указании не было места даже тем фальшивым предлогам, коими прикрывались так называемые ревнители закона, утверждавшие, что они преследуют Господа за то, что Он нарушал закон и называл Себя Сыном Божиим. Господь раскрывает им собственное их сердце и указует им, что они человекоубийцы, – как и отец их диавол (см. ниже ст. 44), – и что они ищут неповинной крови брата своего.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 37-38 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего

Теперь Господь обличает национальную гордость, которая мешала им познать истину и достигнуть истинной свободы. Так как Его слушатели стали на точку зрения, общую всему иудейству, гордившемуся своим происхождением от Авраама, которое будто бы одно само по себе давало им право занять место в Царстве Божием, то Господь здесь не делает различия между Своими слушателями, уверовавшими в Него, и иудеями, Ему враждебными. Пусть они и дети Авраама, но они в то же время иудеи, а иудеи стремятся умертвить Его, так как «слово» Его или Его учение вообще не вмещается в них или, точнее, не встречает в их душе условий для своего утверждения (глагол χωρεῖν значит «вмещаться», а также «двигаться вперед», «проникать внутрь» – Прем.7:23, 25). Оно вошло в их душу, но не захватило всего их внутреннего существа, потому что там сильно влияние других внушений – внушений, идущих «от отца их». Но кого Он разумеет под «их отцом», Христос пока не говорит.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible