Скрыть
Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-9 Изыде убо паки вон Пилат и глагола им: се, извожду Его вам вон, да разумеете, яко в Нем ни единыя вины обретаю. Изыде же вон Иисус, нося терновен венец и багряну ризу. И глагола им: се, Человек. Егда же видеша Его архиерее и слуги, возопиша глаголюще: распни, распни Его. Глагола им Пилат: поимите Его вы и распните, аз бо не обретаю в Нем вины. Отвещаша ему Иудее: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори. Егда убо слыша Пилат сие слово, паче убояся, и вниде в претор паки и глагола Иисусови: откуду еси Ты; Иисус же ответа не даде ему

Затем он вывел Его и говорит: ни единыя вины не обретаю в Нем (ст. 4). И вот вышел, нося венец, – но и это не погасило ярости иудеев; они кричали: распни, распни Его (ст. 5, 6). Тогда Пилат, видя, что все его усилия напрасны, говорит: поимите Его вы и распните. Отсюда видно, что и прежние (поругания) он дозволил для укрощения их неистовства: аз бо, говорит, не обретаю в Нем вины (ст. 6).

Смотри, сколько средств употребляет судия, чтобы защитить Его, постоянно объявляя Его невинным; но тех псов ничто уже не могло преклонить. Ведь и эти слова: поимите и распните – показывают, что он отрекается и не хочет иметь с ними участия в беззаконном деле. Таким образом, они привели Христа с тем, чтобы умертвить Его по приговору начальника; но случилось противное: по приговору начальника скорее следовало отпустить Его. Будучи посрамлены этим, они говорят: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори (ст. 7). Но как же, когда судия сказал вам: поимите Его вы и по закону вашему судите Ему (18, 31), – вы говорили: нам не достоит убити ни когоже, а теперь прибегаете к закону? И заметь обвинение: яко Себе Сына Божия сотвори! Но, скажи мне, разве это преступление, когда Тот, Кто совершает дела, свойственные Сыну Божию, называет себя Сыном Божиим? Что же Христос? И в это время, когда они так разговаривали между собой, Он молчал, исполняя пророческое изречение: не отверзает уст Своих: во смирении Его суд Его взятся (Ис. 53, 7, 8). Между тем Пилат, услышав от них, что Он Себе Сына Божия сотвори, испугался, боясь, как бы в самом деле не было справедливо то, что они сказали, и как бы ему не показаться законопреступником. А они, хотя знали это как из слов, так и из дел, – не ужасаются, но умерщвляют Его за то самое, за что подобало бы поклоняться Ему. По этой причине Пилат уже не спрашивает Его: что еси сотворил? – но, колеблемый страхом, опять сначала производит допрос, говоря: аще Ты еси Христос? Но Он не отвечал (ст. 9), потому что (Пилат) уже слышал: Аз на сие родихся и на сие приидох, и: Царство Мое несть от мира сего, и поэтому должен был воспротивиться иудеям и освободить Христа, но он этого не сделал, а, напротив, уступил неистовству иудейскому.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-7 Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: Се, Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим

Смотри, в каких размерах выказывается злоба иудеев. Варавву, известного разбойника, выпрашивают на свободу, а Господа предают. Пилат бичует Его, желая по крайней мере этим утишить и укротить ярость их. Поелику словами не мог освободить Его из рук их, то бичует, надеясь этим ограничить неистовство их; позволяет надеть на Него хламиду и возложить венец, также с целью утолить гнев их. Но воины делают все из угождения иудеям. Они слышали, как Пилат говорил: я отпущу Царя Иудейского; посему насмехаются над Ним, как над царем. Ибо не по приказанию же Пилата делали это и те, которые ночью пошли на Иисуса, без ведома правителя, но в угождение иудеям, из-за денег. Пилат слабодушен и немстителен в отношении к иудеям. Он выводит Иисуса, еще раз желая погасить ярость их. Но они и этим не укротились, а кричат: «распни, распни Его!». Пилат же, видя, что все делаемое им остается напрасным, говорит: «возьмите и распните; ибо я не нахожу в Нем вины». Говорит же это, побуждая их к делу, им непозволенному, для того, чтобы Иисус был отпущен. Я, говорит, имеющий власть распять, не нахожу никакой вины; а вы, не имеющие власти распинать, говорите, что Он виновен. Итак, возьмите Его и распните. Но вы не имеете власти. Итак, Человек Сей должен быть отпущен. Такова цель Пилата. Он милостивее, однако же не настойчив за истину. А они, быв посрамлены этим, говорят: «по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». Смотри, как злоба несогласна сама с собою. Прежде Пилат говорил им: возьмите Его вы и по закону вашему судите; они на это не согласились. Теперь же говорят, что Он по закону нашему должен умереть. Прежде они обвиняли Его в том, что выдает Себя за Царя; а теперь, когда эта ложь изобличена, обвиняют Его в том, что Он выдает Себя за Сына Божия. И в чем тут вина? Если Он творит дела Божии, то что препятствует Ему быть Сыном Божиим? Смотри на Божественное домостроительство. Они предавали Господа многим судилищам, чтобы опорочить Его и помрачить славу Его; но это бесчестие обращается на главу их, ибо при точнейшем исследовании дела невинность Его еще более доказана. Сколько раз даже Пилат объявлял, что он не находит в Нем ничего достойного смерти.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!

Поймёт ли кто когда-нибудь тайну, заключающуюся в сих простых словах Пилата: вот человек! Поистине, вот ужасное состояние, до какого грех довёл не только Сына Божия, Который сделавшись Испоручником человечества пред Богом Отцем Своим, должен был, — невинная Жертва, омыть грехи мира Своею кровью: но таково же плачевное состояние и самого человека, через грехопадение, ниспадшего из того высокого чина, на который вознёс его Бог, поставив его царём творения и предназначив его для блаженной и бессмертной жизни. Между тем, среди самого уничижения Спаситель постоянно сохраняет характер Своего негиблющего Царственного достоинства, которого символы и знаки являются раздранными вокруг Него, по-видимому, только для того, чтобы среди бесславия была возвращена Ему та слава, которую, к несчастью, утратил человек через гордость: Благо мне яко смирил мя еси (Пс. 118:71)! Так первая добродетель, которой должен подражать ученик Иисуса Христа, взирая на своего Божественного Учителя, есть смирение, глубоко укоренённое в сердце, и оттуда распространяющее благотворное влияние на все способности души и тела. Сердце смиренное ужасается греха и с терпением переносит всё, чтобы только избегнуть его или загладить. Сердце смиренное отвергается самого себя; боится более похвалы, чем презрения и при всех обстоятельствах мыслит только о том, чтобы воздавать славу Богу.

Избранные места из Священной Истории

Евфимий Зигабен (†1118)

Изыде же вон Иисус, нося терновен венец и багряну ризу

Пилат вывел Иисуса Христа в такой позорной одежде, чтобы иудеи, видя такое бесчестие своего врага, удовлетворились этим и успокоились

И глагола им: се, Человек

Человеком назвал Пилат Иисуса Христа из сострадания, чтобы и у них возбудить сострадание к Нему.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 4-5.  Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! 

 Пилат опять вышел: бичевание Господа происходило внутри двора или претории (ср. Мк.15:16), прокуратор тоже был или там, или во внутренних покоях. Когда же окончилось бичевание и поругание Господа, он снова вышел к обвинителям вместе с измученным от воинов обвиняемым.
– Чтобы вы знали и пр.: Пилат изъявил своё решение – наказав Господа, отпустить Его (Лк.23:16,22) и – вот, выведши пред обвинителями избитого Узника, он решительнее, чем прежде, говорит с обвинявшими, что он не находит в Нём вины, достойной того, чтобы предать Его смерти, а потому хочет отпустить Его. Но он встретил такой отпор со стороны обвинителей, что не выдержал себя и присудил к смертной казни неповинного, по его же собственному сознанию. 
– Никакой вины: т. е. такой вины, которая подвергала бы Его смертной казни. Пилат наказал Господа частью в удовлетворение обвинителям, частью потому, что, может быть, считал достойным наказания называющего себя Царём (см. прим. к Лк.23:16) и – этого считал достаточным, чтобы затем отпустить Господа. В этих видах он и объявляет, выводя Господа пред обвинителями, что он не находит никакой вины в Нём, объявляет прямо и решительно (чтобы вы знали).
– В терновом венце и в багрянице: см. прим. к Мф.27:28-29.
– Се, Человек: кроме заявления мнения своего, как судьи, о невинности Господа, Пилат восклицанием – се, Человек, очевидно, имеет целью возбудить сострадание к Нему в жёстких сердцах обвинителей и вместе указать им с этой стороны на несправедливость их обвинений. Восклицанием этим Пилат обращался к суду их совести: неужели Этот Человек – опасный бунтовщик, как они обвиняли, опасный и для нации иудейской и для Кесаря римского, Этот Человек, всеми оставленный, так измученный, поруганныйи даже не оправдывавшийся во взводимых на Него обвинениях? При виде Его они, по крайней мере, теперь бы могли увериться, что если они из-за Него боялись погрома со стороны римлян, то – это напрасное опасение (ср. Ин.11:48). Но, как видно из дальнейшего, ни это ясно выраженное мнение судьи Пилата, ни это его воззвание к состраданию над обвиняемым не имели успеха.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 4-5 Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!
Ст. 4-5 Изыде убо паки вон Пилат, и глагола им: се, извожду Его вам вон, да разумеете, яко в Нем ни единыя вины обретаю. Изыде же вон Иисус, нося терновен венец и багряну ризу. И глагола им: се, Человек.

Второй раз (ср. Ин. 18:38) даже римский гордо-индифферентный эгоист, считает долгом своим заявить, что перед ним невинный.

В третий раз (см. Ин. 19:13 в совокупности с Мф. 27:24) на помосте перед дворцом, умывая руки, он признает перед народом невинность преданного ему для казни.

В этот второй раз (ст. 4), выходя пред толпу из претории, Пилат ведет за собою избиенного, окровавленного, поруганного Иисуса, имея однако в виду, как настойчиво указывает Златоуст (Бесед. 84, стр. 483), подвинуть кровожадный и возбужденный первосвященниками народ к жалости, «чтобы они увидевши позор, несколько успокоились от страсти»... и дозволил (Пилат) поругания для укрощения их неистовства: «аз бо говорит, не обретаю в нем вины» (Злат. 1. cit.). Следующий стих рисует страшное зрелище:

Изыде же вон Иисус, нося (ϕορῶν) терновен венец и багряну ризу. И глагола им: се человек.

Страшное зрелище – даже только по человечеству говоря – представляет заведомо невинный, заведомо святой, заведомо ко всем милосердый человек, не сделавший никому зла, творивший добро и неисчислимые исцеления, выводимый пред толпу окровавленный, избитый, и выходящий как агнец, ведомый на заклание, в кротком молчании, с поникшею главою, увенчанною тернием и в багрянице, пропитанной кровью Его от ран бичей. А внизу перед помостом волнующееся море людей, скорее могущих быть уподобленным демонам, чем людям, которых налитые кровью глаза и распаленные злобой лица ожидали как дикие звери кровавой жертвы. Ужас объемлет сердце при воспоминании об этом зрелище, даже если бы исходящий пред толпу Страдалец был только человек. Но какой же ужас должен объять душу, вспоминая, что сей Страдалец Бог во плоти, волею обрекшийся на сии страшные страдания, во искупление падшего человечества.

Мы не без основания включили в скобках в тексте против слова нося, подлинное греческое выражение ϕορῶν, которым обозначено облечение Господа в терновый венец и порфиру. Выражение это, по мнению некоторых Западных комментаторов (Westcott, Mansel, Cook, e.t.c.), имеет значение постоянно, по праву носимого одеяния. В этом выражении, по-видимому, не без основания видят указание на слова Господа, в ответ на вопрос Пилата: «царь ли еси ты?» «Аз на сие родшся и на сие приидох в мир» (Ин. 18:37). Посему и Ирод и Пилат (как Каиафа, см. Ин. 11:51) становились невольными пророками, облекая Господа в одежды царские. Они оба также, и в особенности Пилат, сделались орудиями исполнения пророчеств о Мессии: «Он был изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши... ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5). Сказано еще (Ис. 11:1-10) об отрасли корня Иессеева, что «Он станет знаменем для народов». «И будет Царем царствующих по правде» (Ис. 32:1), «И будет радость вечная для избавленных Господом» (Ис. 35:10), ибо «облечет Он их в ризы спасения» (Ис. 61:10) и «возвеселятся все с Иерусалимом» (Ис. 66:10).

Но совершение всех сих и многих других таинственных пророческих слов о Мессии страждущем и превознесенном, было еще скрыто, даже от ближайших учеников Господа, пока Он сам после воскресения Своего не просветил их и не дал им Духа Святого (Ин. 20:19-22; Лк. 24:13-32,36-45; Деян. 2). Тем менее могло сие быть понято обезумевшими Иудеями и язычником Пилатом. Но последний понимал хоть одну сторону совершающегося по человечеству беззакония, хотя не мог отвратить его. Выводя Господа, он не без соболезнования говорит: «Се человек!» ‘Iδε ό ἂνθρωπος. Ecce homo! Произнося сии знаменательные слова Пилат очевидно имел некоторую надежду возбудить в бушующей толпе чувство сожаления, но мы увидим в следующем стихе взрыв зверского рева, возбужденный первосвященниками, отвечающий на эти по крайней мере человеческие слова.

И произнося эти слова: «Се человек!» Пилат не ведал какую глубокую мысль, какое таинственное слово произносит он.

Действительно, хотя Бог по существу, но поистине полный совершенный человек в своих страданиях был Господь наш Иисус Христос, Сын человеческий и Сын Божий. Как Сын человеческий Он в полноте человеческих страданий удовлетворял полноте суда Божия над человеком, и воспринимал сию жертву полнотою Милосердия.

Се человек! Ибо как говорит Апостол (Кол. 1:18-20). «Он есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство. Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота. И чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровью креста Его и земное и небесное». «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9).

Се человек и «Отныне все будет покорено под ноги Его» (Еф. 1:22); и «на имя Его будут уповать народы» (Ис. 42:4; Мф. 12:21).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек

Пилат, наказав Христа и выведя Его к иудеям со знаками побоев на лице, в терновом венце и багрянице (ср. Мф.27:28–29), этим самым показывал иудеям полное ничтожество их обвинений, какие они выставляли против Христа. «Разве такой человек может рассматриваться как претендент на царскую корону?» – как бы говорил этим Пилат. Нет, Пилат не находит сколько-нибудь серьезных оснований к обвинению Христа в приписываемых Ему замыслах. Слова же «се, Человек!» могут быть понимаемы в двояком значении. С одной стороны, Пилат хотел этим восклицанием сказать, что перед иудеями стоит человек совершенно ничтожный, которому разве только в насмешку можно приписывать попытки завладеть царской властью, с другой, он хотел возбудить в людях, не окончательно ожесточившихся, сострадание ко Христу.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible