Скрыть
Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 31-34 Иудее же, понеже пяток бе, да не останут на кресте телеса в субботу, бе бо велик день тоя субботы, молиша Пилата, да пребиют голени их и возмут. Приидоша же воини, и первому убо пребиша голени, и другому распятому с Ним: на Иисуса же пришедше, яко видеша Его уже умерша, не пребиша Ему голений, но един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода

Между тем иудеи, пожирающие верблюда и оцеживающие комаров (Мф. 23:24), совершив столь великое злодеяние, опять выказывают особенную заботливость о дне. Понеже пяток бе, да не останут на кресте телеса в субботу, молиша Пилата, да пребиют голени их (Ин. 19:31). Видишь, как могущественна истина? О чем они так ревностно стараются, чрез то самое исполняется пророчество и сбывается новое, бывшее им предсказание. В самом деле, когда воины пришли, то у других перебили голени, а у Христа не перебили; но в угождение иудеям пронзили копием ребра Его и таким образом поругались даже над мертвым Его телом. Какое гнусное и отвратительное злодеяние! Но не смущайся, возлюбленный, и не унывай! Что они делали с злым намерением, то самое содействовало к утверждению истины; об этом именно было пророчество, которое говорит: воззрят нань, Егоже прободоша (ст. 37). Кроме того, это злодеяние послужило основанием веры для тех, которые впоследствии имели не веровать, например для Фомы и подобных ему. А вместе с тем тут совершилось и неизреченное таинство: абие изыде кровь и вода (ст. 34). Не без значения и не случайно истекли эти источники, но – потому, что из того и другого составлена Церковь. Это знают посвященные в таинства: водою они возрождаются, а кровию и плотию питаются. Так, отсюда получают свое начало таинства; и потому, когда ты приступаешь к страшной чаше, приступай так, как бы ты пил от самого ребра.

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Недоумение XLIV. Почему Иоанн говорит, что Иудеи, когда предали Пилату Иисуса, остерегались, чтобы не оскверниться, войдя в преторию, но [чтобы] есть пасху (Ин. 18:28), однако прочие [евангелисты] написали, что предыдущий день был иудейской Пасхой, в который со учениками потрапезничавший Господь ночью был схвачен иудеями на страдание (εἰς τὸ πάθος)? И чтобы показать это, сам Иоанн в другом месте говорит: «а так как была пятница, то иудеи, чтобы тела не оставались на кресте в субботу, – ибо день той субботы был день великий» (Ин. 19:31) и так далее?

Разъяснение см. Ин. 18:28

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 31-34 Но как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу (ибо та суббота была день великий) просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак, пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его умершим, не перебили у Него голеней; но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода

Господь предал дух Богу и Отцу, чтобы показать, что души святых не остаются в гробницах, но востекают в руки Отца всех, а души грешных низвлекаются в место мучения, то есть в ад. А те, кои поглощают верблюда, и оцеживают комара (Мф. 23:24), совершив столь великое злодеяние, выказывают особенную заботливость о дне. Ибо, говорит, «дабы не оставить на кресте тел, просили Пилата», то есть просили о том, чтобы снять их. Для чего они просят, чтобы перебиты были голени? Для того чтобы, если и останутся живы, были не способны к делу (ибо они были разбойники). Итак, они не хотели являться в день праздника мстителями и убийцами. Иначе: и закон так повелевал, чтобы солнце не заходило во гневе человека (Еф. 4:26). Смотри, как чрез выдумки иудеев исполняются пророчества. Здесь зараз исполняются два пророчества, как далее говорит евангелист. Хотя не сокрушили голеней Иисуса, однако же в угоду иудеям пронзают Его, и вытекает кровь и вода. И это удивительно. Они думали наругаться и над мертвым телом, но поругание обращается им в чудо. Достойно удивления и то, что из мертвого тела вытекает кровь. Впрочем, иной из недоверчивых скажет, что, вероятно, в теле было еще сколько-нибудь жизненной силы. Но когда и вода вытекла, то чудо непререкаемо. Неспроста это случилось, но потому, что жизнь в Церкви начинается и продолжается посредством сих двух вещей: водою мы рождаемся, а Кровью и Телом питаемся. Итак, когда приступаешь к чаше общения Крови Христовой, так располагай себя, как бы ты пил из самого ребра. Примечай, пожалуй, и то, как посредством прободенного ребра врачуется рана ребра, то есть Евы. Там Адам, уснув, лишился ребра; и здесь Господь, уснув, дает ребро воину. Копье воина есть образ меча, обращающегося и выгоняющего нас из рая (Быт. 3:24). А как все вертящееся не останавливается в своем движении, доколе не ударится обо что-нибудь, то Господь, показывая, что Он остановит тот меч, мечу воина подставляет Свое ребро, чтобы нам ясно было, что как копье воина, приразившись ребру, остановилось, так и пламенный меч остановится и не будет уже страшить своим вращением и возбранять вход в рай. - Да постыдятся ариане, которые в таинстве причащения не присоединяют воды к вину. Ибо они, как кажется, не веруют, что из ребра вытекла и вода, что удивительнее, но веруют, что вытекла одна кровь, и тем уменьшают величие чуда. Ибо кровь показывает, что Распятый - человек, а вода, что Он выше человека, именно, - Бог.

Евфимий Зигабен (†1118)

Иудее же, понеже пяток бе, да не останут на кресте телеса в субботу, бе бо велик день тоя субботы

Так как это была пятница, то если бы тогда не были сняты с крестов тела, то они оставались бы на крестах и в субботу, и их мог бы застать висящими и тот великий день субботы, т.е. Пасха, – что казалось осквернением праздника. Субботу ту евангелист называет великим днем, не только потому, что он почитался, как суббота вообще, но и потому, что на него падал теперь праздник опресноков , и значит это был двойной праздник. Такую субботу называли субботой суббот, подобно тому как говорят торжество торжеств, праздников праздник, т.е. двойной праздник. Кроме того, и во Второзаконии было такого рода повеление относительно повешенного на кресте: да не пренощует тело его на древе, но во гробе погребите его в той же день (Втор. 21:23).

Молиша Пилата, да пребиют голени их и возмут

Иудеи просили Пилата, чтобы перебить голени распятых на кресте для того, чтобы ускорить их смерть.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. 

Повествование о прободении ребра Господня вместо пребития голеней находится у одного только ев. Иоанна и составляет важное дополнение к сказаниям первых трёх евангелистов.
– Была пятница: см. прим. к Ин.19.14.
– Чтобы не оставить тел на кресте в субботу: по римским обычаям тела распятых могли долго висеть на крестах, но закон Моисеев не дозволял тела казнённых чрез повешение оставлять на дереве на ночь, а предписывал погребать их в тот же день (Втор.21:22-23). Тем более нельзя было оставлять тела таковых на субботу – великий день в числе других дней недели, и тем более ещё – на эту субботу, которая была особенно великим днём, так как на неё падал в тот год первый день праздника Пасхи, а вечером накануне, т. е. в самый день распятия, надлежало вкушать агнца пасхального. Поэтому Иудеи, т. е. враги Господа или члены Синедриона, озаботились тем, чтобы убрать до вечера тела распятых, а для этого насильственно ускорить их смерть. Средством для сего было указано – перебитие голеней. У евреев не видно следов этого жестокого обычая, но он употреблялся у римлян и от них, вероятно, переходил к побеждённым народам. Это был жестокий обычай – к жестокой казни прибавлять новую. Перебитие голеней употреблялось и как особое наказание у римлян.
– Просили Пилата: потому что они сами не имели права ускорять смерть казнённых, как и наказывать смертью. Так, для исполнения своего закона Моисеева они должны были обращаться за решением к язычнику – римлянину.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 31-32 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
Ст. 31-32 Иудее же, понеже пяток бе, да не останут на кресте телеса в субботу, бе бо велик день тоя субботы, молиша Пилата, да пребиют голени их, и возмут. Приидоша же воини, и первому убо пребиша голени, и другому распятому с ним.

Повеление Моисеево о не оставлении «на древе» на ночь казненного по закону Моисееву изображено во Втор. 21:22-23. В своем месте мы говорили, что казни повешения на древе у Израильтян как у древних Египтян не было, а вешался на древо для позора лишь труп казненного другим образом преступника. Посему строгого применения закона Моисеева Иудеи могли только просить («молиша Пилата») не требовать; в особенности после того, что у них совершенно отъято было право жизни и смерти. Господь Иисус Христос был «предан» Пилату и потому пречистым телом Его иудей распоряжаться не могли, как видно и из того, что Иосифу Аримафейскому пречистое тело отдает Пилат, вовсе не спрашивая о том Иудеев.

Весьма вероятно, что в обыкновенных случаях закон Моисеев совершенно игнорировался римскою властью; и приговариваемые ко кресту, оставались более суток на кресте. Но во время предания и страданий Господа нашего Иисуса Христа, две причины заставили Иудеев, т. е. начальников просить убить пригвожденных ко кресту.

Главнейшая из сих причин была злоба на Господа, не дававшая им покоя, доколе они не будут уверены в смерти Его, о которой они могли еще не знать, ибо по всей вероятности, они, во время тьмы с шестого часа до девятого (т. е. с полудня до шести часов вечера), удалились по домам, и только с приближением заката, когда тьма стала проходить, решились выйти и прямо направились к Пилату с просьбой убить распятых. Для убеждения Пилата в необходимости этого, они, скрывая настоящую причину своей просьбы, указывают на другую причину, на закон Моисеев, опираясь притом на то, что «бе бо велик день тоя Субботы».

Мы видели выше (во вступл. в главу XIII), что в этот год обыкновенная недельная суббота совпадала с днем опресноков или Пасхою, а в вечер сей Пятницы вкушался пасхальный агнец. Пилат не отказывает им в этой просьбе, как совершенно маловажной.

Мы заметим между прочим, какое ужасное было это общество, в котором жизнь и страдания человека ценились ни во что, где обязанность палача возлагалась на каждого из воинов безразлично, с полною уверенностью, что он весьма охотно исполнит это. И в это общество пробился луч света Христова учения, и, осветив тьму зверства и бесчувственности, рассеял эту тьму и создал строй жизни и чувствований христианских.

Слепы те, кои не видят этого чуда перерождения мира Христом распятым.

Жизнь распятых в этот день должна была прекратиться сокрушением костей, посредством молота. Перебивались колена, и смерть наступала от нервного потрясения. Но пречистое тело Господа и кости Его не были сокрушены. Пророчества исполнялись независимо от воли людей.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 31-34 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода

Здесь евангелист рисует четвертую и последнюю картину. Представители Синедриона просили у прокуратора, чтобы к наступавшей субботе были убраны тела распятых, так как и закон Моисеев требовал, чтобы тело преступника, который был повешен на дереве, не оставалось там на ночь, но было предаваемо земле в самый день казни (Втор. 21:22–23). Иудеям тем более хотелось исполнить этот закон, что наступал вместе с субботой и праздник Пасхи. Для этого же было необходимо добить повешенных на кресте преступников (им перебивали голени). Пилат согласился на это, и явившиеся на место казни воины скоро покончили с двумя повешенными по обеим сторонам Христа преступниками, Иисуса же, заметив, что он умер, оставили нетронутым. Только один из воинов, вероятно, желая устранить всякую возможность погребения мнимо умершего, ударил Христа копьем в бок. Этот удар, пробивший сердце Христа, должен был погасить последнюю искру жизни, если таковая еще тлела в сердце Христа. Евангелист, упоминая об этом событии, хотел доказать действительность смерти Христа в противовес тем еретикам, которые (главным образом, Kеринф) говорили, что Христос не умер на кресте, потому что и тело-то у Него было только призрачное.

При этом евангелист указывает на удивительное обстоятельство, имевшее место при прободении бока у Христа. Из раны, причиненной ударом копья «истекла» (правильнее – «выступила») «кровь и вода». Об этом евангелист упоминает, во-первых, как о необыкновенном явлении, так как из тела умершего при проколе не вытекает кровь и вода, а во-вторых, он хочет показать здесь, что смертью Христовой верующие получили кровь, очищающую от наследственного греха, и воду, являющуюся в Писании Ветхого Завета символом благодати Святого Духа (см. Ис. 44:3). Последнюю мысль Иоанн повторяет и в первом своем Послании, говоря, что Христос, как истинный Мессия-Искупитель, пришел или выступил «водою и кровию» (1Ин. 5:6).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible