Скрыть
Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 16-17 Тогда убо предаде Его им, да распнется. Поемше же Иисуса и ведоша: и нося крест Свой, изыде на глаголемое Лобное место, еже глаголется еврейски Голгофа

Иудеи еще в начале, пользуясь покровительством Божиим, домогались закона, по которому управляются царства языческие, и в пустыне после манны вспоминали о луке. Так точно и теперь, отказываясь от Царства Христова, они провозглашают над собою царство кесарево. Потому-то (Господь) и поставил над ними царя, согласно с их приговором. А что Пилат, услышав это, предаде Его им, да распнется, – крайне несправедливо! Ему следовало бы допросить, действительно ли Христос домогался присвоить Себе царскую власть, а он произнес приговор единственно по страху. Чтобы он не подвергся ему, Христос наперед уже сказал: Царство Мое несть от мира сего; но он, всецело предав себя настоящему, не хотел любомудрствовать ни о чем великом. Равным образом, и сон жены его должен был поразить его; но он ни от чего этого не образумился и не воззрел на небо, но предал Христа. Тогда (иудеи) возложили на Него крест, уже как на осужденного: они так гнушались этим древом, что не позволяли себе даже прикоснуться к нему. Так было и в прообразе: и Исаак нес дрова. Только тогда все дело ограничилось намерением отца, так как то было прообразование; а теперь все исполнилось самим делом, потому что это была истина. И изыде на лобное место. Некоторые говорят, что здесь умер и погребен Адам и что Иисус водрузил знамение победы на том самом месте, где царствовала смерть. Действительно, Он вышел, неся крест как знак победы над державою смерти, и, подобно победителям, нес знамение победы на Своих раменах. Что за важность, если иудеи и с другим намерением определили Ему нести крест? Они распинают Его даже вместе с разбойниками, но и в этом случае против воли исполняют пророчество: так все, что они делали в поношение, служило к подтверждению истины, чтобы ты познал, как велика ее сила. Ведь и об этом издревле предсказал Пророк: яко со беззаконными вменися (Ис. 53, 12). Итак, диавол хотел помрачить это событие, но не мог: распяты были трое, но просиял один Иисус, чтобы ты познал, что все совершилось Его силою. И хотя чудеса совершались в то время, когда трое пригвождены были к крестам, однако ж никто и ни одного из них не приписал никому другому, кроме одного Иисуса. Так бессильны оказались козни диавола, и все обратилось на главу его! Ведь даже из тех двух (разбойников) один спасся. Таким образом, диавол не только не повредил славе креста, но и немало содействовал ей, потому что обратить разбойника на кресте и ввести его в рай – не меньше значит, чем потрясти камни.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Ст. 15-16 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели

Как? Ты называя Иисуса Праведником, — и ты же предаёшь Его неистовству народа? Не исторгаешь Его из жестоких рук его? Неспособный к чувствованиям благородным, малодушный правитель допущает себе увлечься и, наконец, уступает ожесточённым воплям народа: да будет распят! (Мф. 27:22). А народ не смерти Его только требует, но хочет, чтобы Он умер позорною смертию — крестною! «Страшитесь христиане, чтобы эта вина не обратилась на вас самих, — увещевает Св. Златоуст, — и если вы понимаете важность её, то вам нельзя этим не тронуться. Совесть не по нашей воле председящая в нас подобно судии, внутренно говорит каждому из нас: на что ты решишься? Вот твоё удовольствие с одной, твой Бог с другой стороны: за кого из двух станешь ты, когда удержать то и другое вместе невозможно? Надобно тебе лишиться или твоего удовольствия, или твоего Бога: и это предлежит решить тебе самому. Страсть, сделавшаяся обладательницею нашего сердца, при чрезмерной нашей склонности к неверностям, внушает нам такое решение: я хочу удовольствия». Но как же ты поступишь с твоим Богом? (тайно вопрошает совесть: и могу ли я умолчать о Нём, когда мне не возможно не защищать права Его, вопреки твоим желаниям? «Мне нет до Него нужды (бесстыдно отвечает страсть); я хочу удовольствия, я уже решился. — Но знаешь ли ты (вопиет совесть посредством своих угрызений), что, позволяя себе удовольствие, ты вновь распинаешь Сына Божия в себе самом? «Нет нужды, пусть Он будет распят, только бы я был удовлетворён». Но какое же зло сделал Он, и за что ты так Его предаёшь? Моё удовольствие — вот моё право, а поелику Бог есть враг моего удовольствия, то я повторяю: «да будет распят». Вот печальное положение грешника, попускающего врагам его спасения нечувствительно занять место в душе его. Если бы в начале борьбы с ними, он возымел более решимости, то он стал бы выше их, и первая победа над ними повела бы его к множеству других побед и утвердила бы успехи его в дальнейшей борьбе.

Избранные места из Священной Истории

Евфимий Зигабен (†1118)

Тогда убо предаде Его им, да распнется

побежденный их настойчивостью. Кому же предал Иисуса Христа Пилат? Конечно, иудеям и воинам.

Поемше же Иисуса и ведоша

Найди в двадцать седьмой главе Евангелия от Матфея слова: и егда поругашася Ему, совлекоша с Него багряницу и облекоша Его в ризы Его (Мф. 27, 31), и прочитай объяснение их.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 13-16. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон*, а по-еврейски Гаввафа. //*Каменный помост. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели
 

– Услышав это слово: этой угрозой дело было окончено, твёрдость и решимость оставили римского чиновника, опасение за свою жизнь превозмогло, и – предание Господа на распятие было решено. Пилат формально и торжественно оканчивает суд.
– Вывел вон Иисуса: из судебной палаты, так как формальное решение суда должно было быть объявлено в присутствии обвинителей, а они не хотели входить в преторию (Ин.18:28).
– Сел на судилище, на судейском седалище, которое поставлено было на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Лифостротон – это было возвышенное место и открытое пред преторией или домом прокуратора; греческое название этого места произошло от того, что оно было выстлано камнем, вероятно, мозаикой, как то было в обычае у римских судей – чиновников. Еврейское название этого места Гаввафа не есть перевод греческого – Лифостротон, а коренное арамейское слово, означающее возвышенность, холм, и дано ему потому именно, что оно было возвышенно. – Так как это было время решительного осуждения Господа, то евангелист означает и день, и час его.
– Это была пятница пред Пасхой: самый праздник Пасхи еврейской падал тогда на субботу, но, по закону, пасхального агнца надлежало вкушать с вечера, т. е. в пятницу вечером, т. е. вечером того дня, в который утром происходил суд над Господом и Его распятие (см. прим. к Ин.18:28;13:1-4 и парал.).
– Час шестый: или точнее – час как бы шестыйтак как шестый, или около шестого часа, т. е. около полуденного часа. В указании сего часа есть у Иоанна некоторое отличие от сказаний прочих евангелистов: по ним, от шестого часа или около шестого часа началась уже тьма по всей земле, а это было в то время, когда Господь висел уже на кресте (Мф.27:45; Мк.15:33; Лк.23:44). Из всех сказаний евангельских выходит, что Господь был распят около полудня; несколько ранее, несколько позднее – различие незначительное и для достоверности евангельских сказаний значения не имеющее. День, как и ночь, делился вообще на четыре части по три часа в каждой (см. прим. к Мф.14 и парал.); потому почти всюду в Новом Завете упоминается только о первом, третьем, шестом и девятом часах (ср. Мф.20:3-4), и потому же так часто при указании на эти часы стоит оговорка – как бы, около. «Не сказал утвердительно: час был шестый, но как бы нерешительно и не с уверенностью: был час как бы шестый. Посему нисколько не должно быть важно для нас, что евангелисты, по-видимому, не совершенно согласны друг с другом, если даже допустим это разногласие. Ибо смотри, не все ли они сказали, что Иисус был распят? А что о часе говорят – один, что это был третий час, а другой – как бы шестый, то вредит ли это сколько-нибудь истине? Но весьма достаточно доказано, что разногласия даже и нет» (Феофил.).
– Се, Царь ваш: пред угрозой Синедриона – начать пред Кесарем обвинение Пилата в измене, рассеялась решимость Пилата освободить Господа; но пред произнесением окончательного приговора над Ним против совести он в раздражении, бессильном впрочем, бросает ещё раз жестокий упрёк всему Синедриону словами – се, Царь ваш. Кажется, впрочем, это не одна только колкость Синедриону и не одно простое сожаление над поруганным Господом; кажется, более важный смысл заключается в этих словах. Не осенила ли римского политика мысль, что если иудеи способны ещё составить политическую нацию как политическую единицу в мире, имеющую своё высокое призвание и назначение в мире, свою особенную религиозную задачу или миссию, то эту высшую задачу никто так не способен был выполнить, как обвиняемый теперь, что Он действительно духовный Царь Израиля, как Он Сам Себя называл так (Ин.18:36-37)? Не подтверждает ли сего и дело о надписи на кресте Христовом (Ин.19-22)? Конечно, Пилат не мог постигнуть вполне этой мысли во всем её духовном значении, но не предносилась ли смутно она ему, и не её ли он выразил в кратком – се, Царь ваш? Не поняли ли этого смысла речи и сами обвинители, и не потому ли так неистово выразилась ярость их в ответе на эти слова: смерть, смерть Ему! Распни Его? Это – крик от нанесённой в самое чувствительное место раны; но Пилат, прежде чем окончательно уступить, ещё раз повёртывает нож в этой ране словами: Царя ли вашего распну? Это вынудило у представителей народных ещё более отчаянный крик, которым они сами, своими устами, выражали разрушение своей древней теократии и своё полное ниспадение в круговорот лжи мира языческого: нет у нас царя, кроме Кесаря (ср. Феофил.). Этим было сказано всё, произнесён был приговор над всей дальнейшей историей народа еврейского, и Пилат предал, наконец, Его им на распятие. Некоторые подробности об этом предании передаёт ев. Матфей (Мф.27:24-25), которыми здесь и нужно дополнить сказание Иоанново.
– И взяли и повели: т. е. обвинявшие, чрез посредство своих рабов и римских солдат, которые должны были совершить казнь.

 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
Ст. 16 Тогда убо предаде его им, да распнется. Поемше же Иисуса и ведоша.

Ведут Господа римские воины и исполняют казнь те же воины (ср. ниже Ин. 19:23 и Мф. 27:27-31,35 в совокупности). Но между тем Евангелист Иоанн особенно указывает на то, что Пилат предаде Его им» (Иудеям и архиереям предыдущих 14 и 15 стихов), дабы все памятовали, что распятие Господа Иисуса есть дело народа иудейского и его учителей и первосвященников. Еще нельзя не заметить, что хотя Пилат сидел на курульском седалище (ст. 13), но не произнес формального приговора ни о виновности узника Господа Иисуса, ни о казни Его. Во всех Евангелиях сказано о Пилате: «предаде им да распнется» (Мф. 27:26), а у Евангелиста Марка (Мк. 15:15, cр. Лк. 23:23-24) еще определённее: «Хотяше народу хотение сотворити, предаде Иисуса да пропнут Его». Ясно, что Пилат не взял на себя произнести смертный приговор или признать невинного виновным, а только властью своей попустил распятие Господа Иисуса, прикрыв свою пропреторской властью преступление Иудеев, которое при других обстоятельствах он сам же мог преследовать как убийство. Потому-то он и омывает руки (Мф. 27:24-25), что ясно по нашему мнению указывает на значение слов: «предаде им да распнется». Другими словами он не постановляет приговора, но соглашается на пропятие не как судья, а как правитель.

Поэтому и слова: «поемше же Иисуса и ведоша», относятся к архиереям и Иудеям, хотя сила материальная принадлежала римским воинам, но они столько же участвовали в преступном деянии, как бы могли участвовать в нем вьючные животные.

Сказано в 1 главе Иоанна о Господе Иисусе: «во своя прииде и свои Его не прияша» (Ин. 1:11 «не прияша», «ού παρέλαβον»), теперь же для крестной смерти «прияша» (то же выражение без отрицания, на греческом) и с Ним прияша вечное осуждение. И в ст. 18 слово «пропяша» относится, как мы думаем, также к Иудеям, которые поемше и ведоша и пропяша Господа Иисуса «руками беззаконных», как говорит Петр к народу в священный день сошествия Святого Духа (Деян. 2:23). И опять во второй речи своей к народу Петр прямо указывает Иудеям, что они и начальники их убили Господа Иисуса (Деян. 3:15-17), ибо кто бы не был орудием казни, злая воля и настояние принадлежали им и Господь предан Пилатом им Иудеям, и они распяли Господа, пользуясь только руками «не имеющих закона».

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-18 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса

(См. комментарии к Мф.27:24–38 и параллельные места).

Почему Иоанн не упоминает о Симоне Kиринеянине? Очень вероятно, что он хотел этим лишить опоры существовавшее у древних гностиков-василидиан мнение, будто бы вместо Христа на кресте был распят по ошибке Симон (Ириней Лионский. «Против ересей», I, 24, 4).

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О кресте.


Мф.16:24. Что не везде крест разумеется в переносном смысле, это можно видеть из Ин.19:16-19; Лк.23:26; Евр.13:13

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О кресте.

Мк.8:34. Действительно, здесь слово «крест» употреблено в смысле страданий, но из других мест Писания: Ин.19:16-19; Мф.27:32 – можно видеть, что Симон Киринеянин и Сам Иисус Христос несли на себе древо креста, да и враги Христа об этом свидетельствуют: Мф.27:40. Это древо послужило орудием нашего спасения: 1Пет.2:24; и пренебрегать им могут только «погибающие»: 1Кор.1:18, и враги креста: Фил.3:18.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О кресте.

Мк.10:21. Всякий должен следовать за Христом, неся крест свой, но не всякий непременно должен отречься от всего имущества своего, – можно служить Господу и именем своим: Лк.8:3; Закхей только половину обещал раздать: Лк.19:8-9. Крест Христов не везде разумеется в переносном смысле: Ин.3:14-15, Ин.19:16-19.


Лк.9:23. Если бы крест подлежал презрению, то Господь не стал бы означать именем креста благодетельные для нас скорби и страдания. Апостол Павел ничем другим не желал хвалиться, как только крестом: Гал.6:14; слово крест не везде обозначается в переносном смысле, но и в собственном: Мк.15:21; Евр.13:13; Ин.3:14-15.


Лк.14:27. Здесь разумеется крест духовный – терпение и страдание, но из этого не следует, чтобы слово крест и в других местах употреблялось в том же переносном смысле, а не в собственном. Мф.27:40; Ин.19:17; Лк.23:26. Одно воззрение на крест с верою избавляет от погибели: Ин.3:14-15.

 

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible