Скрыть
И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 35-36 И видевый свидетелствова, и истинно есть свидетелство его, и той весть, яко истину глаголет, да вы веру имете: быша бо сия, да сбудется Писание: кость не сокрушится от Него

И видевый это свидетельствова, и истинно есть свидетельство его (ст. 35), то есть: я не от других слышал, но сам был при том и видел, и свидетельство истинно. И это справедливо, потому что он повествует о поношении, какому подвергся Христос, а не о чем-нибудь великом и чудном, из-за чего бы ты мог заподозрить его слово. Он подробно рассказывает о случившемся, чтобы заградить уста еретикам и предвозвестить будущие таинства, – созерцая заключающееся в них сокровище. При этом исполняется и другое пророчество, именно: кость не сокрушится от Него (ст. 36). Хотя это сказано было об агнце иудейском, но в прообразе так было наперед ради истины, и совершеннее это исполнилось в настоящем случае. Потому-то евангелист и представил на вид слова Пророка. Так как, непрестанно указывая на собственное свое свидетельство, он мог показаться недостойным веры, то он представляет во свидетели Моисея, говоря, что и это совершилось не случайно, но уже издревле было преднаписано. Вот это именно и значат слова: кость не сокрушится от Него. С другой стороны, своим свидетельством он подтверждает слова Пророка. Я, говорит, сказал об этом для того, чтобы вы узнали, что между прообразом и истиною находится большое сходство. Видишь, сколько он употребляет старания, чтобы уверить в том, что кажется позорным и по видимому наносит бесчестие? Подлинно, то обстоятельство, что воин поругался даже над мертвым телом, было гораздо хуже самого распятия; однако ж я, говорит, и об этом сказал, и сказал с великим тщанием, да вы веру имете (ст. 35). Итак, пусть никто не отказывается веровать, пусть никто не стыдится и не причиняет чрез то вреда нашим делам. То, что кажется особенно позорным, то именно и составляет наше драгоценнейшее благо.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 35-37 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится (Исх. 12, 46). Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили

(Зах. 12, 10). Не от других, говорит, я слышал, но сам тут был и видел, «и истинно свидетельство» мое. Справедливо замечает это. Он повествует о поругании, а не о чем-нибудь великом и досточестном, чтобы тебе заподазривать это сказание. Для того, говорит, я подробно описываю это и не скрываю, по-видимому, бесчестное, чтобы вы верили, что все это, несомненно, истинно, а не составлено в чью-нибудь пользу. Ибо кто говорит в чью-нибудь пользу, тот выставляет более славное. А как Моисея считали достовернее его, то он и его приводит в свидетели. Что Моисей сказал об агнце, закалаемом в Пасху, «кость не сокрушится» (Исх. 12, 10), то, по объяснению евангелиста, исполнилось на Христе. Ибо тот агнец был образом Его, и много сходного между им и Истиною. Исполнится и другое пророчество, говорящее: «воззрят на Того, Кого пронзили» (Зах. 12, 10), Ибо, когда Он придет судить, тогда увидят Его в лучшем и боговиднейшем теле, и пронзившие узнают Его и восплачут. Сверх сего, это дерзкое дело врагов Иисусовых для неверующих будет дверью веры и доказательством, как, например, для Фомы. Ибо он удостоверился в воскресении чрез осязание ребра. Итак, «кость не сокрушится» у Иисуса; а ребро Его проливает нам источники бытия и жизни. Вода-источник бытия, ибо мы чрез нее становимся христианами, а Кровь - жизни, ибо мы ею питаемся. И Слово Божие есть Агнец. Вкушая Его от головы до ног (голова божества, ибо оно - глава, и ног - плоти, ибо она - самая низшая часть), еще и внутренности Его, то есть тайное и сокровенное, с благоговением принимая в пищу, мы не сокрушаем костей, то есть трудных для понимания и возвышенных мыслей. Ибо, чего не можем понять, того мы не сокрушаем, то есть не стараемся понять худо и с извращением. Итак, когда здраво понимаем, тогда не сокрушаем, ибо божественное сохраняем в целости. А когда будем усиливаться понять и принимаем еретическое понимание, тогда сокрушаем и ломаем твердые и недоступные мысли. Такие предметы, то есть неудобопонятные, надобно жечь огнем, то есть предавать Духу, и Он обделает и утончит их, потому что Он постигает все, и глубины Божии (2Кор. 2, 10).

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили

Что за цель этого замечания? В чем евангелист хочет уверить своих читателей? Почему прободение тела Иисусова на кресте копьем и истечение из него крови и воды нужно было указать с такой выразительностью?

Для объяснения этого еще в древности полагали, что мысль и замечание евангелиста направлены против докетов-еретиков, которые, почитая тело человеческое произведением злого начала, утверждали, что Иисус Христос (по их мнению, один из эонов) принял на Себя не истинное тело человеческое, а только один (эфирный) призрак его, который хотя был пригвожден ко кресту, но не терпел никаких страданий. Поэтому Иоанн, как очевидец, хотел уверить своих читателей, в предостережение от докетов, что тело Иисуса Христа, как во время Его жизни, так и по смерти было совершенно сходно с действительным телом человеческим, состоящим из плоти и крови. Мнение это подтверждает не только история (ибо ересь докетов появилась в первом веке и существовала именно в Малой Азии, где написано Евангелие Иоанново), но и некоторые места в посланиях Иоанновых, которые также весьма приметно направлены против докетизма (1Ин. 4, 1–3). Могло также статься, как предполагают некоторые, что во время написания Евангелия Иоаннова были люди, сомневавшиеся в реальности смерти Иисуса Христа: или потому, что Он недолго оставался на кресте и не претерпел сокрушения голеней, или по заимствованному от иудеев предрассудку, что смерть не сообразна с достоинством Мессии. Для выведения таковых людей из заблуждения весьма сильным средством служило повествование Иоанна о прободении ребра Иисусова копьем, которое самых маловерных должно было уверить, что Сын Божий из послушания Отцу смирил Себя не до креста только, но и до смерти крестной.

Но независимо от этих побуждений и целей, св. Иоанн не мог не остановить своего и всеобщего внимания на событии, нами рассматриваемом, уже потому, что в нем, как он сам замечает, исполнились два важных предсказания Ветхого Завета о Мессии. Первое из них гласило: «кость не сокрушится от него», другое: «воззрят нань, егоже прободоша».

Первое из этих предсказаний, сделанное Моисеем (Исх. 12, 10), относилось собственно к агнцу пасхальному, которого израильтяне должны были печь целым, не раздробляя и не ломая в нем ни одной кости. По разумению св. Иоанна, пасхальный агнец был в этом отношении свыше предустановленным прообразованием истинного Агнца Божьего, закланного теперь на Голгофе, у Которого также не сокрушено ни одной кости. Не углубляясь в свойство ветхозаветных прообразований, из которых многие исполнились над Иисусом Христом во время Его страданий и которые около времен пришествия Христова были замечены самими иудейскими раввинами, скажем только, что несокрушение костей, совершенно не нужное в агнце пасхальном, было не только весьма прилично, но и необходимо для истинного Агнца Божьего – Иисуса Христа. Св. Иоанн тем более должен был остановиться на этом прообразовании, что он слышал, как Иоанн Креститель называл Его Агнцем Божьим, и что смерть Иисуса Христа последовала в день Пасхи, когда закалался агнец пасхальный.

Второе предсказание взято из пророческого видения Захарии (Зах. 12,10), который, описывая будущее избавление народа еврейского от бедствий, его окружающих, говорит, что в то время покаявшиеся израильтяне будут взирать с плачем на Того, Которого они прежде этого ненавидели, оскорбляли и пронзили. Из пророчества Захарии не видно, кто именно был или будет пронзен неверными иудеями, перед кем они принесут потом покаяние. Но все описание таково, что при чтении его мысли невольно останавливаются на Иисусе Христе, прободенном на кресте, – тем более, что история еврейского народа не представляет лица, к которому хотя бы с малой вероятностью можно было отнести слова пророка.

Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа

Евфимий Зигабен (†1118)

И видевый свидетелствова

Это записал тот, который сам видел это, а не слышал от другого.

И истинно есть свидетелство его

потому что он видел то, о чем свидетельствует, и в особенности потому, что он пишет и о поругании над Учителем. Таким поруганием было прободение ребра Его, хотя и последовало при этом чудо.

И той весть, яко истину глаголет

Он достоверно знает это, потому что присутствовал тогда и видел, хотя иудеи и упрекают его во лжи.

Да вы веру имете

Иоанн записал это, чтобы вы, уверовавшие во Христа, поверили и этому.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. 

– И видевший: т. е. стоявший сам в это время при кресте и своими глазами видевший, следовательно, свидетель достоверный вполне. Это – сам Иоанн (Ин.19.26), который обыкновенно говорит о себе в своём Евангелии в третьем лице.
– Истинно свидетельство его: нет в нём неправды, ибо оно свидетельство непосредственного очевидца события.
– Он знает и пр.: Иоанн уверяет сим, что он не только не вводит в обман других, но и сам не обманывается, он в этом убеждён: он знает, что говорит истину. Такое усиление свидетельства и уверения показывает, что Иоанн говорит об этом событии как о необыкновенном, неожиданном, чудесном; иначе уверение это не имело бы цели. Ибо, зачем было бы уверять, если бы это явление было естественное, известное, которое не могло не быть известно Иоанну и которому всякий мог поверить без особого уверения?

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 33-35 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
Ст. 33-35 На Иисуса же пришедше, яко видеша его уже умерша, не пребиша ему голений, но един от воин копием ребра ему прободе: и абие изыде кровь и вода. И видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его: и той весть, яко истину глаголет, да вы веру имете.

«Сей есть Иисус Христос, пришедый водою и кровью и Духом, не водою точию, но водою и кровью: и Дух есть свидетельствуяй, яко Дух есть истина».

«Яко трие суть свидетельствующии на небеси, Отец, Слово и Святый Дух: и сии три едино суть».

«И трие суть свидетельствующии на земли, дух и вода и кровь: и трие во едино суть» (1Иоан. 5:6-8)

Вода и кровь и дух суть на земли свидетели Господа нашего Иисуса Христа, и они суть вестники жизни.

Не смерть, а жизнь была в смерти Господа на кресте и свидетельствуют о том дух и вода и кровь.

Действие воина, подымающего копье свое чтобы удостовериться в смерти распятого, – и прободающаго ему ребро, есть действие совершенно согласное с грубыми нравами римских воинов, но и оно было предсказано пророками (см. ниже) и воин бессознательно был только исполнителем пророчеств. Но удар копьем вызывает чудо особенного значения: из пречистого тела Господня из раны в боку истекают две струи: кровь и вода. Не разложенная кровь истекла, а кровь и вода чистые, – ибо не смерть, а жизнь была в пречестном теле, которое имело быть прославлено воскресением.

Человеческий дух Господа был предан в руки Отца, но живые кровь и вода свидетельствовали о нетлении тела, которое восприняло в воскресении снова дух человеческий; и Господь в явлении Своем ученикам после схождения душою во ад для освобождения ожидавших Его, был снова в полном и прославленном образе человеческом. Таким образом кровь и вода и дух свидетельствовали о Нем на земли.

На кресте было пречестное тело Его, в глазах воинов мертвое, но которое для человечества было источником жизни, ибо из него истекли вода, очищающая от греха и кровь, воссоединяющая с Богом, а дух, оживлявший пречистое тело Господне был в лоне Отца и совершал возрождение к жизни «сущих в темнице духовом» (1Петр. 3:19).

Пречистое тело было мертво на кресте, но в нем была жизнь человеком и оно воскресло потому, что смерть не могла удержать Начальника Жизни.

Сей Начальник Жизни дарует вечную жизнь и человеку, имеющему со-воскреснуть с Господом, не в одной только душе своей, но и в теле своем ради Господа, великого Агнца принесенного перед Богом за грехи мира, и воскресшего в полном существе человеческом.

Кровь источает пречистое тело Его, а Он сказал: «аще не снесьте плоти Сына человеческаго, не пиете крови Его, живота не имате в себе» (Ин. 6:53-56).

Вода истекает из пречистого ребра Его, а Он сказал: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие» (Ин. 3:5).

А ученикам Своим в последней беседе Своей Он глаголал об Утешителе Духе Святом, имеющем приити и научить их всему (Ин. 15:20,16:7-15). Посему в знамении истечения крови и воды из ребра Господня видим указание на священные таинства крещении и приобщения тела и крови Христовой, сопровождаемые просвещением духа человеческого, дарами Святого Духа, как в сих, так и в других таинствах Христовой церкви.

«Не без значения, и не случайно истекли эти источники, говорит св. Иоанн Златоуст о прободении честнаго ребра Господня, – но потому что из того и другого составлена Церковь. Это знают посвященные в таинства: водою они возрождаются, а кровью и плотью питаются. Так отсюда получают свое начало наши таинства, и потому, когда ты приступаешь к страшной чаше, приступай так, как бы ты пил от самого ребра Христова».

Святой Кирилл Иерусалимский, имея в виду Христовых мучеников, указует на двоякое крещение, могущее быть водою и кровью в следующих словах: «Спаситель, искупая мир крестом и прободеный, источил из бока кровь и воду, дабы некоторые во времена мирные были крещены водою, а другие во времена преследования крестились в крови смерти своей».

И еще он же, указывая на знамения при Моисее крови и воды, сопоставляет их с последним из всех знамений истечением крови и воды из ребра Господа нашего Иисуса Христа. Кроме многих других значений этого знамения (о которых мы говорили выше), он прибавляет: «Есть и другая причина прободения ребра Господа: «поскольку первою виновницею греха сделалась «Ева, созданная из ребра, то Иисусу, пришедшему даровать прощение вместе мужам и женам, прободено ребро за жен, чтобы им дано было разрешение грехов».

Евфимий Зигабен (ad. loc.) и Фиофилакт Болгарский (ad. loc.) держатся оба разъяснения Златоуста, но прибавляют несколько своих мыслей о сем событии прободения бока Господня и истечения крови и воды.

Зигабен говорит: «Сие событие сверх естественно, и потому ясно указывает, что прободенный был выше человека: ибо кровь не может течь из человека мертвого, хотя бы его кололи десять тысяч раз. Еще надо заметить, что Спаситель наш прободен копьем в бок потому, что бок Адама был прободен грехом, то есть Евой: и Господь исцелял рану бока Адама, раною Своего бока. Он источает кровь и воду, знаменуя два крещения, одно кровью, т. е. мученичества, а другое водою возрождения: и потоком сих двух струй, Он омывает поток греха».

Феофилакт Болгарский указывает еще на истечение крови и воды, воспоминаемое в смешении воды и вина в чаше Христовой и при этом упрекает Армян в несоблюдении сего: «Да постыдятся, говорит он те, кои не смешивают воду с вином в священных таинствах. По видимому они не веруют, что из пречистого бока вода истекла вместе с кровью, что составляет самую высшую часть чуда… Я разумею, что кровь была знамением, что Распятый был человек, но вода была знамением, что Он был более, чем человек, что Он был Бог».

Очень хорошее замечание встречаем мы у Тертуллиана (гл. 43), который уподобляет смерть Господа на кресте сну Адама во время сотворения из ребра его жены (Быт. 2:21), ибо говорит он: «Господь умер дабы из раны, нанесенной в пречистое ребро Его, Церковь настоящая матерь живущих могла быть образована».

И у блаженного Августина (Град Божий кн. XXII гл. ХVII) есть сопоставление Евы «матери всех живущих» со второй Евой Церковью Христовою, созданной из прободенного ребра Господа.

Свидетелем чуда истечения крови и воды из прободенного бока Господня Иоанн, называет самого себя, хотя по обыкновению не называя себя по имени. Как очевидец событий он записывает их, а как умудренный Утешителем Духом Святым, он указует на значение их в посланиях своих и в откровении своем (cм. ссылку выше на 1Ин. 5:6-8. Cр. еще Откр. 1:5,5:9,21:6,22:17 и др.), связуя в следующих двух стихах сии события с изреченными об них пророчествами (См. след. стихи).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили

«И видевший засвидетельствовал…» По изъяснению отцов Церкви (свтт. Иоанн Златоуст, Kирилл Александрийский), евангелист здесь говорит о себе самом, по смирению, как и в других местах, не называя прямо своего имени. Он настаивает на том, что свидетельство его вполне истинно ввиду того, что в его время иногда на повествования о чудесных событиях из жизни Христа смотрели с большим недоверием (см. Лк.24:11, 22; 2Пет.1:16). Наконец, по поводу его сообщений о чудесах, совершившихся во время смерти Христа, о которых только он один говорит, его могли заподозрить в желании возвысить свой авторитет перед другими писателями Евангелий, и он поэтому заранее заявляет, что у него при этом не было иной цели, как утвердить в своих читателях веру во Христа.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible