Скрыть
И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13-14 И было слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли

И было слово Господне во второй раз ко мне, говорящее: что ты видишь? И я сказал: котел поджигаемый я вижу, и лицо его со стороны севера. И сказал Господь ко мне: от севера откроются (или возгорятся) бедствия на всех обитателей земли. Мучения определяются грешникам с некоторою постепенностью, чтобы мало по малу они достигали спасения. Те, кои не захотят исправиться от наказания жезлом, посылаются в медный и поджигаемый котел, о котором полнее пишет Иезекииль и который зажигается со стороны севера (Иез. гл. 24), указывая царя Вавилонского и город Иерусалим. И прекрасно говорится от севера возгорятся бедствия на всех обитателей земли, – или земли Иудейской, или всей земли, о которых в Апокалипсисе написано: горе всем живущим на земли (Откр. 8:13). Ибо святые суть не обитатели земли, а пришельцы и странники, из коих один говорит: пресельник аз есмь у тебе и пришлец, якоже вcи отцы мои (Пс. 38:13), и другой: «малы и весьма злы дни мои, в которые я странствую на земле» (Быт. 47:9). Поэтому и Петр пишет кафолическое послание пришельцам и странникам Понта, Галатии и Каппадокии (1Петр. 1). И в таинственном смысле Соломон говорит: «северный жестокий ветер» (Притч. 25:23); а именем благоприятного он называется теми, кои оцепенели от его холода и потеряли теплоту веры.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

1:13 И было слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера.
1:14 И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли.

Потом Бог показывает Пророку  «поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера». И «котлом» называет Иерусалим, а огнем царя вавилонского. Ибо его именует пришедшим от «севера», потому что Вавилон находится к северу от Иерусалима. И богомудрый Иезекииль именует Иерусалим «котлом», а жителей его - «мясами» (Иез.11:3).

Толкование на пророка Иеремию

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

Ст. 13-14 И было слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли.

Ст. 13-14 И бы́сть сло́во Госпо́дне втори́цею ко мне́ глаго́ля: что́ ты ви́диши? И реко́х: коно́б поджига́емый [а́з ви́жду] и лице́ его́ от­ лица́ се́вера. И рече́ Госпо́дь ко мне́: от­ лица́ се́вера воз­горя́т­ся зла́я на все́х обита́ющих на земли́,

Другое видение указывает на самое содержание слов, над исполнением которых бодрствует Господь. Пророк видит «коно́б поджига́емый, и лице́ его́ от­ лица́ се́вера». Коноб или котел, судя по еврейскому его имени и по тому, что говорится о нем в других местах Ветхого Завета, был большого объема: так как напр. по 4Цар. 4:38 и сл. в подобном котле варилась похлебка для целой пророческой школы; по Иез. 24:4 в котле могли поместиться и куски чистого мяса, и голени, и плеча с костями и вариться здесь с водою. Что котел делался из металла, можно видеть из Иез. 24:11 (…и сгори́т ме́дь его̀). Котел, в то время как пророк видит его, кипит. Что значит это видение, объясняется следующим образом: «от­ лица́ се́вера воз­горя́т­ся (греч. ἐϰϰαυϑήσεται) зла́я на все́х обита́ющих на земли́». Это славяно-греческое чтение более выразительно, чем чтение еврейского текста, которое значит: «с севера откроется бедствие». И здесь между видением и его толкованием есть соответствие, как в ст. Иер. 1:11-12. Видение ветви бодрствующего дерева значит, что Господь бодрствует над своими словами, чтобы исполнить их. Подобным образом коноб поджигаемый значит, что «бедствие возгарается». Последние слова напоминают неоднократно встречающееся у пророка Иеремии выражение: «пламенный гнев Господа» (Иер. 30:24; ср. Иер. 25:37). Этот пламенный гнев направлен против нечестивых (Иер. 30:23); он не отвратится, доколе Господь не совершит и не выполнит намерений сердца своего (Иер. 30:24). Поэтому, пламя гнева Господня может быть рассматриваемо, как проявление того бодрствования Господа над исполнением своих слов, на которое указывает первое видение. Между тем первым и этим вторым видениями есть несомненная связь; они взаимно дополняют друг друга. Там сказано, что Господь неусыпно блюдет за исполнением слов своих. Здесь разъясняется, какие это слова, – это грозное слово о бедствии, грядущем с севера. Это бедствие с силою и живостию огня исполнит волю Божию. Господь, имеющий послать это бедствие, явится бодрствующим над исполнением намерений своего сердца.

Перевод слав. воз­горя́т­ся (греч. ἐϰϰαυϑήσεται) основан на чтении תֻּפַּח вместо масор. תִּפְתַּח.

Толкования на Книгу Святого пророка Иеремии. Часть 1–2

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 И было слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли

Здесь Бог ближе раскрывает способ, каким Он приведет в осуществление Свое слово. Пророку, увидевшему большой котел (ср. 4Цар. 4:38 и Иез. 24:3), который кипел, Бог объяснил, что этот котел, представлявшийся пророку как бы движущимся к Иудее с севера, обозначает собою бедствия, несчастья, какие обрушатся на жителей Иудеи с севера, откуда уже пришла, недавно сравнительно, беда на царство Израильское. Варятся, кипят в этом котле, следовательно приготовляются, для Иудеи разные наказания от Бога, которые придут на Иудею от руки могучего северного (халдейского) царства. — С 14-го ст. и др конца главы речь пророка принимает опять ритмический характер.

См. также Толкование на Иер. 1:4

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible