Скрыть
так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает

Меч пронзает тело, но не душу; душу пронзает язык. Языку недоступна середина: либо великое зло, либо великое добро. Великое добро - исповедовать Христа Богом, великое зло - отказаться от Христа как от Бога. Поэтому пусть не думает никто и не говорит: я великих грехов не совершал - если и грешил, то грешил языком. Что есть больший грех, чем богохульство? Почему пал дьявол? Он воровал? Убивал? Прелюбодействовал? Все это страшные грехи, но дьявол пал не из-за них, его подвел его язык. Что он сказал? Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой <…> буду подобен Всевышнему (Ис 14:13-14).

Трактат на Псалмы.

Чем больше грешит язык, тем больше мучается.

Гомилия о Лазаре и богаче

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает

Язык много делает, если им хорошо управляет душа, как у Соломона, обладавшего даром разумения, но при этом имевшего кормило. Однако когда язык плохо обуздан, он влечет своего хозяина к великой погибели.

О семи Кафолических посланиях


Особенно он производит большую награду, если был разумно направлен по желанию души кормчего, согласно сказанному Соломоном: кто имеет разумение, тот будет управлять (Притч. 1:5). Если же он был направлен худо, то, наоборот, производит большое зло на погибель себе и ближним. Потому Соломон и сказал: смерть и жизнь – во власти языка (Притч. 18– СП; 18– Vlg.). Язык производит жизнь, если наставляет Церковь во благо, и наоборот, производит смерть, если причиняет Церкви вред. Поэтому апостол говорит это против тех, которые брались учить [других], не имея ни [добродетельной] жизни, ни знаний, и эти причиняли большой вред Церкви. Если мы будем читать этот стих, как его содержат некоторые кодексы, со словами: а много хвастается, то в этом случае под хвастовством следует, конечно, понимать то, о чём апостол сказал далее, когда перечислил грехи, происходящие от языка: вы же теперь хвастаетесь в своей самонадеянности. Всякое такое хвастовство есть зло (Иак. 4:16). Удерживаться от этого призывает нас и мать блаженного [пророка] Самуила, говоря в молитве: не умножайте речей надменных в гордыне (1Цар. 2:3). Итак, много хвастается тот язык, который, презирая слова и мнения других, восхваляет исключительно свой ум и красноречие. Вот какой огонь какой большой лес зажигает. Апостол говорит какой [огонь], подразумевая какой небольшой. Так говорят даже [некоторые] кодексы: вот небольшой огонь. Ведь подобно тому, как небольшая искра, оторвавшись от пламени, часто зажигает большой лес, так и невоздержанность языка, вскормленная собственными шутками, приносит погибель, как только коснётся большого леса добрых дел и обильных плодов духовной жизни. И кроме того, она истребляет большей частью те бесчисленные словесные листья, которые прежде казались самыми лучшими.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

такожде же и язык мал уд есть, и вельми хвалится. Се, мал огнь, и коль велики вещи сожигает! - Такожде, то есть таким же образом, по разумному направлению, должен двигаться и язык, ибо он небольшой член, а делает много, то есть зла и добра. Вельми хвалится сказано вместо «производит великие дела».

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Такожде же и язык мал уд есть, и вельми хвалится

Это изречение, Феофилакт и Икумений толкуют что, долг языка, действовать в пределах правых слов и подобающе, как кони двигаются подобающе в зависимости от узды и корабли в зависимости от руля, и как они малы суще, великие вещи творят. Митрофан же так толкует, что как узда и кормило хотя и малы, хвалятся же, выразимся таким способом, и гордятся над большими их, потому что, этими малыми, управляются огромные кони и корабли и делаются благопотребными в нашей жизни. Так и язык, мал есть по размеру, однако «вельми хвалится» и гордится перед всем человеческим телом. Потому что, он может спасти или умертвить всё тело, как многие из людей часто посредством одного только собственного языка, были умерщвляемы. Поэтому сказал Соломон «Смерть и живот в руце языка» (Притч. 18:21).

Се, мал огнь, (и) коль велики вещи сожигает

Как одна малая искра огня, зажигает большой пожар и сжигает целый город или огромный холм, так и язык, член наименьший есть в человеке, большой воздвигает пожар многих искушений и скорбей и пожигает всё тело и душу. Поэтому мудро сказал Великий Василий толкуя «удержи язык твой от зла» 33-го псалма: «Первая же заповедь (т.е. Давидова): удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Ибо грех, содеваемый языком, и на деле весьма удобен и многообразен. Разгневался ли ты – и язык предваряет. Похоть ли возобладала тобою – язык прежде всего служит тебе как бы переводчицей и переносчицей, которая помогает во грехе и вводит в искушение ближних. Язык для тебя и оружие неправды, если он не от сердца говорит, но для обмана других.

Но к чему перечислять словом все грехи, совершаемые языком? Жизнь наша наполнена грехопадениями языка: срамословие, смехотворные, глупые, непристойные речи, пересуды, слово праздное, лживые клятвы, ложные свидетельства – всё это и гораздо ещё большее число зол суть произведение языка. А те, которые отверзают уста свои на поругание славы Божией и неправду в высоту глаголют (ср.: Пс. 72:8), каким другим орудием совершают сие нечестие, как не орудием языка? Итак, поскольку от слов своих осудишися (Матф. 12:37), то удержи язык твой от зла и не делай сокровища языком лживым суетная (ср.: Притч. 21:6)».

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

3Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. 4Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; 5так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! 6И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

Два сравнения употребляет апостол для наглядного представления и подтверждения той истины, что обуздывающий язык свой может обуздать и все тело свое. Пункт сравнения собственно тот, что хотя язык человеческий и небольшой член, но имеет важное значение (ст. 5), точно так же, как удила во рту коней и руль на кораблях – хотя небольшие вещи, но посредством их управляются как и куда следует и кони, и корабли.

Посмотри (наглядное, для всякого ясное и убедительное доказательство): мы влагаем удила, малую по видимому вещь, в рот коням, и через это они повинуются нам, и мы управляем всем их телом, всеми их членами и движениями, они делают не так, как им хотелось бы, а как и что нам нужно.

Или вот, например, корабли, как ни велики они сами по себе, чтобы слабый человек мог справиться с ними, и как ни сильными ветрами носятся, так что слабый человек по видимому не силен противостоять действию на корабль этих ветров и справиться против них с кораблем, но, однако ж, корабли небольшой вещью – рулем направляются не туда, куда мог бы нести их сильный ветер, а куда хочет кормчий, корабль посредством руля находится в полном распоряжении управляющего им.

Так (ст. 5) и язык человеческий, небольшой член, подобно удилам и рулю, но много делает: точнее – большое имеет значение; греческое слово (μεγαλαυχεῖν) не имеет значения дела или действования, а заключает в себе понятие похвальбы и употребляется в дурном смысле. Здесь это слово противополагается слову – небольшой (член): небольшой, а имеет важное значение. Этим изречением апостол переходит к изображению пагубного значения и гибельной силы этого небольшого члена. Язык здесь употребляется вместо – слово. Не язык, как естественный орган речи, но слово, произносимое языком, и слово значение имеет потолику, поколику оно есть выражение мысли. Слово, само по себе, звук пустой, смысл и значение ему придает мысль.

Дальнейшее изображение значения языка, или слόва, оболочки мысли, продолжается таким изречением: посмотри, малый огонь как много вещества зажигает; образ взят от большого пожара, который происходит от малого огня.

Приложение этого образа: и язык – огонь, то есть сожигающий очень многое, разрушающий очень многое в нравственной жизни человека. Эта последняя мысль выражается писателем оригинально и сильно. Чтобы указать, почему в языке так много разрушающей или вообще злой силы, апостол обозначает кратко, что в нем целый мир неправды (κόσμος τῆς αδικίας;– не прикраса неправды, а мир неправды), это – народное гиперболическое выражение вроде «океан», «бездна» – в смысле неизмеримости или вообще великости чего-нибудь; мир неправды язык – значит: в нем столько неправды, что трудно и определить, и представить. Он называется так потолику, поколику представляется, что чрез него во все члены тела проникает неправда, то есть неистинное и ложное.

Язык в таком положении находится между членами (точнее – имеет такое значение в числе членов), что оскверняет все тело: именно потому, что в нем целый мир неправды, оскверняющей в нравственном отношении все тело (тело – в том же значении, как и в ст. 2), все движения всего духовно-телесного организма человека, все его стремления и действия. И воспаляет круг жизни, соответственно названию его огнем. Оскверняет – это соответствует названию его миром неправды, а воспаляет – как огонь вещество. – Круг жизни: поэтическое обозначение всей жизни человека, которая с самого рождения его вертится непрестанно, как колесо, доколе смертию не прекратится верчение этого колеса.

Воспаляет круг жизни значит: зажигает, или сожигает, всю жизнь человека. Все это образное, взятое от действия огня выражение означает пагубное действие, какое язык, оскверняющий неправдою всего человека, оказывает на всю его жизнь, как бы сожигая ее огнем страстей; всякая неправда как бы сосредоточена в языке (в слове), а он составляет как бы ось, около которой движется колесо жизни и от которой воспламеняется и постоянно горит как бы в огне, доколе не прекратится это движение колеса. Представление, что язык оскверняет все тело и воспаляет жизнь и, следовательно, есть собственное седалище греха, находит себе оправдание не в том, что всякий грех имеет свое основание во грехе языка, или слова, а в наблюдении, что язык есть ближайший орган действования или выражения каждого греха.

Что он не причина, или основание, это выражает апостол в дальнейшем изречении: будучи сам воспаляем от геенны, гееннским огнем, диавольским огнем, или, что то же, диаволом, так как похоть (Иак.1:14-15), от которой все грехи и которой ближайшим органом служит язык, имеет свое происхождение от диавола, следовательно – из геенны.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны

Продолжается изображение в сильных образных выражениях гибельных действий необузданности языка. Вред и разрушительное вообще действие грехов языка уподобляется огромному пожару, начинающемуся от малой искры. Характер или природа этого пожара обозначен гиперболическим выражением «o kosmoV thV adikiaV, мир неправды» (не точны здесь слав. и русск. переводы: «лепота» или «прикраса» неправды), т. е. неправда, ложь и зло всякого рода, проистекающие oт злоупотребления человека даром слова. Грехи языка, как органа выдающегося среди других членов тела, оскверняют, заражают все тело, весь духовно-телесный организм человека, все его стремления, намерения и действия. Пожар зла и гибели, зажигаемый необузданностью языка, воспламеняет, опаляет и сожигает огнем страстей весь круг жизни человеческой («колесо бытия, рождения», ton trocon thV genesewV), будучи в свою очередь не более, как орудием огня геенского и диавола.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

Здесь указывается значение языка через сравнение его с рулем у корабля и с небольшим огнем, много сжигающим. Этими сравнениями в высшей степени верно определяется значение языка, ибо действительно он не велик, как руль у корабля, но многим управляет, и подобно огню, часто возбуждает и воспламеняет как самого говорящего горячие и воспламеняющие речи, так и других. Нередко огонь этот бывает столь губительным и злым, что разрушает всю крепость тела нашего и возмущает мир, спокойствие и чистоту духа множества людей. Господственное и свободное положение языка в организме нашем и воздействие на него злой силы делает его весьма страшным исходищем зла, срвн.(Иак.3:6); (Мф.15:11:18), тем более что он бывает способен прикрашивать зло, являясь в виде лести и того увлекательного красноречия, которым отличаются непризванные учители и всякого рода обольстители, срвн.(Пс.140:4). Да, злой язык – враг наш; он может сослужить службу греху во всех отношениях. Как при воспламенении оси в колесе, так при злоречии языка нашего, могут совершиться страшные беды для всего круга нашей жизни! Один из наших толковников в словах: «прекраса неправды» видит указание целого мира неизмеримой бездны неправды, к которой ведет язык лживый и льстивый (см. Толкование на сие послание преосвящ. Михаила, кн.3, «Душеполезное Чтение» 1886). 

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible